Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Русская философия XIX - начала XX веков

Достоинства марксизма

Ценность марксизма – в его методологии, что выдержало проверку временем.

Из этого следуют следующие принципы:

· Значение форм собственности для стимулирования труда;

· Роль экономики в жизни общества;

· Взаимодействие экономики и политики;

· Связь идей и интересов;

· Наличие объективных законов, которые нельзя нарушать

· Новое соотношение теории и практики.

Идея практики была переворотом в материалистической картине мира.

 

Слабые места в марксизме, от которых мы должны отказаться:

· Самая главная нереалистическая компонента марксизма – надежда на создание общества без товарно-денежных отношений.

· Учение о классах гипертрофировано. Следствие этого:

а) упрощение природы и сущности эксплуатации;

б) схематизм в делении общества на угнетенные и господствующие классы;

в) преувеличение и апология социальных революций;

г) выделение классов в качестве основных признаков формации;

д) характеристика государства как тотально-классового института и т.д.

· Формационный подход является вполне реальным, но нельзя его рассматривать как единственно возможный; вполне допустимо его дополнить цивилизационным, признающим вариативность исторического процесса, неповторимость.

· Понимание сущности человека как совокупности общественных отношений. Отсюда: обезличенность, бессубъектный анализ.

· Положение об общем кризисе капитализма не подтвердилось историческим опытом.

· Вывод Маркса и Энгельса об особой «мессианской» роли пролетариата;

· Вывод о научности идеологии, «если она стоит на позициях передового класса» оказался также неверным;

· Мифологизм и утопизм. «Прошлое и настоящее не имеет цены, прекрасно только будущее».

 

Вступление общества в фазу эволюции и утрата пролетариатом ведущей роли является решающим фактором в кризисе марксистско-ленинской философии.

Марксистская концепция исторического процесса с предсказанием неминуемого краха капитализма не подтвердилась.

Русская философия начинает свое существование с XIX века.

Основная тема, которая на протяжении почти целого столетия занимала умы русской интеллигенции – историческая судьба России, ее прошлое, настоящее и будущее, ее историческая миссия.

В 40-50 годах XIX века русская общественная и философская мысль разделилась на два направления: западничество и славянофильство.

Западники (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен) утверждали, что Россия должна использовать западноевропейский опыт для совершенствования материальной и духовной жизни российского общества.

Славянофилы (А.С.Хомяков, М.В.Киреевский, К.Аксаков) выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, отличного и в чем-то противоположного западноевропейскому.

В основе славянофильства лежит идея мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации, ибо именно православие сформировало те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме.

Во второй половине XIX века четко оформились два направления в русской философии:

1) Радикальное, или революционно-демократическое (Чернышевский, Плеханов);

2) Религиозно-идеалистическое (Соловьев, Бердяев).

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:385

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.