Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Введение. Конфликтология и ее предмет.

Лекция 1.

Медиация.

При рассмотрении четвертого вопроса следует отметить, что медиация - проведение переговоров с участием посредника. Процесс вступления спорящих сторон в процесс медиации является доброволь­ным, а медиатор - свободно выбранным. В медиации спорщики сами вырабатывают и принимают решения и добровольно берут на себя обя­зательство выполнить их. Медиация нацелена на поиск согласия. С помощью посредника стороны обсуждают разные варианты решения конфликта. Медиация проходит конфиденциально. Процесс медиации относительно непродолжителен и обходится, как правило, дешевле, чем традиционные судебные; процедуры. Медиатор должен быть независимым, нейтральным и беспристрастным. Методы медиации опираются, главным образом на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию их на результат типа "выигрыш - выигрыш".

Основные принципа медиации: добровольность, равноправие сторон, принцип нейтральности медиатора, конфиденциальность. В процессе медиане и посредник побуждает стороны тщательно анали­зировать конфликтную ситуацию, является активным слушателем, от­личает факты от их интерпретаций и оценок, организует процесс пе­реговоров, выступает как генератор идей, расширяющий ресурсы спорщиков.

 

 


[1] Леонгард К. Акцентуированные личности.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

[2] Брэмсон P.M. Общение с трудными людьми.— Клев: Внешторгиадат, 1991

[3] Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев: Верзилин и К°, ЛТД, 1991.- С.184

План.

1. Что такое конфликтология.

2. Предпосылки конфликтологических идей.

- Эволюция научных воззрений на конфликт.

- Проблема насилия в религиозных учениях.

-Отражение конфликтов в искусстве, литературе и средствах массовой информации.

- Практика как источник конфликтологических идей.

 

1. 21-й век уже поставил человечество перед альтернативой: либо он станет веком конструктивного разрешения конфликтов, либо будет последним в истории цивилизации. В 20-м веке конфликты стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в завершившемся столетии более 300 млн. человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, войны в Югославии, Афганистане, на Кавказе и другие военные конфликты последних лет свидетельствуют о возрастании опасности войн, в том числе с применением новых видов оружия массового поражения.

Внутриполитическая борьба – один из решающих факторов развития государств…

Конфликты на уровне организаций нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и даже приводить к их распаду.

Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. В настоящее время в России и на Украине в результате острых внутриличностных конфликтов ежегодно заканчивают жизнь самоубийством несколько десятков тысяч человек.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Наше незнание законов возникновения, развития и завершения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом СССР.

Сегодня каждому современному человеку, руководителю на любом уровне срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного решения конфликтов различных масштабов. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты достаточно специфичны. Научиться конструктивно вести себя в конфликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого получения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки – отечественной конфликтологии.

Для решения этой задачи и осуществляется систематизация уже имеющихся знаний о конфликтах, определяются методологические и теоретические основы науки, очерчиваются контуры сложившейся на практике парадигмы конфликтологических исследований, намечаются перспективы их развития.

Конфликтология – совсем молодая наука, но необходимая в современном обществе. Она актуальна во всем мире.

«Люди поразительно недоверчивы друг к другу, все время ожидают нападения, отсюда их чудовищная агрессивность». Ю.Нагибин.

Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20 вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений культуры и искусства. Обыденное сознание также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.

Эволюция научных воззрений на конфликт.

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.

Первые, дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к 7-6 вв. до н.э.. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего – во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей.

В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей (Анаксимандр (ок. 610 – 547), Гераклит (кон.6 – нач. 5 вв. до н.э.). К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон (ок. 428 – 348 до н.э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». Тем не менее, в «идеальном государстве» Платона имеются воины, готовые выступить в поход в любое время. Гераклиту противоречил и Геродот (ок. 490-425 до н.э.). Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира – дети отцов». Эпикур (341-270 до н.э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.

Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтаций в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цицерон (106 – 43 до н.э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне, которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага («О государстве»). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345 – 430) добавил к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире, изложенные в работе «О Граде Божьем», звучат вполне современно: «… Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям».

Средние века. Фома Аквинский (1225 – 1274), развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т.е. санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «война и насилие являются всегда грехом».

Флорентийский теоретик и государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик Средневековья считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Н.Макиавелли одним из источников социального развития считал знать, сосредоточившую в своих руках всю полноту государственной власти. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, - считал мыслитель.

Эразм Роттердамский (1469 1536) отмечал, что «война сладка для тех. Кто ее не знает», и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э.Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в войны: «Они ощущают и видят свое могущество, лишь разрушая согласие в народе, а когда это согласие нарушено, они втягивают и вовлекают народ в войну, чтобы еще свободнее и легче грабить и истязать несчастных людей».

Гуго Гроций (1583 – 1645) допускал возможность войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. Его рассуждения заложили теоретическую основу для позднейшего понятия нейтралитета.

Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561 – 1626). Он впервые подверг основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению конфликтов способствуют пренебрежение государями мнений сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также «пасквили и крамольные речи».

Томас Гоббс (1588 – 1679) обосновал в «Левиафане» концепцию «войны всех против всех» как естественное состояние. Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд желанию завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие.

Новое время. В данный период были популярны идеи Жан-Жака Руссо (1712 – 1778) об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие. По мнению Ж..-Ж..Руссо, общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны, и добрую волю они не проявят. Поэтому «дело уже не в увещевании, а в принуждении».

Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен в работе Адама Смита (1723 – 1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». В основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборство между классами А.Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, - как определенное общество, а социальный конфликт, следовательно, - как определенное благо человечества.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние … последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено».

Здесь просматривается связь с идеями Ж.-Ж..Руссо об «общественном договоре».

По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770 – 1831), главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанного к труду класса», - с другой. Будучи сторонником сильной государственной власти, Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты.

Прусский военный теоретик карл Клаузевиц (1780 – 1831) в труде «О войне» определил природу международного военного конфликта, предложив знаменитую формулу: «Война есть продолжение политики другими средствами». На протяжении всей истории международные военные конфликты являлись не биологической неизбежностью, не отклонением от нормы в курсе той или иной державы или проявлением своенравности монарха, а закономерным развитием тех процессов, которые шли внутри государств на мировой арене до перерастания их в конфликт.

Проблема борьбы за существование занимала центральное место в учении английского биолога Чарльза Дарвина (1809 – 1902). Содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора. Или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 г. главная идея этой работы сформулирована в самом названии – развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч.Дарвина получили развитие в некоторых социологических и психологических теориях конфликта.

Проблема насилия в религиозных учениях.

Рассмотрение эволюции научных воззрений на конфликт показало, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества было неоднозначным. Противоречивость оценок насилия свойственна и для религиозных учений.

Христианство. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, поскольку в различных христианских культурах позиции по данному вопросу оказывались противоположными. Если христианство в целом можно рассматривать как некое отражение мироумонастроения, которое характеризовало прежде всего европейского человек на протяжении многих веков, то ставить проблему таким образом правомерно. Можно говорить об отношении к насилию в рамках так называемой восточной традиции.

Противоречивое отношение к насилию содержится в священных книгах христиан – Ветхом и Новом Заветах. В книге «Исход» Ветхого Завета имеется однозначное утверждение о том, что Бог – муж брани. Встречаем мы и призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. В свою очередь воззвание к Богу во время сражения приносило победу (см.: Библия, гл.5, п.18-22).

Позднее появляется негативное отношение христианства к войнам. Об этом можно судить по запрещению Соломону строить храм, «потому что пролил много крови на земле». Символичен факт поручения его строительства человеку, руки которого не были обагрены кровью. Впоследствии была высказана уверенность в том, что народы «перекуют мечи на орала», установят мир и гармонию.

Превращение христианской церкви из гонимой властями в государственную религию в Римской империи и некоторых других государствах породило противоречие христианских догматов. Оно проявилось затем во всей последующей истории христианства. Став официальной идеологией, церковь не могла не поддерживать ведение войн, а порой сама была их организатором. Апогеем трансформации пацифизма раннего христианства в защиту насилия явились крестовые походы 11 – 14 вв., в ходе которых захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных», освобождения «гроба господня» и «Святой Земли» (Палестины).

Далеко не все христиане разделяли официальные позиции церкви. Этот период в истории христианства отмечен всплеском ересей, особенно в католичестве (братство францисканцев, анабаптисты, квакеры и др.), которые предприняли небезуспешные попытки вернуться к идеалам раннехристианского пацифизма.

В Новейшее время к идеям отрицательного отношения к насилию обращаются официальные Православная и католическая церкви. Сегодня создается мировоззренческий консенсус различных христианских течений, находящих точки соприкосновения по острым проблемам.

Ислам. Отношение ислама к конфликтам и насилию так же противоречиво, как и христианства. Суть исламской концепции мирового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха. «А если пожелал твой Господь, - отмечается в Коране, - то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разноголосить». В Священной Книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах. Правоверным необходимо помнить об учении Аллаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостратегического пространства ислама. Это связано с тем, что для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар аль-ислам» - обитель ислама и «дар аль-харб» - обитель войны, мир неверных.

Не исключает ислам военного насилия и между единоверцами. При этом каждый исповедующий ислам должен быть исполнен стремления примирить враждующие стороны. Если же это не удается, то необходимо сражаться на стороне справедливости и быть беспристрастным. На практике это приводит к жестоким столкновениям между двумя ветвями ислама – суннитами и шиитами. Нынешнее поколение стало очевидцем многолетней войны между Ираном и Ираком, оккупации Ираком Кувейта, столкновений внутри Ливана, гражданских войн в Афганистане и других странах. В целом же официальный ислам связывает ненасилие с идеалом социальной гармонии и мирной жизни.

Буддизм и индуизм. Наиболее последовательными в оценке силовых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилие, особенно – войну. В отличие от христианства и ислама, где Бог – Творец рассматривается как первопричина всего сущего, буддисты и индуисты исходят из вселенской жертвы как первопричины бытия. Перенеся тяготы вселенской катастрофы и социальных потрясений, люди осознавали никчемность борьбы друг с другом, отказались от человеческих пороков и добровольно встали на путь благодеяния и служения Богу. Поэтому в отличие от христианства, где Богу противопоставляется Сатана – абсолютное воплощение зла, в буддизме нет резкого противопоставления добра и зла.

По этой причине во многих восточных религиях нет цельной концепции по проблемам войны и мира. Лишь появление оружия вое массового уничтожения побудило приверженцев буддизма высказать более определенно свое отрицательное отношение к войне. По их убеждению, преодолеть это зло можно, строя свою жизнь на любви к ближнему,

Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она.

В этом заключается нравственный подход к предотвращению социальных конфликтов.

Кармический подход к недопущению конфликтов более характерен для индуизма. Он заключается в необходимости формирования положительной кармы общества, страны, которая состоит из индивидуальных карм.

Отражение конфликтов в искусстве, литературе и средствах массовой информации. Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества. Во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр, другие виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента появления наскальной живописи устно передаваемых легенд искусство стало служить мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влиять на их о

Исследование факторов, влияющих на выбор человеком конфликтных или неконфликтных способов поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия, выступает важнейшей задачей конфликтологии.

Очевидно, что использование искусства, литературы, средств массовой информации в интересах профилактики конфликтов и их конструктивного разрешения – одно из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры современного общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию прежде всего социальных конфликтов.

Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет. Усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов. Можно привести множество примеров, подтверждающих эту мысль. Любая отрасль искусства оказывает влияние на понимание людьми сущности и роли конфликтов в их жизни, а также на формирование стереотипов поведения в проблемных ситуациях взаимодействия с окружающими. Приведем в качестве иллюстрации три поэтических образа, созданных гением 19 века и двумя известными поэтами прошлого столетия. Эти образы раскрывают восприятие русскими поэтами ситуации, сложившейся в 19 столетии, а также в начале и конце завершившегося 20 века, в котором им и нам суждено было жить.

Свободы сеятель пустынный, Паситесь, мирные народы!

Я вышел рано, до звезды; Вас не разбудит чести клич.

Рукою чистой и безвинной К чему стадам дары свободы?

В порабощенные бразды Их должно резать или стричь.

Бросал живительное семя – Наследство их из рода в роды

Но потерял я только время, Ярмо с гремушками да бич.

Благие мысли и труды… А.С. Пушкин, 1823 г.

 

Век мой, зверь мой, кто сумеет Я устал от двадцатого века,

Заглянуть в твои зрачки От его окровавленных рек.

И своею кровью склеит И не надо мне прав человека,

Двух столетий позвонки. Я давно уже не человек!

О.Мандельштам, 1922 г. В.Н. Соколов, 1989 г.

В последние десятилетия резко возросла роль средств массовой информации как фактора, определяющего поведение людей, в том числе их конфликтность. Содержание, форма и динамика СМИ, оказывают заметное влияние на психические состояния людей, их отношение к окружающим. Данные, полученные в ходе общероссийского социологического исследования, показывают, что в результате просмотра информационных телевизионных передач («Новости», «Вести», «Сегодня» и др.) зрители испытывают и положительные, и отрицательные эмоции. Наиболее часто при просмотре информационных телевизионных передач телезрители испытывают чувства тревоги, беззащитности, усталости и неуверенности. Очевидно, что эти чувства не могут не оказывать влияния на их повеление, в том числе и в конфликтных ситуациях.

Таким образом, искусство и средства массовой информации:

- оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях;

- влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками;

- помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного или деструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия.

Практика как источник конфликтологических идей. Одним из важных источников конфликтологических идей являются практические знания. Они представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Эмпирический индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно, должен быть объектом изучения конфликтологической науки. Скорее всего, выбор конкретным человеком того или иного способа поведения в конфликте сегодня на 99 процентов определяется его личным жизненным опытом и только 1 процент – научными конфликтологическими знаниями.

Жизненный опыт народа, связанный с конфликтами, можно изучать различными способами. Традиции и специфику разрешения масштабных социальных конфликтов можно познать, знакомясь с историей страны. Народная мудрость, связанная с опытом поведения в межличностных конфликтах аккумулируется в пословицах, поговорках, систему точных характеристик, наблюдений и обобщений, сделанных людьми. В пословицах отражены и ошибочные толкования окружающего мира, и истинные знания, которые постепенно накапливались и получили образное выражение. В пословицах ясно выражена оценка народом существующей действительности, его взгляд на жизнь и в том числе на конфликты. В.И.Даль отмечал, что пословица – это «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное под чеканом народности…»

Многовековой человеческий опыт, закрепленный в произведениях искусства и в народной мудрости, не оставил без внимания ни одну важную проблему. В том числе и проблему взаимодействия людей, конфликты между ними. Достаточно вспомнить многочисленные поговорки и фразеологизмы: «Что за шум, а драки нет?»; «Полно браниться, не пора ль мириться?»; «Я тебе покажу кузькину мать!»; «Не рой людям яму, сам свалишься»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».

В словаре В.И.Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. Поэтому он является вполне репрезентативным источником житейской мудрости, закрепленной в русском языке. При подсчете количества пословиц, идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные конфликтные ситуации и противоречия, в качестве ключевых слов взяты следующие – мир, согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше 700 соответствующих фразеологизмов.

Анализ пословиц и поговорок показывает, что в них отражены многие стороны взаимодействия людей. Частое использование ключевого слова «драка» свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия. Это отражено в пословицах: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться»; «Разорви тому живот, кто неправдою живет»; «Не все горлом, но и руками» (т.е., дракой); «Не говоря худого слова, да в рожу»; «Больше дерутся, так смирнее живут» и т.д. В 184 пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту: «Горе горюй, а руками воюй»; «Бей своих – чужие будут бояться»; «Вот тебе раз, другой бабушка даст»; «Бей жену к обеду, а к ужину опять»; «Сам бей, а другим бить не давай» и др. Несколько меньшее количество пословиц (157) характеризует призыв к согласию, миру, осуждению драки, конфликта: «Замахнись. Да не ударь»; «Не бей Фому за Еремину беду»; «Ссора до добра не доводит»; «Сделав другу добро, себе жди того же».

Выявлено большое разнообразие в пословицах угроз, направленных на предупреждение конфликтных действий со стороны другого человека: «Берегись: я волос за волос поверстаю»; «Припомню я тебе доброхотство твое»; «Я ему задам чесу»; «Вавила, утирай рыло, проваливай мимо»; «Как хвачу, так запоешь суру с перехватом»; «Такую заушину дам, что трое суток в и голове трезвон будет» и др.

Анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме «насилие – согласие». Это говорит о важности проблемы в повседневной жизни. Опыт народа примерно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в разрешении противоречий социального взаимодействия. В обыденном сознании не сформировано отрицательное отношение к насилию.

Важной областью жизнедеятельности, в которой конфликтология может черпать ценные идеи, является практика ненасильственного разрешения социальных проблем. Подходы к решению проблемы ненасилия заложены в восточных и западных религиозных учениях. Одна из первых попыток их синтеза предпринята Л.Н.Толстым в его теории непротивления злу насилием. Продолжателем и в какой-то мере учеником Л.Толстого считал себя М.Ганди. Толстовское непротивление злу насилием он заменил ненасильственным сопротивлением. М.Ганди продемонстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством прогрессивных общественных преобразований. В современных условиях движение в поддержку ненасилия приобрело мировое значение. Конфликтологи должны изучать опыт сторонников ненасилия и взаимодействовать с ними в движении к всеобщему ненасильственному миру.

Таким образом, практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Их исследование – важнейшая задача конфликтологии.

Выводы:

  1. Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах их конструктивного регулирования. Научные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследований конфликтов учеными. Они должны опираться на весь объем информации о конфликтах, накопленный в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни.
  2. С момента зарождения наук, анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль социальных конфликтов в жизни общества. По мере развития науки отрицательная оценка последствий конфликтов начинает несколько доминировать. В религиозных учениях, так же как и в практических знаниях, сложилось противоречивое отношение к конфликтам и насилию. Соотношение одобрения и критики насилия в провозглашаемых обществом принципах и реальной практике в ходе истории изменяется. Примерно в одинаковом количестве русских пословиц насилие и ненасилие оцениваются позитивно. В обыденном сознании не сформировано отрицательное отношение к насилию. Характер отражения проблемы конфликта в искусстве, литературе и средствах массовой информации заметно влияет на поведение человека в реальных конфликтах.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что изучает конфликтология? Какова ее роль в системе современных научных знаний и в жизни общества?
  2. Назовите предпосылки конфликтологических идей.
  3. Что вам известно об эволюции научных воззрений на конфликт?
  4. Расскажите о проблеме насилия в религиозных учениях.
  5. Какое отношение конфликтов к искусству, литературе, средствам массовой информации?
  6. Практика как источник конфликтологических идей… - Поясните.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:275

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







...

 

2012-2017 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.