Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Планирование качества

 

Известные специалисты в области менеджмента Э. Деминг и Д. Джуран разработали про­грамму, базирующуюся на ихфилософии: "Основа качества продук­ции — качество труда и качество менеджмента на всех уровнях". В более конкретном виде эта философия обеспечения качества формируется в цикле: планирование — выполнение — контроль — норми­рование. На его основе сформулирован ряд руководящих принципов, которые необходимо учитывать при проектировании и построении системы управления качеством на любом предприятии:

-сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель — быть кон­курентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие ме­ста. Не отступайте от достижения твердо установленных произ­водственных целей в области поэтапного и постоянного улучше­ния продукции и услуг;

- применяйте новую философию качества (предпринимательства), чтобы добиться стабильности работы предприятия;

- поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплош­ном контроле;

- постоянно совершенствуйте систему производства и обслужива­ния с целью повышения качества и производительности, а также снижения затрат;

- создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

- создайте систему эффективного руководства, а не надзора;

- используйте эффективные методы общения между людьми, ис­ключив страх и недоверие;

-прекращайте практику лозунгов, проповедей и "мобилизации масс";

- прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких нормативов;

- устраняйте препятствия, которые лишают работника права гор­диться своей работой;

- ясно определите обязанности и ответственность руководителей
всех уровней за постоянное улучшение качества продукции и
услуг.

На основе этих принципов на Западе менеджеры широко приме­няют рекомендации в области стимулирования труда. В основном они сводятся к следующему:

• награждать перспективные решения, а не сиюминутные;

• награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;

• награждать творческую работу, а не слепое подчинение;

• награждать за результаты работы, а не за объем;

•награждать за упрощения, а не за бесполезные (если даже не вредные) осложнения;

• награждать за качество, а не за быструю работу;

• награждать тех, кто работает друг с другом, а не один против другого.

На базе отмеченной философии, а также принципов и рекоменда­ций в 80-х годах на Западе было четко определено, что основной за­дачей каждого предприятия является качество производимой продук­ции и предоставляемых услуг . Выполнение этой генеральной за­дачи должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции.Она представляет собой организационную структуру, четко распределя­ющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходи­мые для управления качеством.

В системе управления качеством продукции на предприятии важное место занимает служба управления качеством. Ее основные задачи:

• защита репутации фирмы;

• защита потребителя от дефектной продукции;

• сокращение непроизводительных работ;

• предупреждение брака.

На основе этих задач важнейшими функциями службы управления качеством являются:

• координация работ по постоянному повышению качества на всех стадиях жизненного цикла продукции (стратегический маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП), производство, подготовка товара к функ­ционированию, эксплуатация, ремонт, утилизация товара);

• координация деятельности всех подразделений и служб предпри­ятия в разработке конкретных целей, а также их информирова­ние о достигнутых результатах;

• координация программ, планов и других регламентирующих до­кументов

и активное участие в подготовке кадров (рабочих всех специальностей и квалификаций; специалистов и менеджеров всех уровней).

Известно, что сущность всякого управления заключается в выра­ботке управляющих решений и последующей реализации предусмот­ренных этими решениями управляющих воздействий на определен­ный объект управления. В системе управления качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуют­ся и протекают как на допроизводственной стадии (проектирова­ние), так и на производственной (производство) и послепроизвод-ственной (эксплуатация) стадиях жизненного цикла продукции.

Особое место в системе управления качеством продукции занима­ет технический контроль.Онпредставляет собой систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется ка­чество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормативам, а также обеспечивается вы­работка высококачественной продукции в соответствии с этими нор­мативными документами и стандартами. Задачи технического контроля:

• установление качества готовой продукции;

• предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество продукции;

• обеспечение соблюдения заданного технологического режима.

Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать в себя отдел техни­ческого контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.

На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям: контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; контроль параметров технологического режима.

Технический контроль охватывает все стадии производства и дол­жен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо определить вид контроля (предва­рительный, промежуточный, окончательный), форму (лаборатор­ный, инструментальный, визуальный), методы (сплошной, выбороч­ный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.

4. Понятие «петли качества»

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как "петля качества",охватывает 11 этапов (рис. 13).

В стандарте ИСО серии 8402 содержится следующее определение "петли качества": это концептуальная модель взаимозависимых ви­дов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

"Петля качества" наглядно показывает последовательное отраже­ние качества процессов на качество конечного результата. С помощью "петли качества" осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей реше­ние задачи управления качеством продукции.

Стандарты ИСО все больше применяются при заключении конт­рактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обес­печения качества продукции у поставщика. Как отмечают западные исследователи, в настоящее время более 90 % потребителей при заключении контрактов требуют подтверждения наличия у изгото­вителя систем качества по ИСО серии 9000.

Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов иг­рают независимые испытательные лаборатории и сертификацион­ные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине ра­бота по сертификации находится на стадии завершения.

Сертификация является важнейшей подсистемой системы управ­ления качеством продукции и в то же время — целью этой системы управления. Фактическое соответствие качества поставляемой на рынок продукции проверяется различными организационно-техни­ческими процедурами, формами и методами. Один из них (наиболее распространенный, выполняемый, как правило, изготовителем) зак­лючается в контроле, испытании, диагностировании, анализе при­чин брака, отказов, рекламаций и других несоответствий. Другой вид контрольных процедур, обеспечивающих получение информа­ции о качестве, — госнадзор в виде Госстандарта, Госсанэпидемнадзора и др. Однако в условиях конкуренции завоевать соответ­ствующий рыночный сегмент можно только в случае предоставления потенциальным потребителям достоверной информации о качестве товара. Органом, который обеспечивает достоверную информацию о качестве, является третий вид контроля — сертификация. Она осу­ществляется третьей, независимой организацией.

Почти во всех странах Западной Европы, в США и Японии серти­фикация обязательна и связана, как правило, с безопасностью, охра­ной здоровья и окружающей среды.

Организация сертификации включает в себя две стадии:

• обеспечения и реализации условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

• организации и проведения сертификации продукции как под­тверждение ее соответствия требованиям нормативно-техничес­кой документации.

Сертификация охватывает экономические и организационно-тех­нические аспекты. Наряду с сертификацией производств и продук­ции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытатель­ных центров, которые, могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.


 

Рис. 13. Управление качеством продукции. "Петля качества"

 

 

Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов иг­рают независимые испытательные лаборатории и сертификацион­ные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине ра­бота по сертификации находится на стадии завершения.

Сертификация охватывает экономические и организационно-тех­нические

аспекты. Наряду с сертификацией производств и продук­ции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытатель­ных центров, которые, могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:565

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.