Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Органы юстиции в XVIII в.

Пенитенциарная система Российской империи в годы правления Екатерины II

 

В целом для российского законодательства была характерна слабая регламентация функционирования различных институтов, служащих проводниками карательной политики государства. Это особенно ярко проявлялось в организации материально-бытовых условий отбывания наказания.

Екатерина II попыталась исправить эту ситуацию. Ее перу принадлежит проект устава о тюрьмах (1787 г.).

В этом проекте излагается идея раздельного содержания подследственных и осужденных, различных разрядов осужденных, а также мужчин и женщин. В нем также содержится немало филантропических предписаний, например, обходиться с арестантами «человеколюбиво», устраивать тюремные больницы, проветривать камеры, за казенный счет одевать неимущих.

Для контроля за исполнением предписаний устава в каждой губернии предполагалось избрать уездного надзирателя, в ведении которого находились бы все тюрьмы и тюремные больницы.

Во главе каждой тюрьмы должен был стоять тюремщик, имеющий в подчинении тюремщиков отделений, сторожей, поваров, слуг и пр. Для тюремщиков была разработана особая присяга.

Тюремной больницей должен был заведовать смотритель.

Несмотря на то что проект остался нереализованным и даже неизвестным широкому кругу чиновников, он свидетельствовал о возрастающем интересе политической элиты к проблемам уголовно-исполнительной практики.

В царствование Екатерины II в России появляются два новых типа пенитенциарных учреждений: рабочий и смирительный дома, как бы подхватывающие нереализованные идеи Петра I, желавшего учредить цухтгаузы.

Заключению в рабочий дом подлежали воры и мошенники, которым надлежало «работами для общества потребными» отработать присвоенную ими сумму с процентами, а также (в случае рецидива) процентами в пользу рабочего дома.

Для содержания людей «непотребного и невоздержанного жития» в 1775 г. вновь создавались смирительные дома.

Оба учреждения находились в ведении Приказа общественного призрения и в дальнейшем за недостатком у последнего средств были фактически объединены в единые рабоче-смирительные дома.

 

 

Осознавая недостатки организации судебного дела в России, Петр I пытался отделить судебную власть от административной, а также установить строгую иерархическую судебную систему. Для борьбы со злоупотреблениями судей на органы юстиции распространялся принцип коллегиальности.

В то же время Петр Великий не пытался отменить действовавший в отечественном правосудии принцип сословности, означавший, что каждое сословие судится особым судом или, по крайней мере, в особом порядке.

Высшей судебной инстанцией в Российском государстве оставался царь (император). Другим высшим судебным стал Сенат (1711 г.).

В 1712–1718 гг. в структуру Сената входила Расправная палата, ранее функционировавшая в рамках Боярской думы. Только Сенат мог пересматривать ее решения. Подавать жалобы на решения Сената запрещалось под страхом смертной казни. Жалобы на решения коллегий и канцелярий поступали через состоявшего при Сенате генерал-рекетмейстера, определявшего, какие из них будут рассмотрены сенаторами.

Будучи высшим судом страны, Сенат одновременно являлся судом первой инстанции по политическим и должностным преступлениям.

Важнейшим центральным органом следствия и суда по политическим преступлениям стала главная канцелярия Преображенского приказа, учрежденного Петром I. Из числа поступивших в Преображенский приказ изветов (доносов) выбирались те, что имели политический характер. Извет мог быть сделан доносчиком и устно в присутствии свидетелей. Обвиняемый, отрицавший вину, трижды подвергался пытке на дыбе. Схоже сказанного на всех трех пытках считалась доказательством правильности показаний. Преображенский приказ просуществовал до 1729 г.

С компетенцией Преображенского приказа во многом совпадала компетенция Тайной канцелярии (1718–1726 гг.), занимавшейся расследованием государственных преступлений в Санкт-Петербурге и его округе.

Следует также отметить, что судебными полномочиями обладали все учрежденные Петром Великим в 1717 г. коллегии, заменившие приказную систему.

Согласно Генеральному регламенту (1720 г.) коллегии состояли из общего собрания членов во главе с президентом (присутствия) и канцелярии, ведущей делопроизводство.

В наследие от приказной системы коллегиям досталась практика осуществлениями ими судебных функций. Например, Камер-коллегия занималась преступлениями против казны, мануфактур-коллегия разбирала преступления, совершенные рабочими и членами цехов.

Дела Поместного, Сыскного, Земского и судных приказов отошли к Юстиц-коллегии, которая являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих местных судов, а также руководила их деятельностью. В 1721 г. из Юстиц-коллегии выделилась Вотчинная коллегия, разбиравшая земельные и иные споры между дворянами.

Помимо коллегий судебными функциями наделялись иные центральные органы власти. Главный магистрат был высшей судебной инстанцией для городского посадского населения. Суд над духовенством и населением церковных вотчин начиная с 1701 г. находился в ведении Монастырского приказа. Учрежденный в 1721 г. Синод – высший орган церковного управления, принял на себя и судебные функции. К юрисдикции церковного суда относились религиозные преступления (святотатство, богохульство и пр.), семейные дела, преступления духовенства и иски в отношении духовных лиц. На местах представители духовенства судились в консисториях при епархиальных архиереях.

На местном уровне после упразднения в 1702 г. губных старост уго-ловное и гражданское судопроизводство перешло к воеводам и выборным от дворянства.

Реформа местных судов была произведена в 1719 г. по шведскому образцу. Местный суд состоял из двух инстанций: нижних судов и надворных судов.

К нижним судам относились:

– провинциальный суд, в который входил обер-ландрихтер и асессоры. Им было подсудно сельское население;

– городской суд.

В 1722 г. вместо нижних судов были созданы новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и нескольких асессоров. В удаленные от центра города воевода назначал судебного комиссара.

Надворные суды, или гофгерихты (1719–1727 гг.), действовавшие в 11 городах, стали центрами первых российских судебных округов. Надворные суды имели коллегиальное устройство и возглавлялись президентом, назначаемым царем. За деятельностью надворных судов надзирали прокуроры.

В качестве суда первой инстанции надворные суды рассматривали доносы фискалов. В их компетенцию входило утверждение приговоров, осуждавших на смертную казнь и каторгу.

Апелляционной инстанцией для надворных судов являлась Юстиц-коллегия.

Таким образом, к концу эпохи петровских преобразований судебная система, хотя и сохранившая сословность, приобрела более четкую структуру: нижние суды – надворные суды – Юстиц-коллегия – Сенат.

Для управления жизнью торгово-ремесленного и посадского населения городов Петр I в 1699 г. создал бурмистерские (земские) избы, имевшие и судебные функции. Эти учреждения были подчинены Бурмистерской палате (с 1700 г. – Ратуше) в Москве. Целью реформы было повышение доходов с городов, страдавших от самоуправства воевод. Содержание городских органов самоуправления возлагалось на самих горожан.

В 1720 г. вопросами городского самоуправления стал заниматься Главный магистрат, имевший статус коллегии. В отдельных городах создавались подведомственные ему магистраты, оной из основных функций которых был суд над торгово-ремесленным и посадским населением.

Судом второй инстанции для горожан стали провинциальные магистраты, а высшей инстанцией – Главный магистрат, утверждавший в частности все смертные приговоры, вынесенные нижестоящими судами.

Справедливости следует отметить, что очень многие начинания Петра Великого в сфере организации местных органов юстиции потерпели неудачу. В судах процветала волокита. Не хватало профессиональных кадров. Способные дворянские дети предпочитали более престижную военную службу.

В 1727 г. созданная Петром I судебная система была разрушена. Надворные суды ликвидировались. Суд на местах был возложен на губернаторов и воевод с правом обжалования их решений в Юстиц-коллегии. В 1728 г. магистраты, сохранявшие судебные функции, были повсеместно переименованы в ратуши и подчинены воеводам.

В эпоху Дворцовых переворотов контроль за органами власти, в том числе судебной, со стороны Сената и генерал-прокурора заметно ослаб, что привело к росту казнокрадства, взяточничества и произвола в центре и на местах.

В 1775 г. Екатериной II была проведена крупная реформа в сфере местного управления и суда. Для проведения губернской реформы Особой комиссией был разработан законодательный акт – «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Сосредоточение всех функций власти на местах у губернаторов и воевод было признано неудобным. Реформа 1775 г. предполагала разукрупнение губерний. К концу правления Екатерины II их стало 50 вместо прежних 23. Губернии делились на уезды, провинции ликвидировались.

Реформа 1775 г. создала новую систему местных судов. В губерниях функционировали:

палата уголовного и палата гражданского суда (для всех сословий). Обе палаты являлись апелляционными судами по делам, рассмотренными нижестоящими судами. Состав каждой из палат (председатель, два советника и два асессора) назначался Сенатом;

совестный суд. Был призван разгрузить остальные суды от уголовных и гражданских дел, в которых имелась надежда добиться примирения сторон. К числу подобных дел относились тяжбы между родственниками, преступления безумных и совершеннолетних и т. п.);

верхний земский суд. Это апелляционная инстанция для уездных судов. Верхний земский суд и уездный суд разбирали уголовные и гражданские дела дворян;

губернский магистрат – апелляционная инстанция для городовых магистратов. В ведении губернского и городового магистратов находились уголовные и гражданские дела горожан;

верхняя земская расправа. Являлась апелляционной инстанцией для нижних земских расправ. Рассматривала уголовные и гражданские дела государственных, экономических, дворцовых крестьян, ямщиков, однодворцев.

В столицах создавались верхние и нижние надворные суды, которым были подсудны чиновники и разночинцы.

Нижний земский суд, несмотря на свое название, лишь исполнял приговоры судов, а также проводил предварительное следствие по уголовным преступлениям. На него возлагалась основная полицейская функция – сохранять в уезде «благочиние, добронравие и порядок».

Екатерина II, восхищавшаяся сочинениями просветителей, поддерживала идею Ш. Монтескье о разделении властей на независимые друг от друга законодательную и судебную власть. Хотя она и декларировала отделение суда от администрации, однако на деле не устранила их зависимости от наместников, губернаторов и органов полиции. Места председателей губернских и уездных судов (в большинстве случаев и заседателей) занимали представители дворянства.

Реформа 1775 г. создавала в каждой губернии внушительный штат чинов прокурорского надзора. Это были губернский прокурор с двумя помощниками – «стряпчими» (уголовных и казенных дел). При каждом губернском сословном суде назначалось по одному прокурору и два стряпчих. В каждом уезде действовал подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий. В большинстве случаев прокурор при местном суде существовал только на бумаге. Его деятельность сводилась к формальному надзору за соблюдением чиновниками законности.

8 апреля 1782 г. реформа органов местного самоуправления получила продолжение благодаря принятию Устава благочиния или полицейского. Устройство полицейского аппарата предусматривало появление нового местного органа власти в городах – управы благочиния, возглавляемой обер-полицмейстером. Управа благочиния охраняла порядок в городе, занималась исполнением распоряжений местной администрации и приговоров судов, а также выполняла некоторые судебные функции: проводила предварительное следствие и судила по мелким уголовным делам (кражи и мошенничества на сумму не более 20 руб.).

Города делились на части во главе с частным приставом, канцелярия которого также носила название «часть». Части были основными исполнителями судебных решений. При каждой части находился общегородской словесный суд по мелким гражданским тяжбам с устным, упрощенным судопроизводством и примирением «тяжущихся» сторон. Словесный судья выбирался горожанами.

Новая система местного управления имела несколько существенных недостатков: она требовала огромного количества подготовленных кадров, дорого обходилась казне, действовала крайне медленно, порождая волокиту.

В 1796–1797 гг. Павел I в значительной мере упростил систему местных органов власти. Это особенно коснулось органов юстиции. Императором были упразднены надворные суды, все губернские сословные суды (верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы), а также нижние расправы. Уездный суд превратился в общесословный для всего населения уезда, кроме горожан. Из чинов местной прокуратуры остался только местный прокурор. Палаты гражданского и уголовного суда в каждой губернии были объединены в палату суда и расправы. Отныне апелляции из уездного суда и городового магистрата поступали в палату суда и расправы, находившуюся в губернском центре, а оттуда в Сенат.

В 1798 г. в городах вместо управ благочиния были открыты ратгаузы, которым подчинялись городовые магистраты. В число их функций входили и судебные.

С 1799 г. в губернских и уездных городах стали открываться ордонансгаузы, при которых находились военный cуд и тюрьма.

Упрощение аппарата управления на местах вылилось в рост числа злоупотреблений. Правительству пришлось пойти на чрезвычайные меры и командировать сенаторов инспектировать губернии. Сенатские ревизии вскрыли всю неприглядность ситуации как в сфере местного управления, так и в местных судах, однако справиться с волокитой и вопиющими нарушениями норм судопроизводства административными мерами не удалось.

 

Контрольные задания для самоподготовки

1. Какие государственные учреждения в первой половине XVIII века ведали местами лишения свободы?

2. Какие нормы, регламентирующие условия содержания заключенных появляются в первой половине XVIII века?

3. Что такое каторга? Когда она появилась в России?

4. Как и почему в течение XVIII века менялась «география» каторги в России?

5. Какие меры по упорядочению системы ссылки и каторги предпринял Павел I?

6. Какие филантропические идеи нашли отражение в проекте устава о тюрьмах (1787 г.)?

7. Что Вы знаете о истории возникновения в Российской империи таких мест лишения свободы, как прядильные, смирительные и рабочие дома?

8. Как в эпоху правления Петра I изменилась система высших органов судебной власти?

9. В чем заключалась реформа местных органов суда 1719 года? Насколько жизнеспособной она оказалась?

10. Как стала выглядеть судебная система на местном уровне в результате губернской реформы 1775 года?

11. Что нового привнес в систему органов юстиции Устав благочиния?

12. Как изменилась судебная система в годы правления Павла I?


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:587

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.