Жанры информационной публицистики
Жанры информационной публицистики — это:
1) репортаж,
2) интервью,
3) заметка,
4) отчет,
5) выступление. Репортаж — термин происходит от французского «reportage» (англ, «report»), — сообщать.
Цель репортажа — оперативно, динамично и достоверно рассказать «историю события», причем репортер выступает как свидетель или участник этого события. Особенность телерепортажа — в отличие от газетного и радиорепортажа — зрелищность. В газете и на радио репортер «рисует», т.е. описывает событие. В телевидении событие наблюдают видео- или телекамеры, а репортер является комментатором, анализирующим развивающееся действие.
Репортаж может быть прямым и в записи. В последнем случае делается монтажная обработка материала — уплотнение во времени, изъятие второстепенного материала. Расстановка акцентов в сообщении определяется относительной длительностью и поэтому важностью эпизодов, крупностью планов и точками съемки объектов. Сам процесс монтажа может изменить идею сообщения до неузнаваемости.
Особенности жанра репортажа:
1)событийность, т.к. объект репортажа — событие. В репортаже почти нет авторского анализа, отхода от описания развивающегося действия, обобщений и выводов, потому что его главная цель — сообщить о самом событии,
2)композиция жанра обусловлена характером объекта, динамикой события. Жанру присуща «реальная фа-бульность»,
3)лаконизм и конкретность как литературно-стилистические особенности,
4)«эффект присутствия» — обеспечиваемый зрительным восприятием и активным, личностным участием журналиста в восприятии и отражении события. Важно знать, что зритель репортажа видит зрелищно-звуковую интерпретацию события, а не собственно событие. Поэтому все участники формирования сообщения — журналист, оператор, директор программы, выпускающий редактор вносят свой вклад в конечный результат.
Телерепортажи можно разделить на следующие виды:
· некомментированный показ или трансляция события. Отсутствие словесного комментария может оставить непонятным часть показываемого материала;
· комментированный репортаж. Журналист выступает в роли гида, главная его проблема — сочетание изображения и слова;
· репортаж с журналистом в кадре.
Подготовка телерепортажа включает этапы:
1)определение темы и ознакомление с объектом будущего телерепортажа,
2)осмотр объекта с целью выяснения возможностей ведения передачи,
3)разработка идеи репортажа и определение сюжетной линии,
4)написание сценарного плана — разработка подробной композиции репортажа.
В сценарном плане строится предполагаемое действие, параллельно набрасывается текст — комментарий. Если репортаж предполагается проблемный, в нем могут использоваться элементы драматизма: завязка (конфликт) — напряжение (ожидание развязки) — развязка. Сценарный план, а значит, и экранное действие, строится поэпизодно, с указанием содержания эпизода, его участников, с обозначением объекта и учетом использования технических средств, а также примерным хронометражем каждого эпизода. Поэтому наряду с задачей идентификации содержания, сценарный план решает и производственно-управленческие задачи. Текст комментария готовится в тезисной форме,
5)на месте репортажа проводится проверка техники — техпроба,
6)планируется и организуется взаимодействие режиссера, оператора, звуковиков, осветителей. Основой телерепортажа должно быть зримое действие— таково правило построения репортажа как жанра. |