Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 1. Управление качеством текстильных товаров.

Тема 9. Качество тканей и других текстильных изделий

Вопрос 1. Управление качеством текстильных товаров.

Вопрос 2. Стандартизация и сертификация текстильных товаров.

Вопрос 3. Сортность тканей, нетканых материалов, ковровых и штучных текстильных изделий.

 

Повышение качества продукции — одна из главных экономических задач. Вопросы повышения качества продукции, приобретая первосте­пенное значение, охватывают сферы проектирования продукции, ее изготовления и потребления (эксплуатации).

Задача резкого повышения качества и технического уровня выпускаемой продукции может быть успешно решена только на основе комплексного подхода к проблеме качества, и прежде всего согласования требований к качеству сырья, материалов, комплектующих изделий, технических средств производства, его подготовки и организации.

Обеспечение высокого качества продукции в легкой про­мышленности неразрывно связано с улучшением качества всех материалов, используемых для изготовления швейных изделий (материалов для верха, прокладок, подкладки, скрепляющих, отделочных, фурнитуры), с совершенствованием методов конст­руирования- и обработки изделий, улучшением транспортировки и хранения материалов и изделий.

В легкой промышленности внедрена комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), основанная на использовании современных достижений науки, техники, пере­дового опыта промышленности. Эта система учитывает также зарубежный опыт по выпуску продукции высокого качества, возможности широкой автоматизации и механизации, примене­ние вычислительной техники. Благодаря внедрению комплекс­ной системы обеспечивается повышение технического уровня продукции и улучшение ее качества, развиваются и укрепля­ются связи потребителей с поставщиками (сырья, материалов, изделий).

Показатели качества продукции могут быть определены раз­личными методами. В зависимости от способа получения инфор­мации методы делят на

измерительный — основанный на информации, получае­мой с использованием технических измерительных средств;

регистрационный — использующий информацию, полу­чаемую путем подсчета числа определенных событий (отказов изделия при испытаниях и т. п.);

органолептический — служащий для определения чис­ленных значений показателей качества продукции на основе анализа восприятия органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса;

расчетный — основанный на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зави­симостей.

В зависимости от источника информации методы определе­ния показателей качества делят на

традиционный — осуществляемый должностными лицами специальных экспериментальных и расчетных подразделений (испытательных лабораторий, вычислительных центров и т. п.);

социологический — служащий для определения числен­ных значений показателей качества продукции на основе сбора и анализа мнений о фактических или возможных потребно­стях в ней;

экспертный — предназначенный для определения числен­ных значений показателей качества продукции на основе ре­шения, принимаемого группой специалистов-экспертов.

При оценке уровня качества продукции выполняется ряд операций, включающих выбор номенклатуры показателей каче­ства, определение их численных значений, а также значений базовых и относительных показателей с целью обоснования наи­лучших решений, реализуемых при управлении качеством про­дукции. Таким образом, оценка уровня качества продукции за­ключается в определении относительного показателя уровня качества У оцениваемой продукции:

(1)

где Q — совокупность показателей качества оцениваемой продукции; Qб — совокупность показателей качества базовой продукции.

Совокупность показателей качества продукции устанавлива­ется в зависимости от цели оценки уровня качества. Например, если цель оценки — контроль качества продукции, то за базо­вые принимаются нормативные показатели; если цель оценки — аттестация качества продукции, то базовыми служат показа­тели лучших аналогов отечественных и зарубежных образцов; если цель оценки — анализ динамики качества продукции, то базовые — это показатели предыдущего периода.

Для оценки уровня качества продукции используют различ­ные методы: дифференциальный, комплексный, смешанный.

Дифференциальный метод предусматривает оценку уровня качества продукции при использовании единичных пока­зателей ее качества. При этом методе качество конкретной про­дукции оценивается по ряду отдельных показателей ее качества путем сопоставления их с соответствующими показателями ба­зовой продукции (базовыми или стандартными показателями). В качестве базовой продукции может быть принята существую­щая или планируемая к выпуску продукция, отвечающая уста­новленным требованиям.

При дифференциальном методе выявляют, по каким показа­телям качества данная продукция соответствует требованиям, предъявляемым к базовой продукции (базовым показателям), или находится выше либо ниже этих требований. Для оценки уровня качества продукции дифференциальным методом по каж­дому единичному показателю определяют относительные пока­затели качества

(2)

 

В каждом конкретном случае из двух представленных урав­нений выбирают то, при котором увеличение показателя Р от­вечает улучшению качества продукции. Например, для оценки прочности материала следует пользоваться первым уравнением, для оценки материалоемкости (поверхностной плотности, г/м2) целесообразно применять второе уравнение.

Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на использовании обобщенного показателя ее каче­ства. Применение этого метода предусматривает определение одной, комплексной, оценки как итоговой по ряду показателей качества оцениваемой продукции. Обобщенный показатель мо­жет быть выражен главным, интегральным или средневзвешен­ным показателем. При комплексном методе оценки качества, когда затруднено определение главного показателя, размерно­сти отдельных показателей качества приводят в сопоставимый вид, например в баллы, индексы и т. п., устанавливают пара­метры весомости каждого показателя и вычисляют обобщенный показатель по формулам:


где Pi — относительный i-й показатель качества продукции; qi — значение i-гo показателя качества, m - параметр весомости t-ro показателя при определении V.

Средневзвешенные показатели применяют в тех случаях, когда отдельные показатели качества продукции не резко от­клоняются от базовых показателей. Если же хотя бы один пока­затель оценивается баллом, приравненным к оценке «плохо», то применять средневзвешенные показатели для комплексной оценки уровня качества продукции не следует.

Весомость mi имеет большое значение при использовании средневзвешенных показателей. Значение ее зависит от вида материала (изделия) и его назначения. Весомость обычно опре­деляют экспертным путем. Следует иметь в виду, что весо­мость— величина переменная, зависит от уровня производства, предъявляемых к изделиям требований и других факторов и по­этому регулярно пересматривается.

Комплексная оценка уровня качества продукции может быть выражена с помощью интегрального показателя, который опре­деляется как отношение полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее созда­ние и эксплуатацию (потребление).

Смешанный метод оценки уровня качества продукции применяется, когда совокупность единичных показателей каче­ства достаточно обширна и не удается получить обобщенные выводы или когда обобщенные показатели качества недоста­точно полно учитывают свойства продукции и не позволяют сделать выводы относительно важных свойств этой продукции. При смешанном методе используют несколько комплексных и дифференциальных показателей качества продукции.

Учитывая назначение продукции, особенности требований, предъявляемых к ней, при смешанном методе отдельные пока­затели качества объединяют, например, в труппы технологиче­ских, эстетических показателей. Для каждой такой группы определяют соответствующие комплексные показатели, на осно­вании которых уже дифференциальным методом оценивают уро­вень качества. Допускается отдельные важные показатели ка­чества при смешанном методе оценки его уровня использовать в виде единичных.

Для разнородной продукции при комплексной оценке каче­ства используют обобщенные показатели в виде индексов, на­пример индекса качества, определяемого на основании важных показателей качества; индекса качества, устанавливаемого по результатам аттестации продукции; индекса дефектности про­дукции; коэффициента сортности.

Важное условие эффективного действия системы управления качеством продукции в швейном производстве — организация и проведение контроля поступающих материалов. Контроль каче­ства может быть сплошной и выборочный.

Сплошной контроль предусматривает проверку всей партии продукции и выявление единиц дефектной продукции. Под термином «партия продукции» понимается совокупность единиц однородной продукции, изготовленной за ограниченный период времени по одной технической документации. Единица продукции — отдельные экземпляры штучной или определенное количество нештучной продукции, которое можно контролиро­вать, анализировать, испытывать. В швейном производстве, на­пример, все материалы верха, используемые для изготовления одежды, подвергаются сплошному контролю с целью выявления дефектов внешнего вида.

Выборочный контроль продукции широко использу­ется при оценке качества текстильных и других материалов. На­пример, для оценки показателей физико-механических свойств текстильных материалов из партии отбирают определенное чи­сло кусков, из каждого куска выделяют образец, из которого готовят пробы; по результатам испытания проб материала дан­ной выборки оценивают всю партию.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:790

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.