Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).

История зарубежного театра

Концепция Пломина и Дефрайса.

Выделили 3 вида генотип-средового взаимодействия:

1) Пассивное взаимодействие. Наблюдается тогда, когда члены одной семьи имеют общую наследственность и общую среду. То есть наблюдается неслучайное сочетание наследственных предпосылок и условий среды. Объясняет существование профессиональных династий.

2) Реактивное взаимодействие. Наблюдается, когда различные генотипы вызывают различную реакцию и подкрепление со стороны окружающих. Понятно на примере развития способностей мальчиков и девочек. Разные способности у мальчиков и у девочек поощряются.

3) Активное взаимодействие. Когда индивид осуществляет целенаправленный поиск и отбор средовых условий, которые в большей степени соответствуют его наследственным задаткам.

 

 

Эпоха античности делится на два исторических периода. Период Древней Греции и период Древнего Рима. В свою очередь, период Древней Греции вмещает в себя такие отрезки времени, как архаика (от ранних веков до первой половины 6 в. до н.э.), классика (вторая половина 6 в. – первая половина 4 века до н.э.), эллинизм (вторая половина 4 – 2 век до н.э.). А период Древнего Рима – Римская республика (примерно 7 век – первая половина 1 века до н.э.), Римская империя (вторая половина 1 века до н.э. – 5 век н.э.).

534 г. до н.э. – первое состязание трагедий на празднике Городских Дионисий в Афинах. Отсюда и начинается история древнегреческого театра. Победитель – Феспис. Древние его – актера и поэта – считали изобретателем трагедии. Награда – козел. Поэт-победитель приносил полученного козла в жертву и устраивал пир. «Трагедия» - «козлопение» или «песнь козлов».

Классический период древнегреческого театра сосредоточен в Афинах 5 в. до н.э. и представлен деятельностью трех великих трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана.

В дни театральных состязаний каждый год на Городских Дионисиях игрались три крупных премьеры трагедии и пять комедий. Каждая трагическая постановка состояла из четырех новых пьес, образуя тетралогию.

Хотя известны имена предшественников, Эсхил (525-456) считается «отцом трагедии». Сохранилось только 7 его пьес. Их действие основано на величественных мифологических сюжетах, близких к гомеровскому эпосу. Только трагедия «Персы» (472) показывает современные события Греко-персидской войны. «Прометей прикованный». От Эсхила сохранилась единственная цельная трилогия «Орестея» (458): Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды.

Второй трагический поэт – Софокл (496-406). Сохранилось 7 пьес. Наиболее прославился трагедией «Эдип царь» (428). Антигона (442), Эдип в Колоне (401), Электра, Филоктет. Софокл был выразителем идеалов афинской демократии в период ее расцвета. Он усовершенствовал и отшлифовал сценическую форму трагедии. Образцы его сочинений послужили основанием для теоретических размышлений Аристотеля об эстетике и поэтике театра.

Еврипид (485-406) – «трагичнейший из поэтов», по словам Аристотеля, - был оценен позднее, чаще ставился и цитировался, в результате чего уцелело 17 пьес. Электра, Орест, Ифигения в Авлиде (404), Медея (431), Ипполит (428) – первая в истории драмы трагедия о любви. В трагедии «Вакханки» использован миф о Дионисе, показана грозная и покоряющая стихия дионисийского культа.

Если между Эсхилом и Софоклом существует плавная эволюционная преемственность тематики и последовательное совершенствование драматической формы, то Еврипид резко отступает от сложившейся традиции. Он меняет идейно-философские и религиозно-этические точки зрения (его мифологические герои приобретают более конкретные человеческие черты), а также отказывается от апробированных приемов построения действия, использует новые (иногда менее совершенные) подходы к решению сценических задач.

Строение классической трагедии: Пролог – в форме монолога, реже диалога, и исполнялся актером. Парод – вступительная песнь хора во время выхода на игровую площадку (орхестру), которую хор больше не покидал до конца игры. Эписодий (эпизод, явление) – явление актера в роли (актеров в ролях). Основная форма – диалогическая. В трагедии было от трех до семи эписодиев, которые перемежались стасимами (песнь хора «на месте», состояли из парных строф и антистроф, которые исполнялись поочередно двумя полухориями и завершались эподом (заключением) всего хора). Коммос – «общий плач» хора и актеров, входил в последнюю часть спектакля. Эксод – заключительная песнь хора, с которой он уходил с орхестры.

Аристофан (446-385) – «отец комедии» - являет и вершину, и финал развития древней комедийной сцены Афин (предшественники – «флиаки» и «мимы» - нелитературные комические представления). Сохранилось 11 пьес.

Его комедии – отчетливо выраженный тенденциозный политический характер. Большинство пьес посвящено вопросам войны и мира (Ахарняне, Мир, Лисистрата…) и многим другим (Всадники, Птицы, Облака, Осы). В нескольких пьесах затрагиваются проблемы искусства и театра. Особенно знаменита «театральная» пьеса «Лягушки» (405).

Строение комедии: Пролог – игровой и состоит из нескольких эписодиев. Парод – выход хора. Сразу после него – парабаса («выход вперед»). Хор снимает маски и приближается к зрителям. В этой партии хор может развивать тему, имеющую значение, не зависимое от содержания комедии ни по смыслу, ни по настроению. Кроме основной в комедии может быть еще и малая парабаса. Далее эписодии чередуются с выступлениями хора по сюжету. Среди эписодиев бывает самая острая часть комедии – агон – спор, нередко разрешающийся дракой. Финальная часть комедии также называется эксод и тоже связана с уходом хора с орхестры.

Слово «театрон», от которого и произошел термин «театр» обозначает «зрители» и «места для зрителей». Эти места расположены на юго-восточном склоне Акрополя. Пониже этих мест находится ровная круглая площадка – орхестра («место для танцев»). Сразу пониже орхестры к югу – священный участок Диониса; там же располагался и большой алтарь для жертвоприношений.

Помимо театрона и орхестры, еще один постоянный элемент – скена («палатка», «домик»). Здесь мог храниться сценический реквизит, оттуда выходили и туда скрывались актеры-солисты. К концу 5 в. относится возведение сценического помоста, возвышающегося над орхестрой, - проскения («пространства перед скеной»).

Хор, актеры-солисты, скена, декорации и реквизит в классическом театре размещались на единой площадке – в трехмерном пространстве круглой орхестры. Декорации и реквизит классического театра в таком пространстве тоже должны были быть трехмерными: основу составляли разнообразные вещи, статуи, маски и даже чучела на орхестре, которые изображали немых и неподвижных персонажей в масках.

Скена внутри орхестры обозначала скрытое зловещее место, неподвластное контролю в черте священного круга. В классическом театре все убийства в трагедии совершались за дверью скены. Из дверей скены выкатывалась на орхестру энкиклема («то, что выкатывается»). На ней показывали убитых.

Еще одно сооружение классического театра – «машина» - представляла собой подъемный механизм. Действовал по принципу рычага и был похож на обычный колодезный журавель. Предназначался для передвижения персонажей по воздуху. С помощью подъемника Еврипид изобрел прием, который в римское время стал называться «бог из машины». Этот эффектный прием представлял явление бога на орхестре или на крыше скены в момент развязки.

Изначально актерский состав трагедии включал в себя хор из 12 человек и солиста (протагониста), которым первоначально был сам поэт. Эсхил ввел пролог и второго актера; Софокл увеличил хор до 15 человек и ввел третьего актера, тем самым завершив комплектование труппы для трагедии. Важнейшей постановочной задачей греческого театра была организация взаимодействия между хором и солистами. Хор – из любителей, которые проходили подготовку специально для исполнения конкретной пьесы.

Комический хор отличался от трагического. 24 человека. В снаряжении и поведении комического хора единообразие и монолитность не были обязательны, так как часто по ходу действия комический хор изображал собою беспорядочную толпу. Персонажи комического хора нередко идивидуализировались.

Костюм трагического актера. Основа для мужских персонажей трагедии – старомодный ионийский длиннополый хитон, доходящий до щиколоток и похожий на праздничную порфиру. Этот хитон был богато расшит орнаментами. Поверх – богато украшенный плащ, который закалывался массивной брошью на шее. Повязки на волосах и запястьях (как у жрецов).

В классическое время костюмы обходились без нагрудных и наплечных вставок, увеличивающих объем тела. Не носили в 5-4 вв. и котурнов: они утвердились в театре только в эпоху позднего эллинизма и Рима. Обувь: сандалии на плоской подошве с треугольным носком, загнутым кверху, и сапожки на каблуках (именно они изначально назывались котурнами).

Длинные рукава и тесные облегающие штаны – также пестро разукрашены. Рукава и штаны имели отчасти технический смысл, так как скрывали пол и возраст исполнителя, что было необходимо, например, для ролей девушек.

Еврипид и Агафон стали наряжать действующих лиц в лохмотья, что воспринималось современниками как дерзость. У Эсхила и Софокла костюм выявлял типовые признаки (амплуа) той или иной роли. У Еврипида костюм передавал ситуацию, в которой оказывался герой.

Облик комических персонажей формировался за счет преувеличения телесных пропорций. основа костюма 5-4 вв – короткий дорический хитон. Также трико – цветное или телесное – и подкладки для тела, увеличивающие объем. На комической маске – огромный широко разинутый рот. Таким образом, демонстрация избыточной плоти дополнялась гротесковым изображением обжорства. Из-под хитона свисал длинный фаллос (не имеющий ритуального смысла в отличие от сатировского).

В эстетическом отчуждении персонажа античного театра главную роль играла маска. Отчуждение – не просто прием, но способ существования актера в открытом пространстве, и главный инструмент его – именно маска.

Ранние маски для трагедии не превышали нормального размера головы. Из чего изготавливались, точно не известно (дерево, кожа, льняная ткань). Поверх масок на голову надевался парик.

Начало изготовления масок-шлемов – 4 в до нэ. С такими масками-шлемами связано и появление характерного элемента в облике актеров позднего эллинизма и Рима – онкоса, напоминающего эллинистические женские прически, когда все волосы собирали в пучок надо лбом.

Лица на первых масках изображались самыми общими очертаниями, без детализации. В 4 в до нэ, когда актер стал располагаться близ скены, черты маски детализируются, так как актера в укрытии скены можно рассмотреть гораздо подробнее.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:656

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.