Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Почему встал вопрос о реформе РПЦ?

Реформа русской церкви.

· Это явление духовной жизни (изучается религиозная, обрядовая сторона)

· Изучение раскола как социального явления (в нем замешены все слои населения)

Существует несколько этапов оценки этого явления:

1 этап:

Виновник раскола – патриарх Никон.

2 этап:

Виновник раскола – государственная власть в лице Алексея Михайловича с подачей патриарха Никона. (Алексей Михайлович хороший человек, он не виноват, но Никон обольстил его своими речами и царьподдался- произошел раскол)

3 этап:

Реальная причина: царская власть в лице Алексея Михайловича. Никон-жертва.

Он встал еще при воцарении Михаила Романова. Этот вопрос активно поднимался. Русские богослужебные книги до Ивана IV писались вручную. Книги, переписываемые вручную были переделаны с ошибками. В церквях нашего времени сохранялось многогласье (церковная служба строится на чтении и пении. Русские священники решили объединить эти 2 компонента и делали все одновременно). Обходы в греческих церквях по солнцу, у нас против, расходились по кол-ву походов. При Филарете приезжали в Москву восточные патриархи за пожертвованием. Русские печатные книги афонские монахи сожгли, объявив их в еретичестве. Мы- единственные православные, теперь русские смотрели на греков, как на отступников (т.е. отступили они от истинной веры). На Украине уже произошла такая церковная реформа. Проводил ее Петр Могила, помогал ему Станинский. Они произвели реформу Украинской церкви по греческому образцу. Организовали коллегии, где учили монахов греческому и латыни. Но русские были против: т.к на латыни идет служение католическое. Люди впали в беспокойство.

Проведение реформы отдали в руки человеку, который был сильной личностью – Никону. Родился 1605г в Нижегородской губернии в Княгининском уезде. У него был биограф, который записывал его биографию, но записывал уже после падения Никона, поэтому она чуть приукрашена. В биографии говорится, что он богоизбран, что он с детства должен был сделать что то для церкви. Он рано остался без матери, рос с мачехой, в юном возрасте ушел в Макарьевский монастырь, проявил себя в учении и показывал очень хорошие результаты. Но около 20 лет он ушел, завел семью и стал священником в одном из приходов. Говорят, что купцы пригласили его в Москву. В 17в появляются настоящие проповеди. В один год у Никона умерли все сыновья, он рассчитал это как знак сверху. Принял постриг, уходит на Белое море в скит и принимает имя Никон. Далее происходит ссора со старцем этого монастыря, и он бежит из скита. Сам Никон пишет, что в море попал в шторм, но выжил. Удалился в Кужеозерскую пустынь был игуменом. В 1646г приезжает в Москву. Никон беседует с царем, и производит на него очень большое впечатление. Царь попросил произвести его в архимандриты, перевел в Новоспасский монастырь, там находилась родовая усыпальница Романовых. Поэтому царь часто бывает там, потом просит его приезжать ко двору каждую пятницу. С этого момента начинается их дружба. Через несколько лет в 1648г умирает новгородский митрополит, и царь просит назначить Никона на место новгородского митрополита. В 1649г Никону принадлежала идея перевести из Соловков останки митрополита Филиппа, при Иване IV, в Москву, что свидетельствовало о примирении светской и духовной власти. И попросил написать царя письмо этому митрополиту, царь написал, но он говорил о том, что Иван IV не знал что делал. И когда они поплыли на остров, одна ладья затонула, а Никон остался жить, и понял что ему уготована какая-то духовная миссия. Кружок "ревнители древнего благочестия" - Ртищев, Алексей Михайлович, Стефан Банифатий, протопоп Аввакум, протопоп Иоан Меронов, Никон. Они хотели привести все к единому образцу. Меронов ввел в церкви где он служи единогласие, священники были недовольны и написали патриарху челобитные. При церкви ввел проповеди, работный дом – для нищих и странников. Было 2 подхода к реформе – первый-исправление книг и обрядов по греческому образцу (Никон, Алексей Михайлович, Стефан Банифатий) второй - исправление книг по древнерусским образцам(все остальные). Считалось, что греки сами отступили от истинного православия, значит не нужно руководствоваться их книгами. В 1649г был конфликт между Иосифом и членами кружка по поводу земных поклонов и единоголосия. Патриарх не поддержал идею кружка. Однако царь видел несогласие , написал послание константинопольскому патриарху и поставил ряд вопросов. В 1651г был собран Духовный собор, который утвердил единоголосие. В 1652г умирает Иосиф, царь вызывает в Москву Никона. Предстоят выборы патриарха, у кружка был свой представитель Стефан. Но он поддержал Никона. Был выбран Никон, став патриархом он изменил свою политику, все коллеги по кружку свидетельствуют, что его нрав изменился. Руководил церковью единолично, часто раздавал строгие наказания. Никон решил ускорить проведение реформы. В 1653г он составил память – руководство по совершению церковного богослужения – положил 4 земных и 12 поясных поклонов вместо 16. Члены кружка восприняли в штыки. В 1653г собирается Церковный собор, на котором Никон ставит вопрос о необходимости реформы. В ходе решили исправлять книги и по древнерусским и по греческим образцам. Также поставлен вопрос о троеперстии. Который решен не был. Никон понял, чтобы проводить свою линию церковной политики, ему необходимо поддержка еще и восточных церквей. Он отправляет грамоту. От иерусалимского патриарха не было четкой формулировки, антиахейский жестко сказал что надо, и в 1654г Никон вводит троеперстие. Члены кружка подали челобитную царю, о том что Никон нарушает все. Царь решать это дело не стал, и передал эту грамоту Никону, сказав что это внутрецерковные дела. Последствия были серьезными. В это время разбиралось дело протопопа Логина, на него был написал донос. Состоялся суд, лишили священства и отправили в ссылку. За Логина вступается Меронов, был против решения, его отправили в Вологду в ссылку. Протестует Аввакум, он отказался совершать церковную службу в соборе, и совершает службу в конюшне. Его действия были расценены как религиозное преступление. Его отправили в ссылку в Тобольск, за него заступился царь, поэтому его не лишили священства. Аввакум написал «Житие протопопа Аввакума », он писал его сам. Он писал, что много раз был бит прихожанами, и ему приходилось переезжать из церкви в церковь. В 1654г еще один Церковный собор, где принимают участие восточные патриархи, поставлены были теже вопросы. И было решено это началом реформы при помощи восточных патриархом. Никон регулярно собирал Церковный собор, который подтверждал реформу. В 1655г опять созван собор, Никон отстранил от участия реформы членов кружка, реформу проводили греки Дионисий Святогор и киевские монахи. Все эти личности вызывали у народа недоверие. В 1658г произошел раскол. Т.к. все протесты, которые были до были разрозненны и являлись частным мнением. На соборе было принято решение об отлучении от церкви, наложение анафемы на тех, кто не поддерживаем церковную реформу. К этому движению присоединяются и простые люди, не только священники. В 1666г собор – поставлен вопрос о реформе Никона, вопросы– являются ли греческие церкви истинно православными? Собор ответил положительно. Являются ли греческие книги истинно православными? Ответ положительно. Является исправление русских книг по греческим? Положительно. Т.о. собор признал окончательно реформу Никона. Принято официальное решение подвергать преследованию не только духовным лиц, но и светских. Протопоп Аввакум в 1682г был сожжен, его лишили священства и просидел в земляной тюрьме несколько лет.

 

Дело патриарха Никона. Суд над патриархом. Вопрос о священстве и царстве.
Никон взошел на престол с просьбой о том, чтобы Алексей Михайлович не вмешивался в политику церкви. Царь долго соблюдал это правило. Никон имел огромное влияние на царя. Вскоре он сделался одним из самых влиятельных людей государства. Когда подписывали документы, сначала шло имя Алексея Михайловича, затем Никона. Власть Никона над царем была основана лишь на личной привязанности царя к Никону. Это обстоятельство Никон не учитывал, он считал, что должен выполнить какую-то миссию. Миссия заключалась не только в проведении реформы, но и установлении священства и царства. Царь- это тот человек, который должен вести свой народ к спасению души, он должен сохранять чистоту душ. Патриарх – это духовный наставник, духовность выше. Т.е. патриарх должен обладать большими правами, чем царь. Именно он должен показывать тот путь к спасению души. Никон должен был установить практику, при которой духовная власть была бы выше светской.

Никон неоднократно называл Уложение «проклятой книгой». Никон сделался настолько влиятельным, что окружающие даже боялись его слуг (слуги здесь князья, а не тяглое население). Его слуг боялись больше, чем слуг царя. Когда царь уехал на Польскую войну в 1654г он оставил управление государства на Никона. Такое поведение Никона вызвало недовольство в кругу бояр. Однако, Алексей Михайлович провел несколько лет без влияния Никона (когда был на войне). За 2 года участия в военных действиях значительно изменился. С 1656г.чувствуется рост самостоятельности царя, решения теперь принимает единолично. Происходит отдаление царя от Никона.

Апогей приходится на 1658г. При дворе встречали грузинского царевича, сам патриарх на приеме не присутствовал, присутствовали его слуги. Один из окольничих нанес прямое оскорбление слугам патриарха. Никон обратился к царю за защитой. С тем, что слуги обижают и остаются ненаказанными. Царь пообещал все исправить, но ничего не сделал. Никон очень оскорбился. Чувствует, что его влияние уходит. И в 1658г. он публично оставляет патриарший посох, слагает с себя патриаршие одежды и покидает Москву, удаляясь в свой Воскресенский монастырь. Никон рассчитывал на что, что царь вернется за ним и будет умолять его вернуться. Но ничего не происходит. Тогда Никон пишет послание Алексею Михайловичу, где излагает свои обиды, и просит прощения за свой поступок и просит его вернуть. Царь отвечает, что его прощает, но вернуться в Москву его не просит. Он воспринимает слова патриарха как добровольный отказ от власти и назначает на место Никона митрополита Крутицкого. Никон узнает это, его это раздражает. Поисий копается в его бумагах, вторгается в его хоз-во и он пишет гневное послание царю, где говорит: какое право имеет светская власть вмешиваться в церковные дела и назначать самим патриарха и пишет, что он не отказался от должности Всея Руси, он отказался только от должности патриарха в Москве. Никон утрачивает чувство реальности, где периодически посылает послания царю. Но он никак особо не реагирует на все это, спокойно реагирует, но держит его на расстоянии. Никон предпринимает несколько попыток вернуться в Москву. Тайно ночью в 1659г. Никон приезжает в Москву. Но до него доходит слух. Что царь не хочет с ним видеться и он уезжает обратно. Снова продолжается переписка между Никоном и Алексеем Михайловичем, где Никон то гневается на царя, то просит у него прощения. Царь успокаивает Никона в своих посланиях. В 1659г. царь хочет официально лишить Никона патриаршей должности. Но это сделать могут только представители церковной власти и только на Соборе. Необходимо было решение Вселенского собора, чтобы Никон ни к кому не смог обратиться за помощью.

В 1660г. царь проводит поместный собор, где местное духовенство дает положительный ответ на то, чтобы его лишить сана и они еще хотели лишить его священства. (они ссылались на церковное законодательство). Руководствуясь этим решением, Алексей Михайлович пишет послание восточным патриархам, где задает вопросы о лишении Никона сана и священства и приглашает приехать в Москву, чтобы присутствовать на этом мероприятии. Но восточные патриархи пишут, что лишение сана обязательно, а лишение священства – нет, не стоит его лишать; и приезжать в Москву они не хотят и вежливо отказываются. Царь понимает, что все-таки нужно присутствие Восточных патриархов.

В начале 60х гг в Москву приезжает священник по имени Поисий Григорит (выдающийся политик). Он приезжает по приглашению Никона, чтобы он помог ему выйти из этой ситуации. Он приезжает непосредственно к Никону, но он встречается с царем, понимая, что положение Никона безнадежно и царь просит его составить текст, где был бы полный перечень преступлений Никона, где были бы перечислены все его плохие деяния. В 1662 Никон самовольно тайно приезжает в Москву, он узнал, что Григорит принял позицию царя. Приезжает в свою резиденцию и просит своих посланников передать царю : Оставил я патриаршество никем не гонимый и вернулся никем не званный. Царь лично к Никону не явился, а через слуг передал указ, чтобы тот срочно уехал из Москвы и вернулся в свой монастырь. К 1664г. Григорит составил полный список вин Никона и отсылает это Восточным патриархом со словами, что без них это дело решить невозможно. Восточные патриархи (Константинопольский и Иерусалимский отказались приехать, но подробно ответили по каждому пункту), Александрийский и Антиахийский приехали. Но приехали лишь через 2 года. Собор состоялся в 1666-1667 гг. Перед Собором поставили несколько вопросов:

-имел ли право оставлять самовольно престол

-нужно ли наказать Никона

-нужно ли Никона лишить патриаршества

-нужно ли Никона лишить священства

Собор на все ответил положительно, кроме лишения священства. Во время Собора Никон вел себя вызывающе, открыто говорил патриархам, что они приехали сюда лишь за деньгами. Церковный собор лишает Никона сана, но не лишает священства и отправляют его обратно в свой монастырь.

 

Внешняя политика. Русско-польская война (1664-1667 гг.)

Этапы:

1. Компания 1654-1656 гг.

2. Компания 1657-1662 гг.

3. Компания 1663-1667 гг.

Предпосылки.

Движение Богдана Хмельницкого за независимость Украины и обращение к Алексею Михайловичу принять Украину в Московское царство. На Соборе 1653г. было принято принять Украину под Московское подданство.

В войне принимали участие и полки нового строя: рейтарские и драгунские. Сами военные действия начинаются в июне 1654г. Первыйэтап военных действий был очень удачным для России.

Можно выделить 2 основных фронта: Украинский и Белорусский. На первом этапе оба фронта сражались удачно. Уже к августу 1654г. русские войска заняли Смоленск и практически всю Северскую землю.

1655г. русские захватили Минск, Гродный, Вильну. Положение Речи Посполитой в 1655г. было сложным. В это же время войну против Польши начинает Швеция. Хотя Швеция расценивалась и Москвой и Польшей как опасный враг. Швеция пыталась завладеть Балтийскими землями и Белорусскими. Швеция захватывает Варшаву, Краков.

1656г. между Москвой и Речью Посполитой заключается перемирие. Россия вступает в войну со Швецией. Изначально, военные действия против Швеции были удачными; русские войска занимают Орешек, Виндерг и идут на Ригу, но этот поход был неудачным. В это же время в 1657г. умирает Хмельницкий и гетманом становится Иван Быговский. Он был противником присоединения Украины к Москве.

В 1658г. Выговский заключает с Польшей Гадячский договор. Договор подтверждал вхождение Украины в состав Польши под руководством Русского княжества. Оговаривалась независимость украинской церкви и отказ от унии. Еще они требовали признания прав Украинской старшины и польской шляхты (создать единое по правам дворянство). Речь Посполитая приняла этот договор, что повлияло на возобновление действий между Россией и Речью Посполитой. С этого времени война принимает затяжной характер. Основные военные действия идут с переменным успехом.

1659г. происходит осада крепости Конатоп; руководил князь Трубецкой. Много воинов Трубецкого погибает во время осады. Через некоторое время поляки, украинцы пытаются освободить крепость. Было решено заманить русские войска в засаду: недалеко от Конатопа протекала небольшая речка Сосновка, местность была болотистая. Небольшой отряд поляк подходит к Конатопу вываливает небольшую часть русских войск из засады и по обе стороны крепости буду стоять 2 отряда. Все вышло так, как запланировали польские полковники. Сначала небольшое войско под командованием Булингицкого движется к Конатопу, выманивает русских (засада была очень неожиданна, и русские 1/3 конницы потеряли). На следующий день набег повторяется и большая часть русских уходит вдогонку и около крепости остается мало народу. Через речку проходит 2 отряда и русские останавливаются в одном месте, чтобы спланировать действия. В это время, отряд украинских казаков разрушает мост и плотину и вода все затопляет. Когда начинается наступление русских на поляков сзади наступают украинские казаки, спереди поляки. Русские идут в этот затопленный участок, кони вязнут в иле. Т. о., значительная часть русского войска была захвачена в плен. Руководил Семен Пожарский, который попал в плен к крымскому хану и был казнен в плену. От Конатопа русские убегают, так как они не смогли бы оказать противостояние полякам. В сражении была потеряна большая часть русской конницы. С 1658-1659гг украинцы делятся на 2 лагеря: одни поддерживают Москву. Выговский был свергнут в 1659г., была собрана Рада, Выговского отстранили от должности, он бежит в Польшу.

В 1659г. гетманом Украины назначен Юрий Хмельницкий (сын Богдана Хмельницкого). Но это не решило внутренних споров украинских казаков. По-прежнему, одни поддерживают Польшу, другие Москву. В конце 1659г.собирается еще одна Рада, где было принято решение назначать 2х гетманов вместо 1.Происходит деление Украины на Правобережную и Левобережную. Но это не помогло русской армии. Он также терпит значительное поражение. Речь Посполитая уже заключила договор со Швецией и теперь воюет только с Россией, а Россия по-прежнему воюет и со Швецией и с Польшей.

Россия заключает мирный договор со Швецией Кардисский мирный договор 1661г, где Россия потеряла все земли Прибалтики.

Сражение Чудного -1660г. 2 русских полка пошли в Польшу. 1 полк под командованием Юрия Хмельницкого пошли гончарным путем, русские войска-киевскийм шляхом (командовал Шерементьев). Казацкое войско попало в плен к полякам, Хмельницкий не может осилить поляков и переходит на их сторону. Шерементьев узнает о том, что Хмельницкий попадает в засаду и идет спасать его. Но он не знает, что он перешел на сторону поляков и сам попадает в засаду. В результате, военные действия русской армии на украинском фронте безуспешны. В 1661-1662 гг русские терпели поражения. В течениие 1662г. неудачные действия на белорусском фронте, на последнем этапе войны военные действия шли с переменными успехом, но России не удалось вернуть территории, которые были вначале войны. В 1666г. начались мирные переговоры между Россией и Речью Посполитой. В итоге, в январе 1667 г.был заключен Андруссовский мирный договор. Это было перемирие на 13 лет . По условиям договора Россия получала Смоленск, Северскую землю и Левобережную Украину.

 

Угроза от Османской империи исходила еще и от России.

С 1672г. резкое обострение охлаждения отношений между Россией и Османской империей. Россия пыталась создать антитурецкую коалицию; Царское правительство обращалась с грамотами к западным государствам о заключении союза против Османской империи.

1676г. Речь Посполитая с Турцией заключают перемирие. 1677г. османская империя начинает военные действия против России. Армия Османской империи с содружестве с крымским ханом начинают осаду Чигирина. Первая осада была неудачной.

1677г. турецкий хан велел снять осаду. Осада была неуспешной, хотя русская армия терпела серьезные поражения.

1678г. удачная осада крепости Чигирина. После этого, активных военных действий между Россией и Турцией не было. Начинаются переговоры, которые в 1681г. привели к 20-летнему Бахчисарайскому перемирию. По этому перемирию, Россия получала+ (Турция обещала прекратить набеги Крымского ханства на Россию). Так закончился конфликт между Россией и Турцией, который не принес значительных результатов.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:613

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.