Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Критерии отбора проблем для программной разработки

Структура и содержание программы

Общепринятой типовой структуры программы не существует, что обусловлено ее зависимостью от класса.

Приблизительный перечень основных разделов программы.

1) Содержание проблемы и обоснование необходимости программы как средства решения проблемы

В этом разделе излагаются суть проблемы, которую предлагается решить. Обозначается круг организаций, лиц, заинтересованных в осуществлении программы, а также виды и масштабы потребностей, которые должны быть удовлетворены в результате ее выполнения. Приводятся результаты анализа о том, что проблема не решается традиционными методами управления и только комплексное проведение меропри­ятий способно ее разрешить. Отмечается значимость программы в масштабе страны, региона, отрас­ли, экономических и социальных объектов.

2) Цели и задачи программы

Цели формулируются качественным образом, и в виде измеримых целевых показателей, достижение которых приурочено к определенным срокам. Вся система целей и задач должна быть представлена в виде дерева или пирамиды, где каждой целью порождаются под­цели более низкого уровня, т.е. она раскладывается на составляющие вплоть до элементарных целей, не подлежащим дальнейшему дроблению.

3) Этапы реализации программы

В данном разделе весь период осуществления программы разделя­ется на этапы, которые характеризуются выполнением и завершени­ем определенного круга работ, а также достижением промежуточных целей. Количество этапов и содержание работ зависят от характера решаемой про­блемы и общей продолжительности программного периода. Выделение этапов способствует облегчению управления программой и контроля за ее реализацией.

4) Инвестиционные проекты, входящие в программу

Крупные комплексные программы государственного, регионального, отраслевого уровня могут включать в качестве составной части самостоятельные научно-технические, производственно-технологические, социальные и другие виды инвестиционных проектов, осуществление которых способствует реализации программы. Эффект от их внедрения выходит за пределы программы и представляет интерес для экономики в целом. Особенность таких проектов заключается в том, что они требуют для своей реализации крупных вложений капитала, которые обеспечиваются за счет ресурсов программы.

5) Содержание подпрограмм, составляющих программу

Подпрограмма – это совокупность про­граммных мероприятий, работ, объединенных в единый комплекс по признаку их общности.

Обычно в программах можно выделить следующие подпрограммы:

ü отраслевые, содержащие мероприятия, связанные с ключевыми отраслями экономики, от которых зависит осуществление программы (добыча определенных видов сырья, про­изводство или закупка ряда товаров и услуг, выпуск машин, оборудования, приборов, их приобретение или продажа).

ü территориаль­ные объединяют программные мероприятия, проводи­мые в рамках отдельной территории или связанные с решением терри­ториальных проблем.

ü социальные характеризуют меры по решению социальных задач программы.

ü функциональные, ориентируются на выполнение заданий, с которыми связан и от которых зависит исход программы (экологические подпрограммы, меры по созданию и развитию инф­раструктуры в зоне действия программы).

ü внешнеэкономические, связанные с внешней торговлей, на­учно-техническим и культурным сотрудничеством, привлечением иностранного капитала, созданием предприятий с участием зарубежных инвесторов и включают экспорт, импорт и связанные с ними финансовые отношения.

6) Ресурсное обеспечение программы

Это ключевой раздел программы, т.к. от него зависит реализация всей про­граммы. Оно охватывает материальные, тру­довые, природные, финансовые, информационные ресурсы, необходи­мые для осуществления программы на всех ее этапах, начиная от раз­работки и завершая выпуском и потреблением. Состав ресурсного обеспечения программы формируется исходя из потребностей и в соответ­ствии с наличием источников их обеспечения. Потребно­сти определяются исходя из нормативов расходования, затрат ресурсов и включают прямыеикосвенные.

При осуществлении программ общегосударственного значения в качестве источников выступают средствагосударственного, местных бюджетов, хозяйствующих субъектов, заинтересованных в программе, привлекаемые внутренние и внешние кредиты, банковские займы и другие. Государственные, региональные, местные органы могут расширять источники путем введения льгот для субъектов, вкладывающих средства в программу.

В составе ресурсного обеспечения выделяется его особый вид — научное. Под научным обеспечением понимается форми­рование, создание научно-информационного потенциала в виде резуль­татов исследований и разработок, необходимых для осуществления программы. Создание необходимого науч­ного обоснования предшествует процессу реализа­ции программы.

7) Организационно-экономический механизм осуществления программы

В процессе формирования программного заказа продумывается механизм осуществления в виде способа организации и вида организационных структур, органов управления, их функций и полномо­чии, а также мер по созданию экономической заинтересованности участ­ников, исполнителей в успешной реализации программы.

8) Социально-экономическая эффективность программы

Социальный эффект программы характеризуется тем, в какой мере она решает проблемы страны, региона, отрасли, города, предприятий, населения в соответствии с уровнем, масштабностью и видом программы. Наличие такого эффекта являетсяпризнаком социальной результативности програм­мы. Экономический эффект проявляется в вкладе в ва­ловой национальный продукт, прибыль предприятий, охватываемых действием программы, а также в удовлетворение потребностей экономики.

Чтобы определить эффективность программы, надо сопоставить ее эффект в денежном выражении с общим объемом затрат финансовых ресурсов.

 

Прежде чем разрабатывать и выполнять программу необходимо, определить и сформулировать проблемы, для реше­ния которых она необходима.

Порядок разработки предусматривает факторы, которые определяют отбор проблем для разработки:

1) значимость проблемы;

2) невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет существующего рыночного механизма и необходимость ее государственной поддержки;

3) принципиальная новизна и высокая эффективность техничес­ких, организационных и иных мероприятий предлагаемой программы;

4) необходимость координации действий технологически связанных отраслей и производств для решения проблемы.

При отборе программных проблем используют две группы критериев: общие и специальные.

К общим критериям относятся:

Критерий остроты проблемы характеризует раз­рыв между необходимым (нормативным) и сложившимся уровнями потребности. Количественно та­кой критерий Кн может быть выражен отношением разности между жизненно необходимым Пн и реально существующим Пр уровнями удовлетворения потребности к необходимому уровню, то есть

 

Кн= (Пнр)/ Пн

Чем более настоятельна проблема, тем критерий Кн ближе к единице.

Критерий программности проблемы позволяет установить, на­сколько проблема нуждается именно в программном решении. Такой критерий Кп может быть вычислен в виде отношения разности между планируемым уровнем удовлетворения потребности Пп, достигаемым в результате реализации программы, и прогнозируемым уровнем Пс, кото­рый сложится, если программа не будет принята и осуществлена, к про­граммному уровню Пп.

 

Кп= (Ппс)/ Пп

Критерий региональной значимости (масштабности) характеризу­ет зоны действия программы, охватываемой ее интересами. Количественно такой критерий Кр выражает долю реги­она, для которой программа представляет интерес и распространяет свое действие. Величина критерия определяется по формуле

Кр = Sп / S

где Sп — количество территориальных единиц, входящих в зону интере­сов и действия программы;

S — общее количество территориальных единиц.

Величины S могут измеряться количеством областей, районов либо площадью территории, либо количеством населения, проживающего на территории, а также другими обобщающими показателями.

Критерий отраслевой значимости представляет долю отраслей, на которые распространяет свое действие программа, заинтересован­ных в осуществлении программы и поддерживающих ее. Критерий Ко может быть выражен в числовой форме на основе зависимости

Ко = Nп / N

где Nп —количество отраслей, на которые распространяется программа;

N — общее количество отраслей.

Критерий бюджетной независимости программы характеризует процент средств и ресурсных потребностей, удовлетворяемых за счет внебюджетных источников. Такой критерий Кбн может быть определен по формуле

 

Кбн= (Рвнбг) / (Рвнб)

 

где Рвн — объем ресурсов, удовлетворяе­мых из внебюджетных источников;

Рбг— гарантированный объем ресурсного обеспечения из бюджетных источников;

Рб — необходимые бюджетные ресурсы для реализации программы.

Критерий экономической эффективности программы характери­зует прибыльность (окупаемость) программы. Значение показателя Кэф может быть вычислено по формуле

Кэф = ТN / (ТNп)

 

где ТN — нормативный срок окупаемости инвестиционных проектов;

Тп — расчетный срок окупаемости вложений в программу.

 

Значения этих критериев изменяются в пределах от 0 до 1. Нуле­вое значение наименее предпочтительно, а чем значение критерия бли­же к единице, тем проблема нуждается в про­граммной разработке.

Спе­циальные критерии свидетельствуют о вкладе предлагаемой программы в решение не только данной задачи, но и в других важных проблем.

Критерий социального вклада Ксоц характеризует воздействие про­граммы на улучшение уровня и качества жизни в результате лучшего и более полного удовлетворения потребностей, увеличения доходов на­селения, расширения объектов социальной инфраструктуры, сокраще­ния разрыва различных слоев населения.

Критерий экономического вклада Кэк характеризует вклад пред­лагаемой программы в достижение экономических целей, таких как рост производства, увеличение занятости, создание новых рабочих мест, ста­билизация цен, обеспечение финансовой устойчивости, рост качества продукции и других.

Критерий научно-технического вклада Кнт определяет, в какой сте­пени программа способствует развитию науки и техники, росту научно-технического потенциала, повышению научно-технического уровня про­изводства, выходу на мировой рынок.

Критерий внешнеэкономического вклада Квн отражает воздействие предлагаемой программы на улучшение платежного баланса страны, раз­витие экспорта, укрепление конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках, уменьшение внешнеэкономической зависимости.

Критерий экологического вкладаКэкл характеризует воздействие программы на улучшение окружающей среды, применение природо­охранных технологий, предотвращение вредных для человека и приро­ды техногенных последствий и катастроф.

 

Все перечисленные общие и специальные критерии отбора про­блем можно свести к единому интеграль­ному критерию Кинт равному

 

Кинт = КнКпКрКоКбнКэфКсоцКэкКнтКвнКэкл

 

Устанавливая пороговое минимальное значение интегрального кри­терия, лицо, принимающее решение о приемлемости или неприемлемо­сти проблемы для программной разработки, получает возможность от­сеивать проблемы, обладающие значением критерия ниже порогового.

Другой, более предпочтительный подход состоит в том, что все предлагаемые проблемы ранжируются по величине интегрального критерия и отбираются проблемы, обладающие самым высоким рангом.

ТЕМА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ предприятия

 

1. Общие принципы разработки стратегии организации

2. Задачи стратегического планирования предприятия

3. Характеристика элементов перспективного планирования

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1277

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.