Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Понятие о планах лесоустройства

Планирование лесохозяйственных мероприятий на федеральном и региональном уровне

Сдвинется ли решение проблем лесоустройства с мертвой точки, зависит отнюдь не от недостатка научной мысли или отечественного опыта, накопленного за 200 лет, а в основном от инициативы законодательной власти в исправлении нарочитой ошибки, допущенной в Лесном кодексе РФ 2006 г. ликвидировавшей лесоустройство с присущим ему главным предназначением.

Профессор М.М. Орлов утверждал, что «лесоустройство без лесоуправления мертво, лесоуправление без лесоустройства слепо». Тем не менее лесоустройство в России в течении 100 лет ликвидировалось дважды, в 1930 и 2006 г.[1]

Главному идеологу вновь испеченного кодекса ( г. Грефу бывшему министру экономики и торговли) лесоустройство мешало быстро растащить леса по частным карманам, а лесоустройство обязано обеспечивать перспективу, а какая перспектива нужна вышеупомянутым гражданам. Поэтому все организации лесоустройства попали в первую очередь приватизации.

Только благодаря возмущению общественности и заявления главы правительства о преждевременности, декларация о приватизации лесов была снята с повестки дня, но содержание Лесного кодекса не поменялось, суть его растаскивание лесов при первой же возможности. Главным индикатором Лесного кодекса стала замена разрешительного порядка лесопользования заявительными усечение государственных функций управления лесами по всей вертикали управления. При этом отменена и главная функция лесоустройства – планирование лесопользования и ведения лесного хозяйства. Её заменили совокупностью регламентов, которые обязан соблюдать арендатор при исполнении своего же бизнес плана в использовании леса.

При этом это растащиловка именуется как инновация, развязывающая руки арендаторам в инвестициях и важнейший фактор стратегического прорыва в развитии отечественного лесного сектора экономики. При этом реформаторы делают ссылки на опыт развитых лесообеспеченных стран. Где, по их мнению, инвентаризация заменила все лесные исследования. По мнению Канадских ученых «Подход к применению гис (геоинформационных систем) не должен отличаться от общепринятого подхода к разработке и применению способов лесоуправления.

Как отмечал М.М. Орлов, лесоустроительный план, должен быть синтезом лесного хозяйства, лесоэксплуатации и транспорта леса. Только тогда допустимо сравнивать доходы и затраты по различным сценариям освоения лесов и выбирать наиболее эффективный.

Принятый в 1997 г. «Лесной кодекс» РФ, разделивший доходы от лесной отрасли на «Вершки и корешки», доходы в федеральный, а затраты в местные бюджеты, не способствуют развитию отрасли, в результате оборудование устарело, производительность труда даже передовых предприятий 30-40% от уровня скандинавов, сделало отрасль не конкурентоспособной. Проведенная приватизация, как и везде не улучшила, а ухудшила экономическую ситуацию. Например германская фирма «Хит» приобрела Балахнинский комбинат за 1% его стоимости, и естественно не вложила в его модернизацию ни копейки, при том, что стоимость рабочей силы в России в 10 раз дешевле чем на Западе.

Отсутствие лесных дорог, дешевизна лесовозов, нищенская зарплата сделали российский ЛПК сырьевым придатком Европейской и Китайской промышленности.

В подобной ситуации принятие, какой бы ни было серьезной программы не реально, прежде всего, из-за отсутствия денег. Иностранный инвестор кредитовать не будет, а банки России с их 18% годовых, чистое самоубийство. По этой причине нет даже методики разработки региональных программ развития, хотя они предусмотрены ст. 47 «Лесного кодекса РФ», к сожалению, перспективного планирования нет не только в лесной отрасли. Для решения проблемы необходимо пересмотреть кодекс и оставить доходы от леса местным бюджетам, а не федералам и криминалу, который ежегодно выводит в «Опшоры» более триллиона рублей, и в два раза больше крутит в России.

Если на региональном уровне и существуют проблемы, то на уровне районов планы лесоустройства и лесопользования должны быть обязательно. Тем более, что время требует, не простой уровень программирования, а уже кластерный, а в ряде регионов леса являются ядром экономического развития.

На районном уровне составляются следующие взаимосвязанные планы лесоуправлений:

- среднесрочный план в виде «Проекта организации и ведения лесного хозяйства по лесхозу» в среднем на 10 лет;

- проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда;

- текущие годовые и квартальные планы лесхозов;

- бизнес планы арендаторов.

Все планы вышеуказанных уровней должны быть увязаны с принятой Региональной программой развития лесного хозяйства.

Для организации планирования в лесном хозяйстве необходимо провести громадную аналитическую работу, связанную с разработкой материала, что такое продукция и услуги в лесохозяйственном производстве, их общее понятие и классификация, что такое незавершенное производство и как осуществляется его оценка, что входит сюда и наконец, как осуществляется приемка продукции и услуг от работников лесного хозяйства при контрактной организации лесохозяйственного производства и рыночные оценки этой продукции, полученные через мониторинг.

Власти Тюменской области, руководствующиеся модным и мудрым "инвестируй в завтрашний день" свою готовность к финансовым "жертвам" уже демонстрируют. В 2002 году предприятиям лесной и деревоперерабатывающей отрасли из областного бюджета будет компенсировано 2/3 ставки за пользование кредитами - на общую сумму 260 млн. рублей. При поддержке все той же администрации реализуется программа лизинга лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники ни сумму более 100 млн. рублей. Для координации инвестиционной деятельности и государственной поддержки развития лесопромышленного комплекса со стороны областной администрации создано предприятие "Регион-лес", объединившее госактивы в данной отрасли и работающее на принципе самоокупаемости.

Тем не менее, руководители лесхозов обеспокоены высокой степенью износа основных фондов предприятий, низкой производительность труда, невысоким уровнем заработной платы и "крайне неудовлетворительным", освоением лесосечного фонда. По данным специалистов, во многих районах Тюменской области ежегодно вырубается не более 1/5 лесосечного фонда. В то же время крупнейшие деревообрабатывающие предприятия, такие как ДСК-500, укомплектованный новым дорогостоящим оборудованием, ДОК "Красный Октябрь", ОАО "Тюменский фанерный комбинат" загружены всего на 10 -20%, а сырье вынуждены завозить из других регионов, например, из Свердловской области. В качестве мер по увеличению объемов заготовки сырья власти предложили директорам лесхозов в срок до 1 ноября 2002 года подготовить материалы для предоставления участков лесного фонда в аренду на срок от 5 до 49 лет. После согласования с департаментами промышленности и охраны окружающей среды участки будут выставлены на конкурс. Пока же на юге Тюменской области действуют всего 4 договора аренды, сообщил Павел Митрофанов. В Уватском районе - с ОАО ЛП "Туртас" (годовой объем лесозаготовок - 200 тыс. кбм.), в Тюменском районе - с ПКФ "Сиблеспром" (5,6 тыс. кбм.), с ЗАО "Крона и К" (6 тыс. кбм.), в Упоровском районе - с ООО "Круиз - Плюс" (53,4 тыс. кбм.)

Ясно, что любой лесничий в Европе охраняющий 2 гектара леса и уважаем и достаточно обеспечен и защищен государством. У нас за лесником и егерем закрепляются тысячи гектаров, а бензина и пороха не дают вовсе, не считая государственную защиту. Али Мирзоевич охранял побережье на расстоянии 2500 км, Зам. министра лесного хозяйства Чехии Я. Коничек говорил мне, что площадь лесного массива Чехии, меньше площади лесных пожаров Европейской России, а денежный доход от экспорта продукции леса в два раза больше Европейской России. Понятие взятки в Чехии отсутствуют, только во взаимоотношениями с 3 странами и Россией есть такой термин. Геннадий Зюганов в интервью 23 октября 2010 г. сказал, что площадь лесов сгоревших этим летом 1200 тыс. га. Это 25% общей площади сегодняшней Чехии.

 

В сельском хозяйстве все используемые земли были учтены, и порядок их использования был предусмотрен в документе называемым ВХЗ (план Внутрихозяйственного землепользования), который составлялся соответствующим институтом и являлся серьезным документом, контролировавшим использование земель. И сейчас имеется землеустроительная структура на всех уровнях и территориях.

Лесоустроительная служба также имеет в России свою историю, связанною с именами С. Петербургского университета А.Ф. Рудзким и М.М. Орловым и многих других. Инструкция по лесоустройству была принята в 1995 году и доступна в сети Интернет. И все же, себе не верим. В 2006 году по заданию правительства Тюменской области финской компанией Jaakko Poyry Management Consulting Oy был разработан документ «Стратегия и план развития лесной промышленности Тюменской области», где сказано, какие производства являются в регионе наиболее перспективными. По мнению финнов, Тюменская область нуждается в увеличении объемов выпуска хвойных пиломатериалов, лиственной фанеры, ДСП, MDF, беленой товарной крафт-целлюлозы.

Правительство Тюменской области ведет поиск потенциальных инвесторов для создания перспективных производственных мощностей на территории региона. Оба-на, не знали.

Только в 17 лесхозах Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР и ООС) и 3 лесхозах ФГУ "Тюменское управление сельскими лесами" лесоустройство проведено в установленные сроки, по 5-ти же лесхозам ГУПР и ООС и 13-ти лесхозам ФГУ "Тюменское управление сельскими лесами" лесоустройство не проводилось более 10 - 15 лет. Причина - нехватка финансирования.

Сейчас лесоустройство должно базироваться на новой системе с использованием геоинформационных систем, космической и лазерной съемок, лазерного сканирования.

В нашей группе был представитель из Республики Беларусь. Несмотря ни на что, они оставили всю систему лесоустройства в государственном подчинении. Есть единое государственно предприятие Республики Беларусь по проведению лесоустроительных работ, там действует плановая система лесоустройства по всем лесничествам республики, используется лазерное сканирование, космические снимки. К сожалению, в конце прошлого года спутник у них потерпел аварию, но сейчас белорусы готовят к запуску новый спутник для съемки лесов, чтобы своевременно обновлять всю необходимую лесоустроительную документацию.

Сейчас готовятся предложения по включению в статью 83 Лесного кодекса поправки, которая позволила бы органам исполнительной власти субъектов в области лесных отношений выполнять эти работы за счет средств субвенций из федерального бюджета, направляемого на ведение лесного хозяйства в субъектах. Материалы должны быть направлены, прежде всего, на получение точной и объективной оценки эксплуатационных запасов насаждений при планировании к освоению лесных ресурсов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов, при выставлении лесных участков на аукцион. Первый полный цикл государственной инвентаризации лесов предполагается завершить до 2020 года. Она должна охватывать все леса России. В районах с интенсивным ведением лесного хозяйства, если возобновить былую систему лесоустройства, возможно и не потребуется инвентаризация лесов.

Таким образом, если восстановить старую систему государственного контроля над лесами, никакой инвентаризации, индустриализации и нано технологизации не нужно, нужно вернуть народу украденное и только и всего, остальное приложиться.

 


[1] Н.А. Моисеев. Состояние лесоустройства в России и возможные перспективы его возрождения. / Лесное хозяйство № 3 2009 г. стр. 5

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:498

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.