Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 2. Интеграционные процессы в менеджменте

2.1. Понятие организации, организация как система

Организацией согласно ч.1 ст. 48 Гражданского Кодекса РФ признается юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с законодательной базой организационно-правовые формы организации могут быть следующими:

- хозяйственные товарищества и общества в виде полного товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, дочерние или зависимые хозяйственные общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- некоммерческие организации (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы).

Осуществление производственно-хозяйственной, финансово-экономической и иной деятельности в соответствии с организационно-правовой формой регламентируется Гражданским, Трудовым, Земельным, Таможенным кодексами РФ и ее субъектов, Указами Президента РФ, Уставом организации, Договором учредителей организации.

Организацию как систему можно рассматривать с различных точек зрения, включая различные подсистемы, к основным из которых относятся следующие: организационный (производственно-технический), экономический, маркетинговый, правовой, социально-психологический, экологический (природоохранный), управленческий (информационный).

Цель системы управления производственно-технической подсистемой (оборудованием, поточными линиями, производственным обслуживающим персоналом) – обеспечить заданное количество продукции (услуг) необходимого ассортимента с определенными свойствами и качественными характеристиками. Обобщающей характеристикой, отражающей рациональное использование всех параметров объекта, является производительность труда. Цель управления - привести фактическую выработку к максимально возможной, а фактическую трудоемкость – к минимально возможной в данных конкретных условиях организации производства, труда, управления при существующих запасах всех видов ресурсов.

Цель системы управления по отношению к экономической подсистеме заключается в формулировании и реализации одной из двух экономических стратегий в зависимости от состояния элементов внешней макросреды на прогнозируемый период, создающих политические, экономические, демографические, природные, культурные и научно-технические условия для производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организации. Задачи – выявить и использовать резервы в процессе изготовления продукции.

Элементы внешней среды могут разделяться на благоприятные, неблагоприятные, индифферентные. Экономический аспект требует рассмотрения всех видов ресурсов и элементов, участвующих в процессе создания стоимости (себестоимости) продукции (основные фонды, материальные, финансовые, информационные, трудовые), а также результатов деятельности (объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении, качество, ассортимент, прибыль, рентабельность, окупаемость инвестиций, собственные и заемные средства).

Цель подсистемы управления маркетинговыми аспектами – обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих потребностей целевых рынков потребителей товарами определенного ассортимента с определенным качеством по определенной цене. Одна из задач системы управления в маркетинговом аспекте – превращение неуправляемых переменных (спрос на продукцию, мнение потребителей о продукции, ее качестве, свойствах и цене), поступающих из внешней микросреды, в управляемые переменные. Решение этой задачи позволит влиять на спрос, достигая запланированного объема продаж и рентабельности продукции.

В политико-правовом аспекте организация является элементом политико-правовой среды. Цель системы управления – обеспечить соблюдение прав организации в процессе ведения производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.

 

2.2. Внутренняя и внешняя среда организации

Организация (предприятие) представляет собой сложный и в достаточной степени самоорганизующийся организм (представленный факторами внутренней среды), функционирующий (работающий, живущий) во внешнем мире (под воздействием факторов внешней среды). Руководство должно принимать управленческие решения, учитывая множество факторов, которые можно разделить на две группы: 1) контролируемые, связанные с внутренней средой; подверженные воздействию со стороны руководства, принимающего решения; 2) неконтролируемые, связанные с факторами внешней среды.

Факторы внутренней среды организации - это ситуационные факторы внутри организации, которые обычно являются результатом управленческих решений, хотя не все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Основные факторы внутренней среды организации: 1) цели и задачи; 2) структура; 3) технология; 4) ресурсы; 5) персонал.

Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится организация (группа или индивидуум). Стратегические цели организации обычно разрабатываются высшим руководством и доводятся до членов организации. Цели являются мощным механизмом координации деятельности. Существующие в организации подразделения вырабатывают свои цели, соответствующие видам деятельности подразделения (маркетинг, финансы, информация и др.). Цели подразделений должны соответствовать общим целям организации, вносить конкретный вклад в цели организации как целого, не вступать в противоречие с целями других подразделений. Цели сотрудников должны быть гармонизированы и взаимосвязаны с целями организации. Задачи - это предписанная работа (серия работ или часть работы), которая должна быть выполнена в заранее определенные сроки определенным способом при наличии определенных ресурсов.

Структура организации - это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенное в форме, позволяющей наиболее эффективно достигать целей организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда - вопрос, относящийся к самым существенным управленческим решениям. Выбор функциональных областей, эффективность и целесообразность способов разделения работы по уровням определяют основную структуру организации, а, следовательно, возможности ее успешной деятельности: производительность, эффективность и конкурентоспособность.

На основе целей, структуры, ресурсов формируется технология, применяемая в организации. Технология в широком понимании - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях (Льюис Дейвис). Влияние технологии на управление значительно определялось тремя крупными переворотами: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий.

Персонал - центральный фактор в любой модели управления. Решения в организациях принимают конкретные люди (а не абстрактные, идеальные работники), которые определенным образом обучены, мотивированы, имеют профессиональные и индивидуальные особенности. Если руководство - конкретные менеджеры - не признают, что каждый работник является личностью с неповторимыми запросами, способностями и переживаниями, то цели организации (подразделения) могут стать недостижимыми. Поведение человека в организации является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и воздействия социума (внешней среды и ситуационных факторов). Выделяют три аспекта человеческой переменной, важных для организации: 1) поведение отдельных людей; 2) поведение людей в группах; 3) поведение руководителя и степень его влияния на группу. Подсистема управления персоналом должна обеспечить необходимое качество персонала и соответствующий уровень эффективности его труда.

Под внешней средой понимается совокупность элементов, составляющих два уровня – макросреда и микросреда. По воздействию на управленческие решения и организацию в целом эти уровни представлены факторами прямого и косвенного воздействия.

Совокупность экзогенных управляемых и неуправляемых переменных, характеризующих состояние элементов внешней макросреды во взаимосвязи с элементами микросреды, влияет на возможность организации производить продукцию и удовлетворять потребности потребителей.

Микросреда образуется из таких элементов, как:

- поставщики всех ресурсов, необходимых для производства продукции (юридические и физические лица);

- организации-конкуренты (выпускающие продукцию для одного рынка потребителей)

- посредники;

- потребители продукции (клиенты) – потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок госучреждений, международный рынок;

- контактные аудитории (финансовые круги, СМИ, госучреждения, гражданские группы действий, гражданские группы действий, местные контактные аудитории, внутренние контактные аудитории).

Макросреда образуется из шести сред: политическая или нормативно-правовая, экономическая, демографическая, научно-техническая, культурная, природная, состояние которых оказывает воздействие на финансово-экономическую, производственно-хозяйственную и иные виды деятельности организации и создает вероятностные условия для получения заданных результатов. В настоящее время развитие менеджмента подвержено значительному влиянию двух тенденций – интернационализации и глобализации. Процесс интернационализации сопровождается возрастанием количества и емкости географических рынков. Процесс глобализации проявляется в преобладании международных транзакций организаций над национальными. Глобализация является более высоким уровнем развития интернационализации и предполагает функциональную интеграцию экономической деятельности.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:409

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.