Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Культурно-духовное пространство в России, её культурный облик в постиндустриальном обществе(образование, литература, изобразительное искусство, СМИ, наука)

Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях новой политической системы и социально-экономических отношений. Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась имущественная дифференциация населения. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Была отменена цезура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций лит-ры и искусства.

Соц-экономич реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в РФ насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподования, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших заведений.  Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

С конца 90-х гг. Положение в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей.  Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии РФ за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечествен науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечеств ученые Ж.С. Алфёров, В.Л.Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

Происходили изменения в сфере худож культуры. В лит-ре и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм(много мнений) и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в лит-ре и искусстве.

Продолжателями реалитстических традиций в лит-ре оставались Б.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в литератур жизни 90-х гг. Была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в лит-ре Вен. Ерофеева, В. Пьецуха, В. Пелевина и др. Получила развитие так называемая новая проза. Выразителями ее различных напрвлений – фантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма – являлись писатели Л. Бородин, В. Бутромов, А. Курчаткин, А. Москвина. Художественному творчеству представителей новых направлений в лит-ре и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение худож стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

Происходившее в культуре постсоветского периода перемены коснулись мира музеев, хранящих бесценные исторические и художественные коллекции. В Москве был открыт Ценральный музей ВОВ 1941-1945 гг.

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстанвлению памятников прошлого в Санкт-Петербурге, Новгороде Великом, Устюге и др. городах. Реставрировались музеи  С.А.Есенина в Константинове и декабристов в Ялуторовске, усадьбы А.К.Толстого и Ф.И.Тютчева в Брянской области. Широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве. Был реставрирован  Гостинный Двор, жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. Завершились работы по реставрации построенного в сер. 19в. Большого Кремлевского дворца – резиденции российского Президента. В короткие сроки был восстановлен храм Христа Спасителя. Для проведения реставрационных работ привлекались средства частных инвесторов. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская православная церковь.

На рубеже 20-21 вв. наметилось оживление во всез сферах культурной жизни. Было широко отмечено 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина. Регулярно проводились Московские международные кинофестивали, Международный музыкальный конкурс имени П.И.Чайковсого, расширялся культурный обмен с др странами. Участились зарубежные поездки ведущих театральных коллективов и отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

Многообразие направлений  и жанров худож культуры не перечеркнуло значения и ценности многих худож произведений советского времени. В творчестве наиболее талантливых представителей лит-ры и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Дата публикации:2013-01-17

Просмотров:2411

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.