Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Значение, предмет и задачи конфликтологии.

Лекция 2.

План.

  1. Роль конфликтологии в развитии современного общества.
  2. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии.
  3. Основные цели и задачи конфликтологии.
  4. Конфликты 20-го века.

На территории стран СНГ конфликтология находится на завершающей стадии формирования в самостоятельную науку. На этом этапе важно по возможности четко определить объект и предмет, сформулировать принципы и задачи, осмыслить свою роль в развитии общества.

1.Роль конфликтологии в развитии современного общества. Проблема социального конфликта всегда была актуальна для любого общества. На всех этапах развития общества конфликты оказывали не просто заметное, а как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность граждан в разных странах.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней. Эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда имеются достаточно глубокое понимание истинных причин возникновения конфликта, представление о закономерностях его развития и завершения. Такое понимание невозможно без помощи науки.

Одно из следствий реформирования современного общества – рост количества и разнообразия социальных конфликтов. В недемократическом государстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исключают возможность серьезных социальных конфликтов как в самой этой группе, так и в подчиненных ей структурах.

Демократия – это конфликты. Но истинная демократия заключается не столько в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты завершаются конструктивно, гуманными, цивилизованными способами. Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе состоит именно в неумении конструктивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не столько принципами, но и вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречий, а на взаимное противодействие, нанесение противнику максимального ущерба. Становясь самоцелью, борьба не может служить движущей силой прогрессивного развития общества.

Для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно руководитель, должен обладать необходимыми знаниями о конфликте как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей. К сожалению, степень понимания конфликта учеными еще не позволяет получит знания, которые можно было бы эффективно использовать для объяснения и регулирования сложных социальных конфликтов с учетом их современной этнической специфики.

Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и быстрого развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. Основы такой науки – конфликтологии – в странах СНГ уже созданы.

Таким образом, конфликтология при условии ее быстрого развития может сыграть в бесконечном реформировании современного общества весьма прогрессивную роль: помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения; научит каждого человека более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах; сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионов граждан, ежегодно несущим огромный ущерб в результате деструктивных последствий внутриличностных и социальных конфликтов; не допустить повторения ошибок прошлых столетий.

2.Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Конфликт – сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок используемых методов. Необходимо максимально четко определить содержание, которое мы вкладываем в конфликт, обозначив тем самым границы объектной и предметной областей конфликтологии. Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей. Прогресс науки зависит от того, насколько удачно определены границы объекта и предмета ее изучения. Важно, с одной стороны, не упустить ничего существенного, чтобы не потерять системного представления об объекте, с другой стороны – не включить в объект и предмет ничего лишнего, поскольку это приводит к расширению круга изучаемых явлений, увеличению объема исследовательской работы. Кроме того, важно уже в определении объекта и предмета по возможности точно раскрыть сущность изучаемого явления. В этой связи целесообразно внести в понимание конфликта два принципиальных уточнения.

Прежде всего, необходимо сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты возникают главным образом при социальном взаимодействии. При этом если социальное взаимодействие понимать в широком смысле, то в него целесообразно включить и взаимодействие между животными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточно большом количестве работ, посвященным различным аспектам проблемы биосоциальной эволюции. Поэтому в объект конфликтологии необходимо включить зооконфликты – конфликты в животном мире. В неживой природе конфликтов нет, там есть противоречия, противодействия, столкновения и т.д. Внутриличностные конфликты также являются объектом изучения конфликтологии.

Второе уточнение касается сути конфликта. Представляется, что сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть их разрешается путем конфликтов. Интересы и взгляды также сталкиваются довольно часто. Однако сущность конфликта шире этого столкновения. Она – в противодействии субъектов конфликта в целом.

Таким образом, под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба. Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

На сегодняшний день необходимо связать в систему все те практически не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведении, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Такая система не будет искусственным образованием. Ее создание возможно, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание необходимо. Поскольку люди. Органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки – конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом – общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность – группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром – межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека.

Конфликты – неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в со состоянии исследовать наука на данном этапа развития. Объект конфликтологии – гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии – социальные, внутриличностные и зооконфликты – в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.

Ядро предмета конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов.

3.Основные цели и задачи конфликтологии. Для того чтобы ускорить развитие конфликтологии, необходимо максимально четко определять основные цели и задачи на каждом этапе развития науки. Основными целями конфликтологии, которая одновременно носит фундаментальный и прикладной характер, являются:

- исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;

- создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

- организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Для достижения первой цели – развития методологии, теории, методов конфликтологии – необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

- преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук, ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе междисциплинарной самостоятельной науки;

- проведение междисциплинарных исследований конфликтов;

- регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методическим, теоретическим и методологическим проблемам конфликтологии;

- создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов;

- выделение в ВАКе научной специальности «Конфликтология»;

- организация издания научного журнала «Проблемы конфликтологии», более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященным конфликтам;

- расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикации наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области;

- создание в системе научных институтов Института конфликтологии; Центра конфликтологических исследований.

Для создания системы конфликтологического образования, пропаганды конфликтологических знаний в обществе необходимо решить следующие задачи:

- расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс «Основы конфликтологии» должен стать обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучать выпускники всех вузов;

- выделение курса «Основы конфликтологии» в средних специальных учебных заведениях, общеобразовательной средней школе;

- введение учебной специальности «Конфликтолог» в рамках психологии, в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей;

- издание литературы по конфликтологии наиболее известных зарубежных авторов;

- публикация научно-популярных работ по конфликтологии, доступных максимально широкой части населения;

- образование в ведущих вузах кафедр конфликтологии, комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами, философами, правоведами и др., т.е. на основе междисциплинарного принципа.

Организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов предусматривает решение следующих основных задач:

- разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества;

- создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозированием, предупреджением и урегулированием реальных конфликтов;

- создание Ассоциации конфликтологов, основной задачей которой будет разработка прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;

- разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных, позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

4.Конфликты 20-го века. Весь 20-й век практически был ознаменован множеством конфликтов. Среди основных групп конфликтов в 20-м веке выделяются следующие:

- глобальные;

-формационные;

- межнациональные;

- цивилизационные.

Глобальные конфликты. Первая и Вторая Мировые войны.

Формационные конфликты. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г.; Октябрьская пролетарская революция 1917г.; комплекс идеологических, экономических и политических конфликтов на рубеже 80-х – 90-х годов.

Межнациональные конфликты. Тотальная конфликтность на межнациональной основе на территории бывшего СССР была порождена следующими причинами:

- упор был сделан на автоматическое сближение, расцвет и слияние наций при игнорировании естественных процессов в развитии наций и этносов;

Длительное время систематически перекраивались границы административных образований без учета мест расселения этнических образований;

- центральная власть не учла силы процессов политической и культурной суверенизации в союзных и автономных республиках бывшего СССР;

- длительное время проводимая русификаторская политика КПСС постепенно вошла в острое противоречие с ростом национального самосознания на местах.

Пик интенсивности межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР пришелся на первую половину 90-х годов. Большинство из них не разрешено до сих пор. Это тлеющие очаги конфликтности, которые, вполне вероятно, будут давать о себе знать еще не один год, а может быть и десятилетия. Яркий пример – войны на Кавказе. Это связано вовсе не с низким уровнем переговорной культуры властей или с общим состоянием отечественной конфликтологии, а с тем, что еще не полностью реализован конфликтный потенциал противостоящих сторон. Конфликтологический анализ показывает, что противоречия, копившиеся на протяжении советской истории, не могут исчезнуть просто так. Это неизбежный этап в развитии новых государств, образовавшихся на обломках бывшего Советского Союза. Национальное самосознание народов бывших советских республик, грубые ошибки в приоритетах социально-экономического развития различных регионов страны, сталинская национальная политика с великими переселениями народов – вот неполный перечень конфликтного потенциала в межнациональных отношениях.

Цивилизационные конфликты. На сегодняшний день устоявшегося определения цивилизационных конфликтов нет. В целом цивилизационные конфликты рассматриваются как глобальные, длительные и многоуровневые столкновения между высшими историческими общностями – цивилизациями. Ярким примером цивилизационных конфликтов является конфликт между западной цивилизацией и цивилизацией мусульманской.

Как считают некоторые зарубежные политологи, межцивилизационные конфликты являются постоянными и, возможно, 21-й век станет веком их развертывания.

Выводы.

  1. Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. Конфликты являются основной причиной гибели людей. Для того чтобы грамотно вести себя в конфликтах, человек должен знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. Конфликтология может сохранить здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам граждан, ежегодно несущим огромный ущерб в результате деструктивных последствий внутриличностных и социальных конфликтов.
  2. Социальный конфликт – наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и сопровождающийся переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Внутриличностный конфликт – выраженные негативные переживания, вызванные затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающих противоречивые связи с социальной средой, и задерживающие принятие решения.
  3. Объектом конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом – закономерности их возникновения, развития и завершения. Объект конфликтологии включает два типа конфликтов: с участием человека ( социальные и внутриличностные) и зооконфликты. Свой специфический предмет находят в конфликте одиннадцать наук: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология и философия.
  4. Основные цели отечественной конфликтологии сегодня: исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, развитие на этой основе конфликтологической теории; создание системы конфликтологического образования, пропаганда конфликтологических знаний в обществе; организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какова роль конфликтов разных уровней в развитии современного общества. Предложите свою классификацию конфликтов.
  2. Определите сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии.
  3. Назовите основные цели и задачи конфликтологии.
  4. В чем своеобразие конфликтов 20-го века? Назовите основные, попробуйте охарактеризовать некоторые из них, поясните возможные причины их возникновения.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:627

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







...

 

2012-2017 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.