Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Предмет истории экономики.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ.

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Экономика СССР в годы НЭПа.

Программа новой экономической политики (НЭПа) была представлена на Х съезде ВКП(б) в марте 1921 года. По своей экономической сути НЭП являлся политикой государственного капитализма, т.е. использованием частного капитализма под контролем государства. Продразверстка была заменена продналогом, а затем- денежным налогом. НЭП стал поощрять возвращение богатого хозяина –«кулака» – к ключевым позициям в деревне, бедный же крестьянин продолжал потреблять все, что производил. После голода 1921-1922 гг. сельское хозяйство быстро ожило. Началось восстановление и других отраслей экономики. Натуральный товарообмен уступил место купле-продаже. В промышленной политике проводились следующие изменения:

- руководство промышленностью осуществлялось на трех уровнях ( союзном, республиканском и местном). Союзное управление представил ВСНХ СССР, республиканское – ВСНХ республик, областное и раайонное – совнархозы. Каждый уровень наделялся значительной степень автономности. На более низком уровне допускалось частное владение предприятиями. Предприятия с численностью менее 20 человек не подлежали националитзации. Более крупные предприятия мсожно было сдавать в аренду частным лицам;

- отменено прямое управление промышленностью через главки. В различных отраслях стали появляться тресты, которые не финансировались из госбюджета. Прибыль после некоторых отчислений использовалась предприятиями самостоятельно.

Денежную реформу 1922-1924 гг. связывают с именем наркома финансов Г.Я. Сокольникова. На первом этапе денежной реформы были проведены две деноминации денежных знаков. В 1922 г. выпускаюся «совзнаки», обращавшиеся в течение года. Новый рублю приравнивался к 10 тыс. старых. Совзнаки образца 1923 г. приравнивались к 1 млн. старых и к 100 руб. образца 1922 г.

Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. появляется червонец, обмениваемый на золото. Червонец сордержал золота на уровне 10 руб. 1913 г. Устойчивость червонца обеспечивалась Госбанком на 25% драгметаллами, а на 75% - высоко ликвидными товарами, векселями и другими обязательствами.

 

Почему одни страны богатые, а другие бедные ? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни. Миллроны умерли без какой либо необходимости от голода, недоедания, болезней, но не потому, что еда или другие ресурсы были недоступны, а потому что они не могли быть предоставлены тем, кто в них нуждался. Разрыв в доходах между сравнительно небольшим числом зажиточных государств и подавляющим большинством бедных государств не только сохраняется, но и становится больше год от года.

Ситуация может показаться парадоксальной. Если некоторые страны богатые, а другие нет, то почему бы бедным не попробовать применять те же методы и политики, которые сделали богатые страны богатыми? В действительности такие попытки имели место, но без особого успеха. Проблема оказывается намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, не существует единого мнения по поводу того, какие факторы сыграли основную роль в росте доходов в богатых странах. Во-вторых, даже если существовала общая точка зрения на эту проблему, вряд ли можно было утверждать, что те же методы и политики дали бы те же результаты, будучи примененныеми в других географических, культурных, экономических и исторических условияъ, соответствующих настоящему положения бедных стран.

Существует несколько подходов к изучению истории экономики – к счастью они не взаимоисключающие. Исторический анализ может сфокусироваться, в отличие от других подходов, на истоках существующих в настоящий момент, отражающих неравномерный уровень развития стран. Конечно даже правильная диагностика истоков проблемы сама по себе не может гарантировать эффективное ее решение, но без такой диагностики можно вряд ли надеется, что эта проблема будет вообще решена. Во-вторых, фокусируя внимание исследователя на примерах роста и спада из прошлого, исторический подход изолирует сами фундаментальные основы экономического развития от вопросов, связанных с эффективностью или желательностью применения той или иной политики для решения текущих экономических проблем. Другими словами, обращение к историческому анализу помогает сохранить объективность и ясность мысли.

Государственные деятели при формировании государственной политики, зачастую недостаточно серьезно относятся к потенциалу исторического подхода, объясняя это тем, что современная ситуация уникальна и поэтому результаты исторического анализа вряд ли могут быть полезны для решения текущих проблем. Подобное отношение к историческому подходу есть пример двойного заблуждения. Во –первых, те, кто ничего не знают о прошлом, не способны делать о нем какре-либо обобщения. Во-вторых, подобное отношение косвенно отрицает единообразие природы, включая человеческое поведение и поведение социальных институтов – предпосылка на которой базируется все научное исследование. Подобные взгляды объясняют то, насколько просто, без исторической перспективы, перепутать симптомы проблемы с ее причинами.

Существует много причин для того, чтобы изучать историю экономики для решения конкретных современных практических проблем. Исследуя развитие человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней большое внимание уделено «урокам истории». Несмотря на то, что некоторые историки считают, что их задача состоит в том, чтобы позволить «фактам говорить за себя», все же «факты» лишь являются ответами на конкретные вопросы, поставленные исследователем. Но перед тем как мы перейдем непосредственно к историческому повествованию, необходимо определить, что же конкретно является предметом изучения истории экономики.

Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений.

Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в истории экономики можно выделить три части:

1) экономическую историю отдельных стран и регионов;

2) историю народного хозяйства;

3) историю экономической мысли.

Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.

2. Методы экономического и исторического исследования используются историей экономики?

В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присутствуют как общенаучные методы познания: диалектический,логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математические и др.

Источниками данных об экономическом развитии могут служить:

- архиологические раскопки;

- данные переписи населения;

- тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов:

- результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов:

- статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира:

- результаты проведения экономических реформ в различных странах на определенных этапах экономического развития и др.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:528

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.