Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Пенитенциарная система и органы юстиции после Февральской революции 1917 г.

Падение монархического строя в России в феврале 1917 г. сопровождалось амнистией. На свободу было выпущено примерно 3/4 всех заключенных, лишь небольшая часть из них могла считаться политическими. Общая численность амнистированных 88 тыс. человек.

В феврале-марте 1917 г. отечественная пенитенциарная система переживала серьезный кризис, вызванный ее крайней непопулярностью у населения, а также двоевластием в политической жизни страны. Временное правительство не имело достаточного запаса времени, чтобы реформировать уголовно-исполнительную систему.

Поскольку слово «тюрьма» прочно ассоциировалось в революционном сознании с карательной системой Российской империи, в апреле 1917 г. ГТУ было переименовано в Главное управление местами заключения (ГУМЗ). Совет по тюремным делам был преобразован в Совет по делам мест заключения. В число 9 членов Совета наряду с представителями органов юстиции вошел депутат Петросовета.

В компетенцию Совета входило предварительное обсуждение дел, так или иначе касающихся мест заключения.

Должность начальника ГУМЗ и начальника Совета занимал А.А. Жижиленко.

Начальник ГУМЗ стремился реформировать уголовно-исполнительную систему, заложив в ее основу принцип гуманности в отношении заключенных. В частности, планировалось разработать систему организации труда осужденных, позволяющую им получить профессию и работу после освобождения. Тюремной администрации предписывалось воздерживаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов.

Кроме того, предполагалось воссоздать дореволюционную систему патронажа с привлечением широких слоев населения.

В губерниях тюремные инспекции были заменены комиссиями, входившими в состав губернских исполнительных комитетов.

Необходимо отметить, что новая власть не доверяла тюремному персоналу, подвергала их деятельность мелочной опеке. В сотрудниках царских тюрем видели людей, «усвоивших навыки прежнего строя», привыкших властвовать над бесправными осужденными, а потому непригодных для работы в местах лишения свободы, создаваемых на гуманных началах.

В апреле 1917 г. были учреждены трехмесячные курсы подготовки персонала для пенитенциарной системы. Их слушателями стали преимущественно офицеры и солдаты-инвалиды.

Следуя духу времени, сотрудники уголовно-исполнительной системы стремились к организации собственного профсоюза, а также к отстранению от управления действующего руководства.

Однако циркуляром от 18 августа 1917 г. № 68 ГУМЗ установило в местах лишения свободы принцип единоначалия. Согласно циркуляру начальник тюремного заведения подчинялся только губернскому комиссару и тюремной инспекции, ни с кем не разделяя руководство вверенным ему заведением. Он принимал решения о замещении должностей надзирателей, которые были обязаны очно и беспрекословно выполнять распоряжения начальства.

Нарастание новой волны революционного движения, ненадежность армейских частей, охранявших тюрьмы, заставило руководство ГУМЗ в сентябре 1917 г. взять курс на ужесточение условий содержания. Участились обыски, заключенных стали реже выводить из камер, запрещалось назначение старост в среде осужденных. На места лишения свободы была возложена обязанность приводить в исполнение высшую меру наказания.

Необходимо напомнить о том, что Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. сохранила систему судов, восстановив некоторые ее функции, утраченные в ходе так называемых «контрреформ». Повсеместно в окружных судах стал широко применяться суд присяжных. Суд с участием сословных представителей упразднялся.

4 мая 1917 г. Временное правительство своим постановлением попыталось ускорить процесс создания мировых судов, а также расширить их юрисдикцию.

По инициативе партии кадетов Временное правительство учредило суды по административным делам.

На уровне уезда функции административного суда выполнял специально назначенный судья, в губернских центрах при окружных судах создавались особые административные отделения.

Высшей инстанцией административного суда стал Первый департамент Сената.

Административные суды были призваны рассматривать конфликты между различными органами власти и общественными учреждениями.

Итоги преобразований Временного правительства в судебной и пенитенциарной системах следует признать довольно скромными, однако виной тому не отсутствие желания предпринять масштабные реформы, а специфическое организационно-правовое положение правительства, ограниченного в своих возможностях вносить кардинальные изменения в законодательную базу до созыва Учредительного собрания.

Контрольные задания для самоподготовки

1. Охарактеризуйте структуру управления местами лишения свободы: (Министерство юстиции, ГТУ, губернаторы, тюремные инспекторы, губернские тюремные инспекторы).

2. Какие шаги были предприняты в деле кадрового обеспечения мест лишения свободы?

3. В чем заключались функции конвойной стражи? Каковы были особенности ее комплектования?

4. Виды лишения свободы по проекту 1879 г.

5. Согласны ли Вы с выводом М.Н. Гернета о «мертворожденности» проекта реформы уголовно-исполнительной системы от 11 декабря 1879 года? Ответ обоснуйте.

6. Можно ли утверждать о гуманизации условий отбывания наказаний в российских местах лишения свободы в рамках рассматриваемого периода?

7. Что такое патронаж? Как работала система патронажа в Российской империи?

8. В чем кроются причины неудачи колонизировать остров Сахалина с помощью каторжан и ссыльнопоселенцев?

9. Какие усилия предпринимались властями и общественностью Российской империи для исправления несовершеннолетних преступников?

10. Каковы причины и итоги так называемой «судебной контрреформы»?

11. Что Вы знаете об истории создания Уголовного уложения 1903 года?

12. С какими трудностями столкнулась пенитенциарная система в феврале–октябре 1917 года? Какие трудности претерпела пенитенциарная политика России в этот период?


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:668

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.