Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Идеология и духовная жизнь советского общества. Политика в области науки и культуры. 1945-1953гг

Как и прежде, власти придавали первостепенное значение развитию фундаментальных научных исследований, и в первую очередь тех из них, которые использовались в военной области. Создавались академии наук.

Удвоилось по сравнению с 1940 г. количество научных работников. Одним из главных направлений в научных исследованиях стали работы по использованию ядерной энергии, крупные ученые, как А. Д. Сахаров, Я.Б.Зельдович.

В августе 1949 прошло успешное испытание советской атомной бомбы. Работы С. П. Королева, назначенного Главным конструктором по созданию комплексов автоматических управляемых ракет дальнего действия, привели к запуску в 1948 г. первой отечественной управляемой ракеты дальнего действия. В интересах оснащения армии новыми видами вооружений бурными темпами развивалась авиационная наука и техника. Новые типы самолетов и авиационных двигателей создали конструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев. В 1946 г. в Москве вошла в строй первая ультракоротковолновая радиостанция. В 1951 г. под руководством академика С.А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ. Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии. Однако, как и прежде, эти достижения (внедренные исключительно в сферу военного производства) так и не сказались на улучшении жизни и быта советских людей.

Литература. Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в "Повести о настоящем человеке" Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского "Дом у дороги", романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия", повести В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда".Усиливался партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова.
Главным итогом "борьбы за чистоту литературы" явилось закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.

Театр и кино. Было приказано расширить количество пьес, "посвященных пафосу борьбы за коммунизм". Однако создать такие пьесы "на заказ" было делом не простым и удач было не так много. Одним из ярких спектаклей послевоенной поры стала "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова. В эти годы на сцене Большого театра в Москве блистательно танцевала Г. С. Уланова, начала выступать выдающаяся балерина М. М. Плисецкая. Яркими событиями в кинематографе стали фильмы С. А. Герасимова «Молодая гвардия», "Подвиг разведчика","Повесть о настоящем человеке","Сказание о земле Сибирской».Как и другие произведения культуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в "безыдейности".. В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновилось проведение декад национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певцы - И. К. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др.

Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы "Великая дружба" В. И. Мурадели, балеты "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, "Медный всадник" Р. М. Глиэра.

Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи произведения критиковались за "формалистическую", "антинародную" направленность, "пренебрежение народными музыкальными традициями. Критиковались Прокофьев, Шостакович. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной системы образования. Начиналось оно со строительства школ. Неуклонно росли государственные расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они увеличились в сравнении с предыдущим более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Люди, пережившие войну, проявляли удивительную тягу к знаниям. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства.

Дата публикации:2013-01-17

Просмотров:1545

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.