Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Управление агропромышленным комплексом

Организация как объект управления

Сельскохозяйственное производство тесно связано с:

- отраслями промышленности, поставляющими для него средства производства;

- отраслями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье;

- специальными сферами, обслуживающими сельское хозяйство.

Эти отрасли объединены в единый объект организации и управления — агропромышленный комплекс.

Цель его функционирования заключается в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.

Субъектами хозяйствования АПК, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, считаются организации, у которых основными видами деятельности являются:

- производство средств производства для создания сельскохозяйственной продукции, ее первичной обработки и обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- производство сельскохозяйственной продукции;

- заготовка, переработка и реализация этой продукции;

- производство продуктов питания;

- подготовка кадров для отраслей агропромышленного комплекса;

- научное, техническое, строительное, агрохимическое, ветеринарное, транспортное, материальное и иное обслуживание.

В республике осуществляется государственное регулирование и управление в сфере агропромышленного производства, необходимость чего обусловлена следующим:

- сельскохозяйственные организации получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей;

- имеет место зависимость урожая, а, следовательно, и доходов сельскохозяйственных организаций от климатических условий, что ведет к нестабильности их положения;

- в случае непринятия упреждающих мер по поддержке сельскохозяйственных организаций не исключено их разорение, которое в свою очередь может повлечь снижение уровня продовольственной безопасности страны.

Под государственным управлением АПК понимают прямое (непосредственное) целенаправленное управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса. Оно ограничено рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются:

- органы отраслевого управления;

- государственные унитарные предприятия республиканского и регионального уровня;

- акционерные общества, у которых доля акций, принадлежащих государству, обеспечивает контроль над ними;

- контрольно-инспекционные службы;

- государственные целевые программы.

По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственной власти) вправе осуществлять функции хозяйственного управления:

- назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности;

- устанавливать плановые задания;

- определять уровень оплаты труда;

- контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д.

Под государственным регулированием АПК понимают косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическими методами), управленческое воздействие на социально-экономические процессы (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и в негосударственном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК.

Государственное регулирование и управление АПК тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются через систему мер реализации аграрной политики. В ней политике выделяют следующие элементы:

1. Земельная политика, основными направлениями которой являются:

- правовое разрешение вопросов о полном или частичном землевладении, аренде земли;

- регулирование вопросов землепользования и его структуры;

- планирование и управление процессами землеустройства, развития сельских регионов и др.

2. Финансовая политика, основными направлениями которой являются:

- развитие системы кредитования аграрной сферы;

- совершенствование системы текущего финансового обслуживания;

- упорядочение каналов бюджетного финансирования.

3. Социальная политика, основными направлениями которой являются:

- формирование доходов;

- обновление и развитие села;

- развитие рыночной инфраструктуры села;

- социальные гарантии (пенсионное обеспечение, страхование);

- вопросы экологии.

4. Политика в области формирования рынка, основными направлениями которой являются:

- стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции;

- регулирование поведения на внешних рынках сельскохозяйственной продукции (условия экспорта);

- совершенствование нормативно-правового обеспечения, ограничивающее свободу входа и выхода на аграрные рынки (инвестиционная привлекательность, антимонопольное законодательство).

На республиканском уровне государство реализует следующие функции по регулированию и управлению АПК:

- нормотворческие. Это формирование аграрного и других отраслей права, нормами которых регулируются общественные отношения в АПК;

- разрешительные. Это предоставление организациям АПК свободы хозяйственного управления, связанного с выбором организационно-правовой формы, передачей акций в доверительное управление, самостоятельным распоряжением произведенной продукцией, созданием бюджетных и внебюджетных фондов, субсидированием, финансовым и ресурсным обеспечением целевых программ, лицензированием, квотированием и т.д.;

- контрольно-запретительные. Это контроль за реализацией общей стратегии аграрной политики, надзор в области ветеринарии, химизации и защиты растений, использования земель, экологии, охраны труда, налогообложения, статистики и т.д.;

- аналитические. Это отслеживание тенденций, анализ состояния экономики отрасли, подготовка аналитических докладов и т.д.;

- информационные. Это создание информационно-коммуникационной инфраструктуры в АПК, сети различных информационно-аналитических, консультационных, маркетинговых, юридических и других организаций, деятельность которых направлена на АПК;

- организационные. Это формирование и совершенствование организационной структуры и системы государственного управления в АПК;

- регулирующие. Это контроль и регулирование межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных отношений (ценовые, налоговые, кредитные, таможенные механизмы);

- кадровые. Это создание сети центров обучения, подбор руководителей государственных организаций, аттестация работников органов управления АПК;

- научного обеспечения АПК. Это финансирования фундаментальных и прикладных исследований, стимулирование приоритетных направлений научно-технического прогресса в АПК;

- прямое управление объектами собственности. Оно осуществляются путем назначения руководителей, доведения производственных заданий, финансирования программ, контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью;

- участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства. Это обеспечивается через институт представительства в органах управления акционерных обществ: участие в собраниях акционеров, советах директоров; формирование государственных холдингов и др.

Основным республиканским отраслевым органом государственного управления в АПК является Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Целью его функционирования является:

- проведение государственной аграрной политики;

- осуществление управления в АПК;

- координация деятельности в АПК других республиканских органов;

- координация сельского хозяйства с перерабатывающими и обслуживающими отраслями;

- изучение рынка сельскохозяйственной продукции и средств производства;

- законотворчество и правовое обеспечение функционирования сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и обслуживающих отраслей;

- развитие научно-технического прогресса;

- мероприятия по проведению единой политики государства в области семеноводства, сортоиспытания, племенного дела, мелиорации и химизации;

- контроль за качеством сельхозпродукции.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия имеет в своем функциональном подчинении Комитеты сельского хозяйства и продовольствия, действующие при областных исполкомах, и управления сельского хозяйства и продовольствия в составе райисполкомов.

К органам государственного регулирования и управления относятся также структуры, осуществляющие надзор и контроль.

Для эффективной и слаженной работы АПК все хозяйствующие субъекты должны быть объединены единой взаимовыгодной системой: производство — заготовка — переработка — торговля — финансы — кредитные отношения. Перед АПК Беларуси стоит задача поэтапного создания рыночных структур, которые будут основываться на различных формах собственности и взаимодействовать на основе рыночных механизмов.

Для наиболее эффективного использования природно-климатических, материально-технических и трудовых ресурсов необходимо обеспечить совершенствование региональной и республиканской структуры АПК по пятиуровневой схеме.

Первый уровень — сельскохозяйственные организации. Здесь должен действовать дифференцированный подход с выделением следующих групп организаций:

- организации, находящиеся в республиканской собственности (экспериментальные базы, племенные и учебно-опытные хозяйства). Они призваны обеспечить научно-технический прогресс. Их число ограничивается потребностями страны в элитном семенном материале и племенном молодняке животных;

- сельскохозяйственные организации, обеспечивающие высокоэффективное производство;

- сельскохозяйственные организации, ориентированные на выполнение своей производственной программы, но не обеспечивающие рентабельное производство;

- сельскохозяйственные организации с критическим экономическим положением.

Разработаны и применяются различные модели реформирования сельскохозяйственных организаций.

Второй уровень — районный. Здесь предусматривается межхозяйственная кооперации и интеграции. Предприятиями-интеграторами являются хозяйства, имеющие животноводческие комплексы, комбикормовые предприятия, мясокомбинаты, организации по переработке молока, овощей, сахарной свеклы, картофеля.

Третий уровень – областной. Он включает межрайонные и областные продуктовые специализированные союзы (ассоциации).

Четвертый уровень – республиканский. Он включает республиканские объединения по производству мяса, молока, племенного скота, зерна, картофеля, льна, овощей, семян.

Пятый уровень – межгосударственный. Здесь предусматривается комплекс мер по вхождению АПК Беларуси на условиях кооперации и интеграции в общий аграрный рынок Беларуси и России и общий продовольственный рынок СНГ.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:504

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.