Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Консульство и первая империя Франции.

После установления в 1794 г. режима Термидорианской рес­публики и принятия Конституции 1795 г. к власти во Франции пришла крупная буржуазия. Наиболее видные революционеры были казнены, а тысячи арестованы. В стране около пяти лет проводилась так называемая «политика качелей», когда горстка лидеров Директории, прежде всего, стремилась обеспечить себе беспринципными средствами личную карьеру и благосостояние.

Правящие круги буржуазии видели свое политическое спасе­ние в создании альтернативного режима военной диктатуры, которая силой оружия могла бы защитить их интересы. В среде заговорщиков оказался весьма популярным генерал Наполеон Бонапарт — более всего благодаря победам французских армий в Италии и Египте под его предводительством.

9-10 ноября 1799 г. Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Страной юридически стали управлять три консула, но реальная власть пере­шла в руки первого консула (Бонапарта).

Конституция 13 декабря 1799 г. (VIII года Республики), созданная по известной директиве Наполеона: «пишите коротко! и неясно», юридически закрепила новый государственный ре­жим, основными признаками которого были: плебисцитарная основа конституции; игнорирование положений Декларации прав Ц человека и гражданина; верховенство правительства; новая из­бирательная система.

Краткая, похожая на протокол, Конституция 1799 г. внешне сохранила республиканский строй. Законодательная власть «расщеплялась» между несколькими органами: Государственным советом, Трибунатом, Законодательным корпусом, Охранитель­ным сенатом и Первым консулом:

- Государственный совет по указанию и под руководством! правительства составлял и предлагал законопроекты;

- трибуны (100 человек) обсуждали законопроект и направ­ляли его в Законодательный корпус;

- Законодательный корпус не обсуждал, а только принимал законопроекты, за что его прозвали «300 немых»;

- Охранительный сенат выполнял функции конституционного контроля;

- Первый консул подписывал законопроекты.

К органам законодательной власти, таким образом, формально | относились Законодательный корпус, Трибунат, Охранительный сенат, Государственный совет, но все эти учреждения маскиро­вали фактическое единовластие Первого консула, без подписи которого ни один нормативный акт в государстве не имел шан­сов стать законом.

Хотя исполнительная власть формально принадлежала трем кон­сулам, но Первый консул обладал особым статусом. Ему принад­лежало право назначения и смещения членов Государственного совета, министров, послов, офицеров. В компетенцию главы правительства, Первого консула, входило осуществление испол­нительной власти; назначение и смещение министров, генералов, послов, высших чиновников, судей, членов Государственного совета — нового органа, созданного Бонапартом в качестве кон­сультативного при правительстве.

Существенные изменения по новой Конституции претерпело избирательное право. Вводилась избирательная система, получившая известность как «представительство по плебисциту». Избра­нию на первом этапе подлежала десятая часть граждан — жите­лей коммуны (мужчин старше 21 года), включенных в комму­нальные списки. Затем они избирали из своего состава также де­сятую часть (департаментские списки}. На последнем этапе со­ставлялся национальный список — десятая часть граждан департа­ментского списка. Лица, включенные в последний список, лично Бонапартом назначались высшими чиновниками на вакантные должности.

Конституция 1799 г. упразднила выборность местных органов. Управление империей строилось на принципах жесткой центра­лизации. Теперь правительство стало назначать мэров и членов со­вещательных советов коммун и городов, следуя директиве Наполе­она: «Обсуждать коллегиально, решать единолично». Это означало, что советы коммун при мэрах, советы префектур при префектах ничего не решали — за все отвечали соответственно мэры и пре­фекты. Департаменты были поделены на округа и коммуны. В де­партаменте административные и полицейские функции перешли целиком к префекту, в округе — к супрефекту, в городе - к мэру. Местные руководители полностью подчинялись центральной власти, поэтому роль правительственных чиновников постоян­но возрастала. Франция превратилась в своеобразную монархию с сохранением республиканских атрибутов: выборов, плебисци­тов, гимна «Марсельеза», трехцветного флага революции.

В 1802 г. путем плебисцита Бонапарт был объявлен пожиз­ненным консулом. Его власть приобретала все более явный монар­хический характер. И вот в 1804 г. плебисцитарным Органиче­ским сенатус-консультом он был провозглашен императором французов Наполеоном I.

В своих руках Бонапарт сосредоточил всю исполнительную и законодательную власть. Армия к этому времени стала профес­сиональной. Соответственно монархической форме правления складывался и облик императорского двора: родственники, при­ближенные Бонапарта получали титулы графов, князей, принцев, и создавались придворные должности. Постепенно Наполеон I во­обще перестал ссылаться на Конституцию 1799 г., так как счи­тал себя выше любого, даже основного закона. Таким образом, при Наполеоне Бонапарте в целом сложился государственный аппарат буржуазной Франции, причем бюрократическая центра­лизация стала его основным принципом.

Первая французская империя просуществовала почти 15 лет, и ее внешнеполитическая история — это история непрерывных захватнических войн. После неудачного «похода» войск Фран­ции в Россию русские, австрийские, прусские и английские вой­ска вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1367

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.