Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 16: Охарактеризовать методы обучения по источнику знаний

 

История развития методов обучения получила свое начало в древнос­ти, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе прак­тической деятельности взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Таким образом, методы обучения по источнику зна­ний— традиционная классификация, основанная на издавна существую­щих трех источниках знаний: практике, наглядности, слове. Авторами дан­ной классификации являются Н. М. Верзилин, Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе. На данный момент к этой классификации еще относят работу с книгой и видеометод. В основе этой классификации лежит источник знаний, то есть информация о том, откуда учащиеся по­лучают знания. Это условное, искусственное разграничение, так как не­возможно слово учителя отделить от средства наглядности. Наглядность учитель сопровождает своим словом, нельзя также представить метод де­монстрации без живого слова учителя.

Недостаток этой классификации в том, что в ее основу положена внеш­няя деятельность учащегося, но существенным достоинством является экономичность, эффективность при использовании всех групп методов.

К методам обучения по источнику знаний относятся:

словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лек­ция, инструктаж, дискуссия, диспут и др.);

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.);

практические методы (опыты, упражнения, учебно-произ­водственный труд и др.)

Рассмотрим каждую группу отдельно.

Словесные методы.Средством метода, с помощью которого переда­ется информация (знания), является слово учителя или печатное слово (кни­га). Сюда входят: рассказ, объяснение, беседа (эвристическая беседа, со­общающая беседа (предшествует изучению материала), вводная беседа, вступительная, закрепляющая), дискуссия, работа с учебником (конспек­тирование, составление плана, тезисов, цитирование, аннотация, рецен­зирование, составление справок, алгоритма, тезауруса (основных поня­тий по теме) и др.). Нельзя не отметить, что в 20—30-е годы в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обуче­ния, так как они не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».

Рассказ— это метод повествовательно-сообщающего изложения изуча­емого материала учителем. Как правило, он используется при изложении та­кого учебного материала, который носит описательный характер. Чаще всегорассказ включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, со­поставление различных явлений, т. е. сочетается с объяснением изучаемого материала. Метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.

Беседаявляется диалогическим методом изложения учебного мате­риала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело по­ставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать изу­чаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не од­носложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых пред­метов и явлений и таким путем приобретают новые знания.

При работе со школьниками старшего возраста учителям приходится устно излагать значительный объем новых знаний по отдельным темам, затрачивая на это 20—30 минут урока, а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью лекции, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значи­тельный по объему учебный материал, используя при этом приемы акти­визации познавательной деятельности учащихся.

Работа с учебникомпо осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знания­ми осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фак­тов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т. д.). При этом одновременно с усвоением знаний уча­щиеся приобретают умение работать с книгой.

Наглядные методы.Цель наглядных методов — обогащение и рас­ширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюда­тельности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Источник знаний для учащихся — наблюдае­мые предметы, явления, события, факты, пособия и т. д. Эффективность ус­воения знаний зависит от применения учителем наглядных пособий, техни­ческих средств и др. Средства наглядности разнообразны: предметы и явле­ния окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (иг­рушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы и т. п.). К наглядным относятся методы иллюстрации (алгоритм, пла­кат, опорный конспект, таблицы, карты, схемы, зарисовки и др.), демонстра­ции (приборы, опыты, фильмы, диафильмы и др.), наблюдение, видеометод.

Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприя­тия. В результате применения этой группы методов у учащихся формируется познавательный интерес, потребность в знаниях. Наглядные методы приме­няются на всех этапах педагогического процесса. Их роль — обеспечить все­стороннее, образное восприятие, дать опору для мышления.

Иллюстрация— показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т. д. Они существенно облегчают процесс формирования понятий.

Демонстрациязаключается в наглядно-чувственном ознакомлении с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде, используется при знакомстве с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Сущность этих методов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же де­монстрирует то или иное учебное пособие, которое может, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний. Эффективность примене­ния иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умело­го сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свой­ства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изуча­емых предметов и явлений.

Видеометод— экранное преподнесение информации, которое служит не только для преподавания знаний, но и для их контроля, закрепления, повторе­ния, обобщения, систематизации, т. е. выполняет все дидактические функции.

Практические методы.Основана эта группа методов на практиче­ской деятельности ученика по применению знаний. Средством этого ме­тода выступают упражнения, а также лабораторные и практические рабо­ты. В результате применения этих методов учащиеся добывают знания, вырабатывают умения, совершают практические действия на основе зна­ний, вырабатывают навыки исследовательского характера деятельности.

Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Упражнение— это планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью их изучения или повышения их качества. Виды упраж­нений: специальные, производные, комментированные, устные, пись­менные, графические, лабораторно-практические, производственно-трудовые и др. Упражнения, во-первых, должны носить сознательный харак­тер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейше­му углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников. Эффективность метода упражнений зависит от дидактических условий их использования (их сложность, последова­тельность, практическая направленность, посильность выполнения, нали­чие образцов, выполнение упражнений и т. д.).

Лабораторная работа— такой метод обучения, при котором учащи­еся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделы­вают опыты или выполняют определенные практические задания, воспри­нимая и осмысливая новый учебный материал. Лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер и в этом смыс­ле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у учащихся глубо­кий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить ок­ружающие явления, применять добытые знания к решению и практиче­ских, и теоретических проблем.

Практическая работа— применение полученных знаний в решении практических задач, умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также спо­собствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования позна­вательной деятельности.

Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые ре­зультаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процес­са обучения. Педагогическое мастерство приходит только к тому учите­лю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов законо­мерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, ме­тоды обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используют­ся с учетом его динамики, зрелости, организованности.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:792

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.