Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ЛЕКЦИЯ 3

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (продолжение)

1. Политические взгляды Ивана IV

2. Опричнина

Советские историки считали, что к концу 15 века в России складывается централизованное государство. Новейшие подходы эту традиционную оценку признают устаревшей и полагают, что корректней говорить о том, что в конце 15 начале 16 веков в России оформляется единое государство. Обращая при этом внимание на то, что аппарат управления еще был достаточно архаичным и слабым для того, чтобы обеспечивать централизованное управление страной. И это на самом деле так.

В конце 15 века в состав боярской думы входило 10 бояр и окольничих. Окольничий – один из думских титулов. Как полагают историки, к концу 15 века еще не произошла инстутуцианализация боярской думы, т.е. дума не оформилась как институт. Кстати, если обратиться к документам, то можно увидеть, что дума – это собирательное понятие, а не институт с четким регламентом. Это становится тем более очевидным, если учесть, что бояр и окольничих сложно было бы собрать, т.к. всегда кто-то отправлялся с посольствами или выступал в качестве воеводы. Эти десять бояр и окольничих выполняли отдельные великокняжеские поручения. На бояр могло возлагаться руководство специальными боярскими комиссиями, которые создавались для проведения внешне политических переговоров. Также на бояр могла возлагаться обязанность отправления судопроизводства по гражданским или уголовным делам. Т.е. система властных полномочий была именно такова.

Власть на местах принадлежала наместникам и волостей, контроль за деятельностью которых оставлял желать лучшего. Делами великокняжеского двора занимался дворецкий, т.е. этот титул являлся одним из дворцовых титулов. При этом дворецкому могли вручаться и общегосударственные функции, т.е. на дворецкого мог возлагаться контроль за кормленщиками (наместниками). Кроме того, дворецким мог поручаться от имени великого князя суд последней инстанции. Лестницы дворцовых чинов располагались в постельничей, ясельничей, сокольничей – также могли принимать участие в государственном управлении. Т.е. это говорит об одном: об аморфности, неразвитости государственного аппарата, его ограниченных возможностях для централизованного управления страной.

Отметим, что при Иване III на великокняжеской службе находился всего 61 дьяк. И конечно, возможности, их были опять же ограничены. Поэтому принимая во внимание отмеченное, правильнее рассуждать применительно к концу 15 начала 16 веков о создании единого государства, которое по мере дальнейшего развития постепенностановится централизованным.

Московское единое государство формировалось с опорой не столько на экономические и культурные связи, сколько с опорой на военный потенциал Москвы. Поэтому неудивительно, что известный русский историк Милюков считал Московское государство военно-национальным государством, образно сравнивая его с военным лагерем, именно подчеркивае значимость военного потенциала Москвы в формировании единого государства.

Не будем забывать, что процесс объединения северо-восточных земель к Москве осуществлялся совместно с ведением боя с татарским игом. Историки обращают внимание на то, что при Василии II и Иване III русское войско отправлялось в поход дважды, а то и трижды в год.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:437

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.