Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Программа преодоления психических травм детства

Аутодебрифинг. Индивидуально-групповой вариант дебрифинга

Данный вид Психологического дебрифинга имеет индивидуальный характер по обсуждаемым событиям и групповой - по форме работы. Группа выступает в виде фона, а клиент со своим событием в виде фигуры. Данному варианту психокоррекционной процедуры "дебрифинг" мы дали название аутодебрифинг.

Инструкция, вводная часть, правила групповой работы, цели и задачи дебрифинга не отличаются от классического варианта. Принципиальное отличие данной процедуры от классического дебрифинга - отсутствие единого травмирующего события, все события - уникальны и индивидуальны. Отсюда и название данной психотерапевтической процедуры. Аутодебрифинг предполагает самоанализ, где группа выступает в роли фона и группового фасилитатора.

Ведущий дает следующую инструкцию. "Расскажите, пожалуйста, чем для Вас является слово, например, "Чернобыль". Когда Вы впервые (день, час, место) узнали о катастрофе? Кто был в это время рядом с Вами?" Участники группового обсуждения последовательно описывают событие "Чернобыль". В процессе обсуждения происходят все этапы классического дебрифинга: анализ фактов, мыслей, чувств, фазы реагирования, симптомов.

Процедура основана на анализе воспоминаний о событиях или происшествиях, которые носили для человека в прошлом травматический характер. Упражнение выполняется в форме внутреннего диалога с последующим обсуждением в группе. Процедура базируется на принципах визуализации и левитации. Термин "визуализация" известен в практической психологии и означает вызывание специальными приемами зрительных, слуховых и обонятельных представлений о происшедших событиях. Мы вводим новый термин "левитация". Процедура левитации позволяет мысленно переместиться на место события с воспроизводством пространства, на фоне которого происходило данное событие.

Последовательная схема внутреннего диалога (интроспекция):

1. Характеристика события.

2. Время, когда произошло данное событие.

3. Место, где произошло данное событие.

4. Левитация (мысленное перемещение на место события).

5. Ваш возраст во время данного события.

6. Внешний вид (особенности одежды).

7. Окружение (природа, городские строения и т.д.).

8. Погода и время года.

9. Телесные ощущения во время этого события.

10. Само событие (содержание).

11. Ощущения во время события.

12. Локализация ощущений во время события.

13. Ваши переживания.

14. Первые мысли о событии.

Последний пункт схемы внутреннего диалога в зависимости от индивидуальных особенностей личности клиентов распадается на два ряда в ходе последующего самоанализа. Первый ряд образный, который может иметь следующую последовательность: образ - метафора - рисунок — изменение рисунка. Второй ряд предметный: нахождение предмета - цвет, форма, запах предмета - прикосновение к предмету - перемещение предмета - изменение предмета.

 

10.3.Психобиографический дебрифинг

Мы отмечаема парадигмы анализа результатов любого исследования: детерминистский (объяснительный) и феноменологический (описательный).

"Психологическая автобиография" - методика, которая позволяет анализировать индивидуальную биографию, моделировать субъективную реальность, соотнеся результаты диагностики не с самими по себе особенностями субъекта, а с особенностями отражения им определенных фрагментов объективной реальности, с событиями его собственной жизни.

Здесь мы последовательно следуем методологическому требованию к целостному изучению события, выдвинутому К. Левину: описание ситуации должно быть скорее субъективным, чем объективным, т.е. ситуация должна описываться скорее с позиций индивида, поведение которого исследуется, нежели с позиции наблюдателя. Феноменологическое описание субъективной реальности, как моделированию того, какой видит субъект угрожающую ситуацию, что он ей приписывает и в нее привносит, как ее отражает и искажает и, в конечном счете, чего именно боится (М.С. Каган и А.М. Эткинд).

Методический прием под названием психобиографический дебрифинг соединяет диагностику (психологическая автобиография) и коррекцию (психологический дебрифинг). Метод, соединяющий диагностику и коррекцию, мы назвали психобиографический дебрифинг.

Методика "Психобиографический дебрифинг" предполагает два этапа.

I этап – диагностический. На первом этапе клиенту предлагается заполнить бланк с методикой "Психологическая автобиография".

Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Это проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми фактами жизненного пути. Методика позволяет получить сведения о значимых событиях в жизни человека (прошлых и будущих) и связанных с ними переживаниях (грустных и радостных). Количество событий не ограничивается, дается количественная оценка каждому событию и указывается его примерная дата.

Основными параметрами интерпретации данных методики являются:

Продуктивность восприятия образов жизненного пути определяется по количеству названных событий. Чем больше называется событий, тем выше продуктивность испытуемого. Продуктивность характеризует богатство психологического времени, то есть богатство и легкость актуализации образов прошлого и будущего, а также адекватность психического состояния и социальную адаптивность. Особенно важный признак – наличие ответов о будущих событиях, особенно грустных. Чем меньше таких ответов, тем больше беспокойство за будущее.

Оценка событий позволяет определить значимость для личности данного события по сравнению с другими.

Степень влияния событий. Называются главные события жизни, оказывающие значительное влияние на ее ход, предпочтение отдается высоким оценкам событий. Предлагается выделять события по степени влияния на испытуемого: значительное влияние (4-5 баллов), умеренное (3 балла), малое (1-2 балла).

Среднее время ретроспекции и антиципации событий. Для получения показателя среднего времени ретроспекции следует суммировать время, прошедшее после каждого указанного факта, и разделить полученную сумму на общее количество событий прошлого. Подобным же образом вычисляется среднее время антиципации (предвосхищения) событий.

Содержание событий. Наиболее важным для психолога является качественный (содержательный) анализ событий. Именно он дает возможность выявить, какие события жизненного пути переживаются (оцениваются) личностью как положительные и отрицательные, даже травмирующие. Характерной особенностью травмированной личности является концентрация внимания на одном или нескольких взаимосвязанных событиях.

II этап – коррекционный. После изучения особенностей жизненного пути испытуемого целесообразно в случаях выявления травмирующего события проведение беседы-интервью, используя методику "Психологический дебрифинг".

Цельюданной методики являетсяминимизация психологических страданий.

Задачи методики:

– снижение напряжения и нормализация состояний (самочувствия): появление возможности поделиться своими переживаниями;

– "проработка" впечатлений, чувств и реакций;

– когнитивная организация переживаемого опыта: осознание травматического события, симптомов и реакций, которые его сопровождали;

– мобилизация внутренних ресурсов.

Беседа-интервью с использованием методики "Психологический дебрифинг" включает в себя следующие этапы: вводный, уточнения содержания и характера события, уточнения характера мыслей, восстановления чувств или реагирования, симптомов, информационный, завершающий.

Вводный этап. Проведение беседы-интервью на этом этапе ничем не отличается от начала любого консультативного занятия. Первое, что необходимо сделать, – это доброжелательно встретить человека. Клиент, приходящий к психологу впервые, испытывает определенное чувство дискомфорта и беспокойства, поэтому ему нужно дать время прийти в себя, освоиться, привыкнуть к новому помещению, рассмотреть все, что заинтересовало. Этому может способствовать пауза около минуты.

В литературе приводится множество конкретных рекомендаций относительно способов установления контакта, но каждый опытный консультант имеет свою манеру обеспечивать психологический комфорт. Так, если Вы работаете с маленькими детьми в специально оборудованной комнате, где есть игрушки, принадлежности для лепки и рисования, то ребенку можно предложить осмотреть комнату с интересующими его предметами, поиграть. В практике психологического консультирования, как правило, стремятся к интенсивному, уникальному и эмоциональному контакту. Контакт объединяет, образует общее "поле", в которое "включены" участники. Конечно, здесь есть свои строжайшие правила и ограничения, которые оговариваются. Наиболее важные из них:

1.Доброжелательное и безоценочное отношение к испытуемому. Это умение выслушать, оказать необходимую психологическую поддержку, анализ проблемы без критических суждений, неконтролируемых эмоций, неуместных вопросов.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, которых придерживается испытуемый.

3. Испытуемым не рекомендуется давать советы. Советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности подопечного. Главная задача психолога состоит в том, чтобы локус жалобы в ходе консультации был переведен с других на себя. Только в этом случае человек ощутит ответственность за происходящее и постарается измениться сам и изменить ситуацию, в противном случае он только будет ожидать помощи и совета со стороны окружающих.

4. Гарантия анонимности и конфиденциальности получаемой информации. Любая информация, сообщенная психологу, не может быть передана без согласия испытуемого ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, родственникам и друзьям. Существуют некоторые исключения (о которых сообщается заранее), специально оговоренные законом во многих странах, в первую очередь информация, связанная с угрозой для чьей-либо жизни.

Позиция психолога по отношению к испытуемому – позиция равенства. Ребенка необходимо называть по имени, не забывая сразу назвать себя. Некоторые авторы советуют в начале беседы узнать, как называет ребенка мама. С подростками и старшеклассниками психологу важно вести себя тактично, скорее, как с взрослыми, причем вначале, как правило, обращаться к ним на "Вы". Взрослым целесообразно представляться так же, как представляется испытуемый: по имени или имени-отчеству.

Этап уточнения характера и содержания события. Психолог начинает беседу-интервью с вопросов, которые позволяют выяснить, что произошло с клиентом. "Расскажите, что с Вами произошло? Что бы Вы могли рассказать о том, что видели? Попытайтесь описать произошедшее событие с Вами более детально. Где Вы были в это время? Кто рассказал Вам о ... ?" Клиент описывает событие, пытается дать полную картину обсуждаемого факта, описать ее до мельчайших подробностей. Цель – адекватно увидеть ситуацию, имея полную картину факта. Известно, что чем подробнее говорит человек о чем-либо, чем больше конкретных деталей в рассказе, тем слабее на нем отпечаток субъективности (мелкие детали очень трудно придумать, исказить) и тем больше возможностей для понимания консультантом тех аспектов реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком.

Беседа-интервью с использованием методики "Психологический дебрифинг" предполагает определенную схему проведения, которой рекомендуется придерживаться. На этой фазе можно оговорить условие: например, "постарайтесь не говорить о чувствах". Если человек начинает говорить, что он чувствует, начинает плакать, это не плохо, но нужно постараться вернуть его к рассказу о событии: "Вам очень тяжело, я это понимаю, но сейчас мы об этом говорить не будем, вернемся к чувствам позже".

Этап уточнения характера мыслей, сопровождающих данное событие, означает фиксирование суждений по поводу события. На этом этапе могут быть заданы вопросы: "Какими были Ваши первые мысли? Когда Вы узнали о случившемся событии с Вами?" Первые мысли, как правило, отражают то, что впоследствии можетсоставить основу тревоги. Цель данного этапа беседы - оживить воспоминания, активизировать мысли.

Этап восстановления чувств или реагирования во время критического события - самый длинный. Вопросы могут быть сформулированы так: "Какие чувства Вы испытывали тогда? Расскажите о них. Как Вы себя чувствовали, когда произошло событие?" Некоторые люди легко говорят о чувствах и переживаниях (гиперактивные), другим тяжело говорить о них (гипоактивные). В таких случаях психолог помогает актуализировать чувства с помощью определенных приемов и техник.

1. Техника альтернативных формулировок (специальная подсказка вариантов переживаний, которые могли бы возникнуть в обсуждаемой ситуации, с тем, чтобы стимулировать деятельность собеседника, дать ему пример для описания своих эмоций).

2. Техника уточнения "глубины переживаний", помогающая точнее сформулировать свои переживания и чувства. Например, человек говорит о растерянности в какой-либо ситуации. Психолог может задать вопрос: "А как Вы ощущали свою растерянность?" – и переформулировать сказанное: "Вы чувствовали себя растерянным, то есть у Вас возникло чувство непонимания происходящего?" Использование подобных формулировок дает возможность постепенно углублять рассказ, переходить от поверхностных переживаний к более глубоким переживаниям.

3. Техника "парадоксальных вопросов", позволяющая пошатнуть "абсолютные истины". Перевести разговор в новую плоскость, поставить какое-либо высказывание под сомнение можно с помощью реплики: "А почему бы и нет?"

Рефлексирование переживаний и чувств, как правило, – наиболее информативная сторона беседы, так как чувства теснее всего связаны с подсознательными желаниями и влечениями, скрытыми в глубине души. В разговоре необходимо обратить внимание на следующее:

– слова и выражения, которые консультируемый употребляет для описания чувств (например: "Я рассердился…", " Я страдаю…");

– невербальные реакции (мимика, жесты, интонация и т. д.), мало поддающиеся сознательному контролю.

Этап симптомов, сопровождающих событие. На этом этапе определяются симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые проявляются после завершения события. На этом этапе возможны вопросы: "Как Вы изменились после произошедшего события? Как это событие повлияло на Вашу жизнь?"

Следует уточнить, нарушен ли сон, с помощью вопросов: "Были ли у Вас ночные кошмары после случившегося? А теперь? Какие сны Вы видели? Расскажите". Нарушение сна является первым признаком психической травмы.

Нужно выяснить, трудно ли было вернуться к работе, учебе, привычному образу жизни: "Как Вы реагировали на событие? Что для Вас было самым ужасным из случившегося?".

Информационный этап. На этом этапе психолог сообщает клиенту, что обычно происходит с человеком в критической ситуации и что подобное поведение и симптомы – нормальная реакция организма на ненормальную ситуацию. Все это помогает снять "уникальность", ведь консультируемый считает, что его ситуация исключительна и никто ничего подобного не переживал.

Завершающий этап заканчивается подведением итогов беседы (психолог, избегая прямых ответов, суждений, должен постараться минимизировать воздействие прошлого и активизировать будущее), а также обсуждением вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и психолога, прощанием.

Данная программа основана на актуализации, “вызове” прошлых психологических травм, среди которых особое место занимают травмы детства.

Цель программы: Снижение влияний детских впечатлений, событий, переживаний травмирующего характера на развитие личности, на поведение и характер взаимодействия с ближайшим микросоциальным окружением.

Программа выполняет следующие задачи:

1. Высвободить заблокированный в детстве материал, который чаще не осознается, но носит разрушающий для психического и физического здоровья характер.

2. Приподнять покрывала амнезии, обволакивающие ранние годы детства, дать выражение инфантильной жизни, которая спрятана за покровами памяти.

3. Проработать травмирующие события детства, мешающие жить полнокровно (травмирующие события могут отражаться в снах, или в оговорках).

4. Найти ресурсы в детстве, возможности в детской жизни обнаружить счастливые эпизоды, успехи, удачи и закрепить их.

5. Дать возможность прожить детские эпизоды в другом, более конструктивном (счастливом) варианте, простить кого-то в детстве или что-то досказать, ответить обидчику.

6. Почувствовать вновь себя ребенком, вернуть себе истинные чувства, ощущения, инстинкты и впечатления, осознать истинного себя, чтобы понять, принять себя и затем другого. (Возвращение к безопасному «Я»)

7. Вернуть себе реальность переживания, нарушенного вследствие психологической травмы.

8. Научиться распознавать у себя переживания и реакция, связанные с стрессогенными событиями и относиться к ним как к нормальным реакциям в ненормальных ситуациях жизненного пути.

Функции программы.

Первая функция программы - диагностическая.

В процессе групповой работы тренер выделяет проблемы детства, которые могут оказывать негативное влияние на сегодняшнюю жизнь. Программа дает возможность определить событие (события), которое оказалось травмирующим. Позволяет прояснить обстоятельства ил конкретных людей, которые могли нанести психологическую травму или которые были объектом агрессии в детстве. Данное событие не всегда осознается человеком и требуется специальная техника, чтобы воспоминания стали толчком к приданию психологической напряженности детства и взрослой жизни.

Вторая функция программы - психотерапевтическая.

Процедура программы не позволяет, заранее определить какая часть тренинга будет носить диагностический, а какая психотерапевтический характер. Опыт проведения тренинга преодоления детский психологических травм свидетельствует, что любое задание может стать механизмом запуска осознания, отреагирования и переработки травмирующего события, а, следовательно, и дальнейшего выздоровления. Важно помнить и уметь различать характер и тяжесть психологической травмы, так как в некоторых случаях групповой работы может быть не достаточно для полного выздоровления и требуется проведение индивидуальных сессий.

Третья функция программы - профилактическая.

Одна из задач психотерапевтической программы – повышение стрессоустойчивости травмированной личности. Большую роль в разработке профилактических мер играет идея о том, что знание механизмов стрессовых и постстрессовых реакций в значительной мере способствует возможности распознавать их у себя, относиться к этому как к нормальному, естественному процессу в ненормальных ситуациях жизненного пути.

Содержание и процедура проведения тренинга.

Основная идея тренинга состоит в вызове воспоминаний, связанных с детством. Детские воспоминания могут иметь различную окраску и не обязательно должны носить травмирующий характер, поэтому тематика воспоминаний носит нейтральный характер, позволяющий снять защиты, мешающие вернуться в детство. Если психика человека почувствует угрозу, то может включиться психологический механизм защиты и психолог не добьется желаемого результата.

На несколько иной процедуре основана та часть тренинга, которая выполняет профилактическую функцию. Ее сценарий напоминает по сути дебрифинг с его последовательными фазами: фактов, мыслей, чувств, симптомов. Существенное отличие данной процедуры от классического дебрифинга - отсутствие единого травмирующего события, событие - индивидуально.

Реализация психотерапевтической и диагностической функции данного тренинга происходит в двух формах представления детских воспоминаний.

Первый вариант. Из группы выделяется микрогруппа в количестве 4-5 человек. Оставшаяся часть группы составляет "аквариум" и не участвует в обсуждении. Микрогруппа получает от тренера последовательно 5-6 вопросов, которые позволяют участникам групповой работы «вернуться» в свое детство. Все события, которые надо вспомнить и представить группе, необходимо "взять" из детства настолько раннего, насколько позволяет память.

Второй вариант отличается от первого варианта, прежде всего формой работы. Если в первом варианте работает группа из 4-5 человек и существует окружение (аквариум), которое играет роль эмоционального фона, то в данном случае мы предлагаем использовать диалог. Группа, разделившись на пары, приступает к обсуждению предложенных тем. (Этот вариант эффективен и для профессиональной подготовки психологов на этапе проработки личных психологических травм).

Правила работы в диалоговом режиме (второй вариант).

Инструкция для говорящего. Сядьте так, чтобы не смотреть на записывающего. Вам дается десять минут, чтобы вы смогли ответить на 4-5 вопросов и найти в памяти свои самые ранние воспоминания. Расскажите свои воспоминания записывающему партнеру. Старайтесь воспроизводить свои воспоминания наиболее точно и ясно, так как только в этом случае вы получаете новый опыт из своего прошлого для настоящего. Если вспомните еще что-то, выходящее за рамки вопроса, позвольте себе упомянуть это.

Инструкция для записывающего. Ваша задача состоит в том, чтобы делать заметки по мере того, как ваш партнер рассказывает о прошлых событиях. Отмечайте отсылки и случаи, в последующей жизни, обратите специальное внимание на то, какую важность ваш партнер придает тем или иным аспектам воспоминания. Сознавайте возможные защитные механизмы, которые ослабляют или притупляют воспоминания.

Процедура работы

1. Разделившись на пары, решите, кто будет говорить, а кто записывать. Позже вы поменяетесь ролями, так что можно не беспокоиться о том, кто будет первым.

2. Через десять минут остановитесь, и без обсуждения наговоренного текста поменяйтесь ролями. Снова один рассказывает, а другой записывает.

3. Через десять минут остановитесь и подумайте о том, что вы рассказывали и что услышали.

4. Обсудите свои заметки друг с другом. Укажите импликации и связи друг с другом, если вам кажется, что это может быть полезным, то попробуйте связать аспекты воспоминания с тем, как вы сейчас живете, или как вы реагируете на неожиданную, травмирующую ситуацию, похожие на те, о которых вы вспомнили.

Примечание. Если один из вас начинает смущаться или раздражаться во время обсуждения, просто возьмите заметки о ваших воспоминаниях, поблагодарите партнера и работайте самостоятельно.

Приведем перечень вопросов, с которыми можно работать как в микрогруппе, так и в диалоговом режиме.

1.Уменьшительные имена и прозвища, которыми вас называли в детстве.

1а. Какие из уменьшительных имен и прозвищ вы предпочитаете и почему?

2. Рисунок "Мое прошлое как я его представляю" (Вариант для дошкольников и младших школьников).

3. Опишите любимую одежду вашего детства.

4. Расскажите о любимой игрушке вашего детства и вспомните какой-нибудь эпизод с ней связанный.

5. Какая у Вас была любимая или нелюбимая еда в детстве?

6. Опишите место в доме, где было наиболее вам уютно.

7. Вспомните и расскажите что-нибудь связанное с "нельзя" в вашем детстве.

8. Опишите ваши детские страхи.

9. Нарисуйте дом вашего детства.

10. Какие игры и занятия в детстве вас увлекали больше всего?

11. Какое положение, которое вы занимали в этих играх чаще всего?

12. Опишите своего друга детства.

13. Если у вас была бы машина времени, то в какой возраст вы бы вернулись и почему?

14. Расскажите о традициях и обычаях в вашей семье

15. Опишите позу близкого вам человека

16. Опишите руки близкого вам человека.

17. Опишите голос близкого вам человека (тембр, сила и т.д.).

18. Опишите типичную позу близкого вам человека.

19. Какие манеры близких вам людей у вас остались?

20. Какие черты вашего характера вы переняли у старших членов семьи.

21. На кого в семье вы больше всего похоже? Чем?

22. Какие книги (сказки, стихи, произведения искусства) вашего детства больше всего на вас повлияли.

Процедура. Приведенный перечень вопросов достаточен для проведения 4-5 сессий. Эти вопросы составляют основное содержание психокоррекционной программы, но каждая сессия должна быть обрамлена упражнениями на групповую динамику, по психогимнастики, на вхождение в коллектив, на создание ритуалов знакомства и прощания и т.д.

Профилактический этап.

Задачи профилактического этапа.

1. Познакомиться с теорией посттравматического стресса.

2. Проанализировать личный опыт.

3. Начать работу с индивидуальным стилем преодоления посттравматического стресса.

Процедура основана на вызове из памяти травматического события или происшествия. Упражнение выполняется в форме внутреннего диалога с последующим обсуждением в группе. Процедура базируется на принципах визуализации и левитации. Термин визуализации известен в практической психологии и означает вызывание специальными приемами зрительных, слуховых и обонятельных представлений и происшедших событиях. Мы вводим новый термин: “левитация”. Термин левитация означает возможность мысленного перемещения на место события с построением фона, сопровождающее данное событие.

Схема внутреннего диалога

(интроспекция)

1. Характеристика события

2. Время, когда произошло данное событие.

3. Место, где произошло данное событие.

4. Левитация (мысленное перемещение на место события).

5. Ваш возраст во время данного события.

6. Внешний вид (особенности одежды).

7. Окружение (природа, городские строения и т.д.)

8. Погода и время года.

9. Телесные ощущения во время того события.

10. Само событие.

11. Ощущения во время события.

12. Локализация ощущений во время события.

13. Ваши переживания.

14. Первые мысли о событии.

Последний пункт схемы внутреннего диалога в зависимости от индивидуальных особенностей личности клиентов распадается на два ряда последующего самоанализа. Первый ряд - образный, который может иметь следующую последовательность: образ - метафора - рисунок - изменение рисунка. Второй ряд – предметный. Он состоит из нахождения предмета - цвет, форма, запах предмета; прикосновение к предмету - перемещение предмета - изменение предмета.

Проблема эффективности данного тренинга.

Вопрос об эффективности групповой психологической помощи можно сформулировать следующим образом. Какой вид изменений у пациентов связывается с применением различных форм и методов психотерапии Источники информации о наступлении этих изменений разнородны: отчеты пациентов, психофизиологические и психометрические исследования.

В результате проведения тренинга преодоления детских психологических травм можно фиксировать на основании самоотчетов и/или психометрических исследований следующие изменения:

1. Большая способность и умение приспосабливаться к социальному окружению и его требованиям;

2. Большее умение устанавливать оптимальные отношения с другими людьми;

3. Увеличение умения решать проблемы и жизненные задачи;

4. Изменение установок;

5. Большая способность адекватно реагировать в различных ситуациях;

6. Рост творческой самореализации и развития;

7. Снижение симптомов дезадаптации;

8. Снятие препятствий для личностного роста.

Возможно так же применение в качестве инструментария проверки эффективности психотерапевтической процедуры следующий психологический инструментарий: шкала самоуважения Розенберга, шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина, шкала самооценки Дембо-Рубинштейн.

 

10.5. Общая характеристика метода «группа поддержки»

Легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности (К. Левин).

Группы поддержки – форма групповой работы, в которой происходит организация общей деятельности. Объединяет группу сходство проблем, которые в одиночку люди решить не могут. Потребность участников объединяться на основе сходства проблем используется для обмена информацией о том, как более эффективно организовать свою жизнь при наличии болезни, изоляции, эмоциональных травм, жизненных кризисов.

Цель проведения группы поддержки. Группа поддержки призвана организовать поддержку, содействовать обмену информацией, помочь процессу адаптация к новой ситуации развития, создание благоприятных условий для помощи и взаимопомощи.

Задачи группы поддержки. Главная задача группы поддержки организовать обмен эмоциональным опытом, что позволяет решить ряд специфических задач, которые трудно или невозможно разрешить в одиночестве. Таких как снятие уникальности, эффективный поиск личностных резервов, принятие факта потери и умения находить и принимать поддержку.

Форма, тип группы поддержки. Форма, в которой проводится группа поддержки, зависит от многих факторов. Мы остановимся на социально-культурных. Например, в сельской местности наиболее приемлемой формой работы будет клуб. В рабочей среде большую эффективность получат группы различного вида деятельности. Среди людей преимущественно творческих профессий, скорее всего, будут успешны дискуссионные группы.

Социальная ориентация группы поддержки. Сущностью социальной ориентации группы поддержки является организация помощи человеку в горе. Помощь человеку в горе это и содействие включению (возвращению) его в социальную жизнь, это и изменение образа жизни. В конечном счете, группа поддержки ставит перед собой задачу помощи в осуществлении личностного роста после потери.

Механизмы, которые обычно задействованы при проведении группы поддержки. Во-первых, это социальная оценка и осознание проблемы; во-вторых, это социально-психологическая активация; в третьих, это обмен социальной и психологической информацией на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Руководитель группы поддержки. Здесь достаточно широкий диапазон возможностей. В качестве руководителя (руководителей) могут быть сами участники. Наиболее приемлем в качестве руководителя группы поддержки – профессионал (социальный работник и практический психолог). Не противопоказано руководство группой поддержки со стороны парапрофессионалов — священники, представители правоохранительных органов и др.

Роль руководителя группы Значение и роль руководителя разнообразна и имеет достаточно широкий диапазон: незнакомый/знакомый дядя или тетя, человек, который ведет дискуссию, обсуждает актуальные проблемы, эмоциональный лидер, способный остро чувствовать чужие переживание и включать в групповое обсуждение пострадавших. Наиболее приемлемое определение роли руководителя содержится в термине — фасилитатор. Вситуации группы поддержки данный термин можно перевести как человек создающий условия для облегчения страдания, человек облегчающий страдания

Продолжительность группы. Здесь нет жесткого регламента. Время продолжительности существования группы определяется потребностями ее участников. Как правило, группы, обсуждающие потери, собираются в течение года с различной частотой встреч.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:848

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.