История Древнего Китая распадается на 6 этапов. Древнекитайское государство – типичная восточная деспотия. Глава государства - первый жрец, единственный землевладелец (вся земля считалась царской).
Мифология. В древнекитайских мифах была идея о первоначальном состоянии мира как о первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах - небесной (Ян) и земной (Инь). Они формируют из легких частиц – небо, из тяжелых – землю. В другом мифе организация мироздания связывается с деятельностью сверхъестественного существа Пань-гу. Части мироздания возникают из частей тела умершего Пань-гу.
Древнекитайская философия связана с книгами «Книга песен», «Книга перемен» и рядом других. Она включала 6 основных философских школ: конфуцианства, моизм, школа закона, даосизм, школа «инь-ян», школа имен.
Конфуцианство
Родоначальник – Кун Фу-цзы (Конфуций), жил в 551-479 гг. до н.э. В 50 лет основал школу. У него было много учеников, которые записывали его мысли. Так возникла книга «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Эту книгу всякий образованный китаец должен был знать наизусть, ею он руководствовался всю жизнь. Для него высшая сила – это небо. Оно следит за порядком и справедливостью на земле. Он познал волю неба в 50 лет, когда начал проповедовать. Небо у Конфуция – это судьба, рок. Он разделял культ предков. В центре внимания конфуцианцев – взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Характерная черта древнекитайского мировоззрения – культ прошлого.
Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие понятия как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие вместе «правильный путь» - дао. Этому пути должен следовать всякий, кто желает жить в согласии с самим собой, с другими людьми, с мирозданием – жить счастливо. «Золотая середина» - середина в поведении людей. Находить эту середину нелегко. Основа человеколюбия – «жень» - «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. «Взаимность» - «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Конфуций создал образ «благородного мужа», которого он противопоставил «низкому человеку» или простолюдину. «Благородный муж» следует долгу и закону, требователен к себе, ему можно доверять большие дела, он живет в согласии с другими людьми, он идет на смерть ради людей и долга.
«Благородный муж» управляет народом. Ключ к управлению народом – в силе нравственного примера вышестоящих. для нижестоящих. «Низкий человек» - думает о том, как лучше устроиться и получить выгоду, требователен не к себе, а к другим людям, не знает велений неба (в отличие от «Благородного мужа»), оставляет без внимания слова мудрых.
Даосизм
В отличие от конфуцианства, который занимался преимущественно этическими и политическими проблемами, даосизм главное внимание уделяли проблемам бытия, небытия, становления, единого, много.
Основателем даосизма считается Лао-цзы – старший современник Конфуция. Идеи даосизма изложены в книге «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»),
В основу мировоззрения положено понятие «дао» - одно из основных понятий древнекитайской философии. Это всеобъемлющее понятие. Дао – это первоначало, первооснова, источник, основа вещей, закон мироздания. Дао – бесконечно, вечно, несотворено, неуничтожимо. Это – «Мать всех вещей». Дао противоречиво – это единство противоположностей. Оно непостижимо, невыразимо в словах.
В «Книга о дао и дэ» речь идет о бытии и небытии и об их отношении: «небытие и бытие порождают друг друга».
Мудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем – путем дао. Он ни во что не вмешивается, не мешает дао. Даосы – сторонники мира. Путь дао – это путь мира. Они проповедовали сострадание, бережливость, смирение, учили воздавать добром за зло. |