Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Бизнес Власть

ПР

 

 

 

Что касается российских связей с общественностью, то PR как профессия — сравнительно новое для России понятие. «Большинство исследователей сходятся во мнении, что РR-коммуникация в России зародилась в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 - начале 1991 года» - пишет М.А. Шишкина, основатель одной из ведущих отечественных научных школ PR [14, с.260-261].

Деятельность в области связей с общественностью (СО) в России формально ведет свой отсчет от перелома в социально-экономическом развитии страны конца 80-х – начала 90-х годов двадцатого столетия. Можно, конечно, предположить, что прообразом сегодняшних российских связей с общественностью являлась деятельность КПСС, хотя бы в части выполнения пропагандистских и идеологических функций. Однако такая трактовка не популярна среди специалистов и пока мало изучена. Общим местом является утверждение о заимствовании связей с общественностью, как особого вида деятельности, из зарубежной практики, а также признание США в качестве колыбели паблик рилейшнз.

Итак, российский рынок PR вобрал в себя, с одной стороны, особенности агитации и пропаганды советского периода, с др­угой – зарубежные методики и технологии. Как пишет А.Н. Чумиков, в России довольно быстро был пройден период 1988-1991 годов, когда на рынке соответствующих услуг доминировали зарубежные агентства. (Широко известен негативный пример информационного обеспечения российской приватизации, которым по инициативе правительственных чиновников занимались американцы из Soyer Miller Group и Burson Marsteller. Результат известен как для самой идеи, так и для репутации ее вдохновителей, в частности, А.Чубайса).

В конце 80-х – начале 90-х годов создаются первые отечественные PR-агентства: «Никколо М», «Имиджленд PR», «Имидж-контакт».

В 1991 году образована Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), являющаяся с 1997 года членом Европейской конфедерации (CERP) и активно сотрудничающая с IPRA. РАСО насчитывает в своих рядах более 100 организаций – профессиональных агентств, коммерческих, государственных и общественных структур, вузов.

С 1992 года на факультете международной информации Московского государственного института международных отношений (МГИМО – Университет МИД РФ) появилась специализация «Связи с общественностью». В настоящее время она лицензирована в более чем 100 российских вузов.

С 1996 года начинает выходить первый периодический профессиональный журнал «Советник», который в дальнейшем дополняется масштабным Интернет-порталом. В настоящее время в числе наиболее известных российских PR-изданий журналы «Со-общение», «PR в России», «Масс-медиа XXI век».

В 1997 году учреждена Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник», которая становится первым сертификатом качества на рынке PR-услуг.

С 1999 года ежегодно составляются профессиональные рейтинги российских PR-агентств, число которых в опросном листе 2002 года превышает 140.

В 2001 году создается общественный комитет по сертификации, который начинает проводить процедуру добровольной сертификации агентств и отдельных специалистов.

В этом же году принят «Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью».

И, наконец, после длительных усилий РАСО, в 2003 году официально утверждены квалификационные характеристики четырех должностей: заместитель директора по связям с общественностью, начальник отдела по связям с общественностью, менеджер по связям с общественностью и специалист по связям с общественностью (Приложение к постановлению Минтруда России от 28 июля 2003 года №59). Таким образом, можно утверждать, что PR получил государственное признание в России.

Не менее общепризнанным является и тот факт, что в сегодняшнем российском обществе отношение к профессии «связи с общественностью» далеко не однозначно. С одной стороны – достаточно высокая популярность в деловой среде, подтверждаемая неуклонным ростом рынка PR-услуг и серьезным конкурсом при поступлении абитуриентов на соответствующие кафедры высших учебных заведений (так, конкурс при поступлении на кафедру массовой коммуникации ЮУрГУ в 2005 году был в среднем 10 человек на место). С другой стороны, по нашему мнению, работа PR-специалистов сегодня не встречает должного уважения в обществе, особенно в технической среде, в промышленном сообществе, склонном определять полезность любого дела только по его измеримому результату. Об этом неприятном для пиарменов обстоятельстве пишут специализированные PR-издания, на это сетуют и практикующие, и начинающие специалисты по СО.

Нам представляется, что некоторый скептицизм в отношении новой для нашего общества профессии вполне закономерен. 16 лет – слишком юный возраст, чтобы рассчитывать на полную адаптацию непривычной для рядового россиянина деятельности к требованиям общества. Кроме того, само общество пребывает в состоянии постоянного реформирования. Кстати, это последнее обстоятельство делает крайне затруднительной попытку опереться на предшествующий отечественный опыт пропагандистской деятельности, как на систему исторических истоков профессии СО. Слишком масштабным пока представляется в общественном сознании противопоставление старой и новой системы общественных отношений. В отсутствие отечественных исторических корней профессия СО воспринимается как заимствованная и должна пройти трудный путь адаптации.

Полная институализация, то есть признание СО необходимым и полезным социальным институтом, обеспечивающим общественное согласие, соблюдение баланса интересов, гармонизацию общественных отношений, скорее всего — вопрос времени. Другими словами, реальный вклад нынешних специалистов в решение проблем восстановления и повышения доверия, в формирование положительного имиджа и хорошей репутации субъектов экономической и политической сферы, а также успешная деятельность по выстраиванию двусторонних коммуникаций в обществе — все это будет способствовать легитимизации профессии и ее общественному признанию.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:378

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.