Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Телесные наказания и смертная казнь в средневековой Руси

Ссылка в Московском государстве

Параллельно с тюремным заключением в централизованном Московском государстве развивается институт ссылки, впервые появившийся в карательной политике Ивана Грозного. В конце XVI в. в ходе следствия по делу об убийстве царевича Димитрия, ссылке были подвергнуты жители Углича.

Стремительное развитие этого института в XVII в. было обусловлено стремлением государства освоить Сибирь. В тоже время ссылка явилась закономерным ответом государства на бунты второй половины XVII столетия.

Для бунтовщиков и раскольников ссылка была сопряжена с тюремным заключением. При этом государство стремилось прежде всего оградить от крамольных идей местное население.

Указ 1692 г. вводил в действие ряд норм, призванных предотвратить побег колодников в ходе их пересылки. В частности, устанавливалась ответственность конвоиров («нарочных посыльщиков»), умышленно или вследствие небрежения в службе допустивших побег вверенных им колодников. Провинившихся предписывалось бить кнутом и ссылать на место бежавших вместе с женами и детьми. Для предотвращения побегов в пути в Стрелецком приказе следовало изготовить 10 пар «ручных желез» и использовать их наряду с кандалами.

В данном Указе также перечисляются обычные для того времени места ссылки: Сибирь, Терек, Киев, Переяславль, Вологда, Севск и Симбирск. Следует отметить, что сопровождающих, прогонные (колодников и охрану перевозили ямщики) и кормовые деньги выдавали приказы, направлявшие арестантов в ссылку.

Сосланные в Сибирь на поселение лица получали от государства, заинтересованного в них как в поставщиках припасов для служилых людей в отдаленных острогах, небольшую с суду на первоначальное «обзаведение» в необжитых местах. Указом 1698 г. была введена практика клеймения ссыльных, уклоняющихся от работы.

Необходимо также подчеркнуть, что воеводы в местах ссылки далеко не всегда имели возможность влиять на процесс освоения ссыльными новых земель. Зачастую ссыльные самостоятельно создавали вольные отряды и, оставив назначенные им к поселению места, уходили в глубь территории, заселенной инородцами, ставили остроги, расширяя тем самым границы государства. Так, ссыльные, убившие местного воеводу, получили прощение царя за основание городища Албазинска. Нередки были случаи, когда ссыльные превращались в заурядных разбойников.

 

 

Наше представление о системе наказаний в допетровской Руси будет неполным без краткого экскурса в историю телесных наказаний и смертной казни. Традиционно телесные наказания в русском праве делились на болящие и членовредительские.

В процессе развития отечественного права телесные наказания постепенно подменяли собой денежные штрафы. Уже Судебник 1497 г. упоминает наказание кнутом, Судебник 1550 г. рассматривает его в качестве самостоятельного вида наказания и наказания, предшествующего заключению в тюрьму, ссылке в «украйние города» и удалению от должности.

Сведений о членовредительских наказаниях мы не находим ни в первых Судебниках, ни в «Уставной книге Разбойного приказа», однако в дополнительных статьях к последней имеются нормы, заимствованные из Литовского статута. В них указывалось, что слуге, покушавшемуся на жизнь господина, следовало отсечь руку. За убийство отца и матери предписывалось возить преступника по торгу и рвать тело клещами, а затем, посадив на виновного собаку, «куря», ужа и кота, утопить вместе с ними.

Соборное уложение 1649 г. в качестве болящих телесных наказаний устанавливает батоги (гибкие тонкие пруты) и кнут. Наказание кнутом по-прежнему применялось как самостоятельный вид наказания и наказание, сопряженное с тюремным заключением, денежным штрафом, ссылкой.

Уложение различает простое битье батогами и кнутом и нежадное. По свидетельству современников, наказание батогами производилось следующим образом. Преступника в одной рубахе клали на землю и два человека били его батогами, сев один на ноги, другой на голову. Сечение кнутом производилось публично и могло растягиваться на срок до трех дней. Преступника били, положив животом на деревянного «козла», на спину другому человеку или водя по улице.

Среди членовредительских наказаний эпохи Уложения – отсечение ко-нечностей, отрезание уха, рвание ноздрей и урезание носа, урезание языка и отрезание пальцев.

Отсутствие в Русской Правде упоминания о смертной казни, не означает ее отсутствия на практике, как меры наказания. Русское летописание свидетельствовало о том, что смертная казнь применялась по Градским законам, заимствованным у Византии.

Во второй половине XIII–XIV в. в «Правосудии митрополичьем» закрепляется правовая возможность князей казнить преступников. Смертная казнь предусматривалась за «бесчестье» князя и должностных лиц.

Следует напомнить о том, что во время золотоордынского ига на распространение смертной казни в русских княжествах повлияло монгольское право. В Двинской уставной грамоте 1398 г. закрепляется норма, предписывающая казнить через повешение за трехкратное совершение кражи.

Начиная с XIV в. в летописных сведениях встречаются упоминания о казнях еретиков.

Псковская судная грамота 1467 г. расширяет область применения смертной казни, устанавливая ее также за святотатство, конокрадство, поджог и государственную измену.

Смертная казнь предусматривалась и Судебниками 1497 и 1550 гг.

В период опричнины смертная казнь применялась во внесудебном порядке по прихоти Ивана Грозного и его приближенных. В период правления Бориса Годунова смертная казнь в отношении политических противников заменялась ссылкой в отдаленные монастыри. Однако тот же правитель в условиях нарастающего социально-экономического кризиса, охватившего страну после нескольких неурожайных лет, вынужден был возобновить практику массовых казней.

Массовые казни имели место и в период Смуты.

Соборное уложение 1649 г. делает смертную казнь важнейшим инструментом карательной политики государства.

Осуществление смертной казни принимало следующие формы: повешение, утопление, сожжение за-живо, кипячение в масле, вине или воде, залитие горла расплавленным свинцом, четвертование, колесование, закапывание заживо в землю, посажение на кол. Смертная казнь приводилась в исполнение публично. Трупы и части тела подолгу выставляли на месте казни.

 

Контрольные задания для самоподготовки

 

1. Что Вы знаете об истории появления Русской Правды?

2. Охарактеризуйте систему наказаний по Русской Правде.

3. Назовите отличия состязательного и разыскного процессов в русском праве.

4. Какие центральные органы судебной власти в Московском государстве Вы знаете? Какими вопросами они занимались?

5. Кто осуществлял от имени великого князя суд на местном уровне во времена Судебника Ивана III?

6. Как появление губных грамот изменило судебную систему Московского государства?

7. Каковы были судебные функции воевод в конце XVI века и на протяжении XVII века?

8. На каких основаниях феодалы осуществляли суд над зависимым населением?

9. Что такое проруб? Каковы были особенности этого вида лишения свободы?

10. Какие нормы, связанные с тюремным заключением, содержатся в Судебнике 1550 года и Соборном уложении 1649 года?

11. В чьем ведении находились тюрьмы в XVII веке?

12. Что Вы знаете о ссылке в Московском государстве?

13. Какие телесные наказания упоминаются в источниках по русской истории до 1649 года?

14. Какие виды телесных наказаний встречаются в Соборном уложении 1649 года?

15. Что Вы знаете о применении смертной казни в средневековой Руси?


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:728

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.