Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Государственная служба наблюдения за состоянием природной среды

В 2000 г. Правительством Российской Федерации было утверждено постановление о создании Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ГСП). Она организована для наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям) и за последствиями этого влияния на растительный и животный мир и для обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Наблюдения осуществляются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Минприроды Российской Федерации при участии других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, расположенных в различных природно-климатических районах, городах, промышленных центрах и на водных объектах (включая водохранилища и каналы) с различной антропогенной нагрузкой, средств наблюдений авиакосмического и морского базирования (государственную и ведомственные наблюдательные сети). Основные задачи ГСН:

1) обеспечение проведения наблюдений за состоянием окружающей природной среды, оценка происходящих в ней изменений и прогнозирование таких опасных явлений и факторов, как:

— стихийные бедствия, обусловленные погодно-климатическими причинами (наводнения, ураганные ветры, засухи, сели, лавины и т. д.);

— неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности (сельское, лесное и водное хозяйство, энергетика, строительство, транспорт и т. д.);

— антропогенные изменения состояния окружающей природной среды, в том числе ее химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для водных объектов) процессы;

— изменение естественного состава природных сред;

— изменение климата;

2) обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления данными о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также информацией о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;

3) обеспечение органов и организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной фактической и прогностической информацией о состоянии окружающей природной среды в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации необходимой информацией о состоянии окружающей природной среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;

5) обеспечение специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды необходимой информацией для комплексного анализа и оценки состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов;

6) обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния;

7) организация согласованного функционирования ведомственных и территориальных наблюдательных сетей с целью комплексной оценки и прогноза изменений, происходящих в природной среде;

8) обеспечение необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей природной среды и сопоставимости этой информации на всей территории страны; оптимизация использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;

9) своевременное предоставление необходимой информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, в иные фонды и банки данных;

10) обеспечение согласованного функционирования ведомственных и территориальных наблюдательных сетей за состоянием окружающей природной среды с аналогичными международными и национальными системами.

Для получения специализированной информации о состоянии окружающей природной среды органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут формироваться территориальные наблюдательные сети. Порядок и условия согласованного функционирования территориальных наблюдательных сетей в рамках Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды определяются совместным решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Территориальные органы Минприроды РФ совместно с территориальными органами Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

Финансирование деятельности Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в сооттветствии с установленной им компетенцией мониторинг состояния окружающей природной среды, и в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников центральных аппаратов и их территориальных органов.

Загрязнения окружающей среды Российской Федерации

Остановимся на вопросах загрязнения окружающей среды Российской Федерации в 90-х годах.

В этот период существенных изменений в состоянии окру­жающей среды РФ не произошло. Имело место некоторое (в пределах 5-15%) снижение количества выбрасываемых в окружающую среду загрязнителей, что, к сожалению, связано ско­рее с сокращением объемов производства, а не с улучшением очистки выбросов. Однако уровень загрязнения отдельных сред, регионов, городов, рек, морей и т.п. в ряде случаев не только не уменьшился, но и возрос.

Интерес представляет сопоставление и анализ динамики по­казателей вкладов отраслей промышленности и показателей спада производства в них. Приведенные данные об из­менении вклада указанных отраслей в загрязнение окружающей среды России четко указывают на сегодняшних главных "загрязнителей".

Ими являются, прежде всего, энергетика (четверть воздуш­ных выбросов и в среднем 10% водных сбросов), затем черная и цветная металлургия (в сумме - 20-25% выбросов и 5% сбросов), далее примерно вровень идут лесной и нефтехимический комплексы (примерно по 2-3% выбросов и по 7-9 % сбросов), а уж затем - нефтедобыча и машиностроение.

Необходимо заметить, что указанные проценты взяты не от общего объема выбросов и сбросов всего народного хозяйства, а только от выбросов и сбросов самой промышленности. Ее же доля за последние 4 года падает (от 90 до 54% по выбросам и от 43 до 33% по сбросам), поэтому "абсолютные" проценты вкла­дов конкретных отраслей примерно в 2-3 раза меньше. Главны­ми загрязнителями сегодня являются: по воздуху - транс­порт, а по воде - сельское хозяйство.

Еще одна интересная деталь: практически во всех отраслях (кроме энергетики и оборонной промышленности) темпы спада производства обгоняют темпы спада загрязнения окружающей среды, т.е. фактически загрязнение растет. При этом самыми динамично возрастающими загрязнителями окружающей среды становятся: машиностроение, нефтедобыча и лесной комплекс.

Рассмотрим некоторые количественные данные.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, например, в 1993 году составили 24,8 млн. т/год от стационарных источни­ков и 19 млн. т/год от автотранспорта.

Среди стационарных источников основной вклад в за­грязнение атмосферы вносят энергетика - 5,9; топливная про­мышленность - 4,4; цветная металлургия - 3,8; черная металлур­гия - 3,2 и промышленность стройматериалов - 1,1 млн. т/год.

Загрязнители от стационарных источников - это, прежде всего, оксид серы (IV) - примерно 7,1; оксид углерода (II) - примерно 5,8; оксиды азота - примерно 2,4 млн. т/год, а от автотранспор­та - оксид углерода (II) - примерно 14,7; нефтяные углеводоро­ды - примерно 3,3; оксиды азота - примерно 0,95 млн. т/год.

Среди 20 городов первое место по выбросу загрязняющих ве­ществ в атмосферу занимает Норильск (1,9 млн. т/год), на вто­ром месте - Новокузнецк (0,54), на третьем - Череповец (0,44), Москва (0,22) - на пятнадцатом месте, а на двадцатом - Ново­сибирск (0,16). Санкт-Петербург на тот момент в двадцатку не вошел.

Выпадения соединений серы на поверхность земли в европей­ской части Российской Федерации составили в среднем 0,8, а в азиатской части - 0,35 т/км2, соединений азота 0,5 и 0,05-0,3 т/км2 соответственно, хотя на Южном Урале, в Кузбассе и в центре евро­пейской части РФ выпадения соединений азота составили 1 т/км2.

Сброс в поверхностные воды загрязненных сточных водв 1993 году составил 27,2 км3, причем эта величина практически не меняется в течение 5 лет.

Эти стоки содержали (в тыс. т): аммонийного азота - 159,7; фенолов 0,13; СПАВ - 6,5; соединений меди - 0,8; соединений железа - 48,7 и соединений цинка - 1,2. В 1992 году эти вели­чины были больше на 10-15%.

Двадцатку городов по количеству сброшенных стоков (млн. м3) открывает Москва (2367), за ней следует Санкт-Петербург (1519), на третьем месте Ангарск (529), на чет­вертом - Красноярск (416), на восьмом - Новосибирск (316), на пятнадцатом - Екатеринбург (237), на двадцатом - Волгоград (208).

По отдельным загрязнителям наблюдались большие превы­шения ПДК в следующих городах:

по 3,4-бензпирену - до 10 ПДК в Ростове, Новочеркасске, Искитиме, Омске, Красноярске, Канете, Ачинске, а в Уссурийске до 75 ПДК;

по метилмеркаптану в Архангельске - 9 ПДК, в Новодвинске - 13 ПДК, в Щелково - ПДК;

по оксиду азота (IV) в Щелково, Владимире, Новокузнецке, Омске, Хабаровске - 10 ПДК.

Загрязнение поверхностных водхарактеризуют следующие данные:

р. Волга - нефтяные углеводороды 3-43 ПДК, полихлорбифенилы 0,2-0,33 мкг/л (в 1000 раз выше рекомендуе­мых ВОЗ);

р. Дон - нитритный азот 5-10 ПДК, аммонийный азот 8-9 ПДК, фенолы 6 - 9 ПДК;

р. Северский Донец - нефтяные углеводороды 5 ПДК, фенолы 3 ПДК, медь 20 ПДК;

р. Кубань - нитритный азот до 28 ПДК, нефтяные углеводо­роды до 11 - 12 ПДК, в дельте много пестицидов;

р. Урал - медь до 210 ПДК, цинк до 37 ПДК.

р. Северная Двина - нитритный азот до 45 ПДК, нефтяные углеводороды до 19 ПДК, фенолы до 12 ПДК;

реки Кольского полуострова - никель до 225 (максимум 465) ПДК;

р. Ока - свинец, медь, цинк до 2 - 3 ПДК, нефтяные углево­дороды до 10 ПДК;

Чебоксарское водохранилище - нефтяные углеводороды до 7 (максимум 82) ПДК, фенолы до 2 (максимум 17) ПДК, медь 3 ПДК; Саратовское водохранилище - нитритный азот до 16 ПДК, ванадий и марганец до 9 ПДК, алюминий и цинк до 6 ПДК; р. Обь - нефтяные углеводороды 8-30 ПДК, фенолы 2 – 16 ПДК, железо 4-14 ПДК;

р. Енисей - медь до 132 (максимум 617) ПДК, цинк до 23 (максимум 97) ПДК;

р. Ангара - нефтяные углеводороды до 20 ПДК, фенолы до 12 ПДК, медь до 10 ПДК, марганец до 8 ПДК;

река Вихорева (приток Ангары) - сульфиды до 500 (!) ПДК.

Загрязнение почвотмечено в следующих районах:

пестициды - во многих районах страны;

свинец в 40 раз выше фона - в районе городов Новосибирск, Томск, Касли;

марганец в 40 раз выше фона - в районе городов Новосибирск, Томск, Линево;

медь в 10 раз выше фона - в районе городов Владивосток, Иваново, Новосибирск, Чебоксары;

нефтяные углеводороды в 4 - 7 (максимум 9 - 56) раз выше фона - в районе городов Кстов, Иваново, Томск;

в районе города Дзержинск (Нижегородская обл.) - свинец ртуть, кадмий в 10 раз выше фона, есть диоксины, полихлорбифенилы.

Загрязнение морей:Азовское море - в 1994 г. нефтяные углеводороды до 7 ПДК, фенолы до 2 ПДК, ртуть до 2-3 ПДК, пестициды до 1 ПДК, 1993 г. уровень загрязнения примерно тот же;

Черное море - в 1994 г. нефтяные углеводороды до 3 ПДК, пестициды до 4 ПДК, в 1993 г. нефтяные углеводороды в paйонах Сочи, Туапсе, Анапа достигали 9-12 ПДК.

Балтийское море - в 1993 г. медь до 6 ПДК, содержание меди, свинца и кадмия в рыбах близко к ПДК;

Баренцево море - нефтяные углеводороды в 1993 г. до 3 ПДК, в 1994 г. до 54 ПДК, фенолы в 1993 г. до 6 ПДК;

Арктические моря - в 1994 г. нефтяные углеводороды до 3 ПДК, фенолы до 15 ПДК, медь до 2,5 ПДК;

Тихий океан (у берегов Камчатки) - в 1994 г. нефтяные углеводороды до 6 ПДК, фенолы до 10 ПДК, железо до 15 ПДК, медь до 15 ПДК;

Охотское море — в 1994 г. нефтяные углеводороды до 16 ПДК, СПАВ до 2 ПДК, фенолы до 25 ПДК;

Японское море — в 1994 г. нефтяные углеводороды до 55 ПДК, фенолы до 16 ПДК, цинк до 10 ПДК, железо, медь и свинец до 2 ПДК.

Радиационная обстановка на территории Российской Феде­рации:

- территории, загрязненные в результате аварии на ЧАЭС цезием-137 с уровнем заражения 1 Ки/км2 и выше, на площади примерно 60 тыс. км2 в 19 республиках и областях, площадь с уровнем загрязнения более 15 Ки/км2 - 2,44 тыс. км2 в Брян­ской области;

- в результате аварии на Сибирском химическом комбинате (Томск-5) 6 апреля 1993 г. было выброшено в окружающую сре­ду 40-50 Ки (рутений-106 - 35%, цирконий-ниобий-95 - 63%) и загрязнено примерно 150 км2; в районе ближайшей деревни Георгиевка фон составил 25 мкР/ч, общая плотность загрязне­ния 4,5 Ки/км2, а по плутонию-239 - 0,3-1,7 мКи/км2;

- концентрация радиоактивных изотопов в атмосфере и поверхностных водах не превышала допустимых уровней, за исключением р. Течи, протекающей в районе комбината "Маяк";

- общее количество радиоактивных отходов в Российской Федерации составляет примерно 2,8 ГКи, в основном в виде жидких отходов, в том числе на АЭС хранится около 67 кКи отходов в составе отработанного топлива;

- особую потенциальную опасность представляют 60 выве­денных из эксплуатации ПЛА, оставшихся на плаву с активной зоной.

Засорение околокосмического пространства:

- в ближнем космосе находится около 3000 т космического мусора, в том числе осколков размером в несколько сантиметров - несколько десятков тысяч, а размером в несколько миллимет­ров - несколько сот тысяч;

- на орбитах вокруг Земли находится 58 объектов с ядерны­ми устройствами, из них наиболее опасны 31 российский спутник с реакторной установкой (1970-1988 гг. запуска) и 6 американ­ских спутников с радиоактивными термоэлектрическими гене­раторами (1961-1972 гг. запуска).

Обобщенные показатели свидетельствуют, что Россия стано­вится "мировой свалкой" собственных и чужих промышленных отходов, которые вместе с выбросами и сбросами в окружающую среду все масштабнее загрязняют её, вызывая болезни, вырождение и повышенную смертность населения, деградацию экосистем и нарушения в техносфере, разрушение самой окружающей среды - основы всего живого на Земле. По данным Госкомстата, на территории России ежегодно образуется до 70 млн. токсичных отходов, из которых полностью обезвреживается менее 10% и около 45% используется повторно. Остальные токсичные отходы просто вывозятся на малоприспособленные свалки, выбрасываются и сливаются в окружающую среду.

Более чем в 80 городах, где проживает около 40 млн. человек максимальные разовые концентрации вредных веществ в воздухе превышают предельно допустимые (ПДК) в 10 раз. Всего в условиях постоянного превышения ПДК вредных для здоровья веществ в атмосферном воздухе проживают около 64 млн. человек. В связи с тем, что качество питьевой воды практически всех поверхностных водоисточников (68% от всего питьевого водозабора) не соответствует санитарным нормам, а водоочистка недостаточно эффективна, около 50% населения России вынуждено пить загрязненную воду. Увеличивается доля земель, подверженных истощению, эрозии и опустыниванию. Вынос питательных веществ из почвы в 3 раза превышает их поступление с вносимыми удобрениями. Этими процессами затронуты уже 20 субъектов Федерации.

В целом по России проблемами загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов охвачены около 40 регионов, прежде всего - города и промышленные центры. По обобщенным показателям к экологически неблагополучным регионам страны отнесены пока 12 территорий и городов, где обстановка оценивается как "кризисная" или даже как "экологическое бедствие". По оценкам специалистов, практически все города с населением более 1 млн. человек должны быть отнесены к I или II категории экологического неблагополучия, которое соответственно оценивается как "наиболее высокое" или "очень высокое". Такой же уровень загрязнения сложился в 60% городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. чел и в 25% городов с численностью 250-500 тыс. чел.

Глубокие изменения среды обитания человека в результате ее загрязнения влекут за собой рост экологически обусловленной заболеваемости и увеличение смертности. По усредненным оценкам, примерно 20% заболеваемости устойчиво связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды (на отдельных, особо загрязненных территориях, этот процент может быть существенно выше). В зонах наибольшего загрязнения около крупных промышленных предприятий и в городах отмечается стабильное увеличение числа заболеваний органов дыха­ния, органов чувств, различных аллергий и онкологических заболеваний примерно в 1,5-3 раза.

Особенно подвержены "экологическим болезням" дети. Лишь 14% детей Российской Федерации практически здоровы, 50% имеют отклонения в здоровье, а 35% имеют хронические забо­левания. Показатели общей заболеваемости населения и демо­графические данные отражают явное неблагополучие санитарно-эпидемиологического и экологического состояния страны. Смертность превышает рождаемость. Средняя продолжительность жизни составляет 64 года.

Все представленные данные получены благодаря проводимому мониторингу, являющемуся важнейшим рычагом управления, элементом государственной экологической политики.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:735

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.