Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Политическое развитие России

Другим направлением экономических преобразований стала приватизация. Программу возглавил председатель Государственного комитета по управлению имуществом А.Б.Чубайс.

Рыночный выбор. Реформаторское правительство.

Становление новой российской государственности

Тема № 17

Этапы распада СССР

Предпосылки распада СССР

Противоречий

Итоги Перестройки

 

Дезинтеграционные процессы в стране и распад СССР

Обострение межэтнических и межреспубликанских

Причины:

· проводившаяся длительное время бюрократическая унификация всех сторон жизни

· перестройка воспринималась как время для утверждения новой национальной политики

· в 1918-1920-е гг. было заложено противоречие между национальным составом населения и национально-государственной структурой СССР

· национализм выступал как мощное оружие местных элит в их борьбе против союзного «центра» за контроль республиканскими ресурсами.

 

· зарождение национального сепаратизма и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности советской экономической системы и неудачи экономических реформ в период перестройки

· борьба за власть между центральными и национально-региональными политическими элитами

· кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация тоталитарной системы и партийно-политической монополии на власть, составлявших основу СССР

· отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и национальных республик. Диктат центральной власти в отношении национально-государственных образований.

 

Неэффективность действий М.С.Горбачева на «национальном» направлении стала одним из факторов перманентного падения его политического авторитета.

 

«Парад суверенитетов» и распад СССР

12 июня 1990 г. - 1 съезд Народных депутатов РСФСР принял Декларации о

суверенитете

Начинается проведение независимой политики России

· закон « О собственности на территории РСФСР» (4 июля 1990 г.)

· реформа российской финансовой системы

· рождение российского телевидения

· формирование российских государственных и силовых структур параллельных союзным

· закон «О собственности в РСФСР» (24 декабря 1990 г.)

· заключение прямых двусторонних договоров (Россия-Украина, Россия – Казахстан и т.д.)

· в сфере внешней политики началась разработка концепции национально-государственных интересов России.

После подавления ГКЧП все союзные республики начали принимать Декларации о государственном суверенитете, началась ликвидация союзных структур.

Причины распада союзного государства:

· за годы существования СССР союзные республики достигли значимого экономического, материального, образовательного и профессионального прогресса → основа для естественного стремления наций к самоопределению вплоть до отделения и образования самостоятельных государств → Центр, в условиях перестройки, стал восприниматься как тормоз дальнейшего экономического и культурного развития

· в условиях гласности марксистско-ленинская идеология, игравшая в условиях многонационального и многоконфессионального государства объединяющую роль, была дискредитирована → формирование в массовом сознании убежденности в отсутствии какой-либо объединяющей республики общей цели (в условиях СССР это общее благо, социальная справедливость, строительство социализма и коммунизма) → рост национализма и сепаратизма

· экономическая реформа в условиях перестройки привела к резкому падению промышленного и сельскохозяйственного производства → распад экономических связей внутри страны (в рамках СССР экономика базировалась на региональном разделении труда)

· политическая реформа привела к падению авторитета, а затем и к ликвидации КПСС → в этих условиях новые органы государственной власти (институт президента и преобразованный в парламент Верховный Совет) не имели реальных рычагов управления и реализации принимаемых решений → реальная власть все более концентрировалась в руках местных (республиканских) правящих элит → рост их политического статуса и влияния

· СССР был федеративных государством, в рамках которого границы республик (субъекты федерации) определялись в соответствии с национально-территориальным принципом → республики имели все атрибуты государственности, кроме государственного суверенитета→ это облегчало распад СССР.

 

1988 - апрель 1991 гг. – ослабление Центра и усиление центробежных тенденций на местах проявилось в межнациональных конфликтах. «Парад суверенитетов». Националистические (оппозиционные) силы Прибалтийских республик в 1988 г. взяли курс на выход из СССР.

Апрель – 19 августа 1991 г. – «новоогаревский процесс». Дискуссия: «Сильный Центр – сильные республики» или «Сильные республики – сильный Центр». Разработка проекта о «Содружестве Суверенных Государств» → подписание назначено на 20.08.1991 г.

19 – 22 августа 1991 г.– ГКЧП – попытка консервативных сил провести государственный переворот для сохранения власти в руках Центра и не допустить распад СССР. Провал

После подавления попытки государственного переворота начался последний этап распада СССР.

8.12.1991 г. – «Беловежское соглашение» - Президенты РСФСР (Б.Н.Ельцин), УССР (Л.М.Кравчук) и Председатель Верховного Совета БССР (С.С.Шушкевич) подписали договор о денансации Союзного Договора 1922 г. Подписан Договор о создании «Содружества Независимых Государств» (СНГ).

21.12.1991 г. – на совещании в Алма-Ате к СНГ присоединились еще 11 государств, бывших союзных республик.

25.12.1991 г. – Президент СССР М.С.Горбачев сложил с себя полномочия. Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики – Российская Федерация (Россия). Красный союзный флаг был заменен на российский трехцветный.

26.12.1991 г. – Верховный Совет только решением Совета Союза (одна палата) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

Таким образом, цели перестройки не совпали с ее результатами. Партийно-советское руководство страны под руководством М.С.Горбачева не сумело осуществить плавный переход к новой модели развития и вписаться в мировую экономическую систему как равный партнер. Крах и распад СССР закончили попытки социалистического реформаторства.

(Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации)

 
 

 


В 1992 г. Россия вступила в переходный период, который характеризуется радикальными, глубинными изменениями во всех сферах жизни общества.

Крушение СССР и бывшего экономического содружества привели к резкому ухудшению геополитического, природно-климатического, экономического положению России. Распад союзного государства разрушил всю систему народно-хозяйственных связей, построенных на региональном разделении труда.

Перед новой Российской государственностью стояла задача не только обновить материально-техническую базу, но и заново встроить ее структуру, восстановить недостающие звенья.

Задачи переходного периода:

· в экономической области -осуществить переход от командной к рыночной экономике

· в политической - осуществить переход от тоталитарной к демократической политической системе, создать основы правового государства и гражданского общества

· в национально-государственной – предотвратить распад российской государственности, создать эффективную модель российского федерализма

· в сфере внешнеполитической – войти в мировое сообщество и защитить национально-государственные интересы

С конца 1991 г. политическое руководство России начало переход к либеральной экономической модели. Страна вступала на путь радикальных экономических преобразований. Это предполагало:

► либерализацию цен

► приватизацию и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве

► сокращение государственных расходов

► адресную социальную поддержку наиболее незащищенных слоев населения

► включение в мировую экономику на правах равного партнерства.

Ноябрь 1991г. - формирование реформаторского правительства во главе с и.о. председателя правительства Е.Т.Гайдаром (главные архитекторы реформ А.Шохин, А.Чубайс, П.Авен, А.Нечаев и др.).

Лето 1992 г. – Правительство РФ разработало и представило на обсуждение в Верховный Совет РФ «Программу углубления экономических реформ».

Этапы преобразования экономики:

1. Кризисное развитие (1992-19923 гг.) – либерализация и финансовая стабилизация как главный приоритет

►начало приватизации

►структурная перестройка в промышленности

► реформа в аграрном секторе

► масштабные преобразования в социальном секторе.

Суть– создать основные предпосылки для:

а) выхода из глубочайшего социально-экономического кризиса

б) формирования рыночной экономики.

2. Восстановление народного хозяйства (1994-1995 гг.) - в качестве приоритета выдвигалось создание и упрочение институтов, способствующих развитию предпринимательства и конкуренции

► массовая приватизация

► добиться эффективного функционирования финансового рынка

► в основном реформировать социальную сферу.

Суть - а) создание мощного частного сектора (промышленность – 60%, торговля – 90%);

б) выход на докризисный уровень ВВП (Валовой Внутренний Продукт).

3.Период экономического роста (после 1995 г.) не менее 3-4% в год, опережающий рост экспорта продукции высокой степени готовности.

Концепция реформирования -либеральная монетаристская модель, ориентированная на ослабление вмешательства государства в экономику. Либерализация цен стала одним из первых направлений реформирования.

Этапы:

1992-1994 гг. –ваучерная приватизация (ваучер - приватизационный чек). Все граждане РФ безвозмездно получали часть государственной собственности стоимостью 10 тыс. руб. в ценах 1984 г.

(Было приватизировано 24 тыс. промышленных предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% предприятий торговли. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества сократилась до 35%).

Декабрь 1994 г. Государственнаядума признала итоги приватизации неудовлетворительными. Декларированные принципы, задачи и цели не совпадали с реальными результатами для большинства населения.

1994 -1997 гг. – денежная приватизация через акционирование государственных предприятий. Приватизация, во многом, проводилась через «залоговые аукционы».

Таким образом, в ходе радикальных экономических преобразований к концу 90-х г. произошли радикальные изменения в структуре собственности. Негосударственный сек тор производил больше 2/3 ВВП, доля государства в акционерном капитале большинства предприятий перестала играть главную роль.

 

В начале ХХI в. (после избрания Президентом РФ в 2000 г. В.В.Путина, а затем и переизбрания в 2004 г.) усиливается частичное государственное регулирование экономикой. Это делает ее более эффективной. Но эта линия не отрицает общего курса на утверждение в стране рыночной экономики, основанной на частной собственности и конкуренции.

Таким образом, за годы экономических реформ в стране осуществлены широкомасштабные макроэкономические преобразования, направленные на стабилизацию и дальнейшее развитие народного хозяйства России. Были проведены:

· либерализация ценообразования

· разгосударствление внешнеэкономической деятельности

· масштабная приватизация в различных сферах экономики.

Это способствовало:

· сохранению значительного экономического потенциала

· развитию наукоемких производств

· проведению политическим руководством России внешнеэкономической деятельности исходя из национальных интересов

· практической ликвидации государственного внешнего долга

(1991 г. – 104,9 млрд. дол.; 2000 г. – 132,8 млрд. дол.; 2006 г. – 3,7 млрд. дол.)

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:927

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.