Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопросы для обсуждения

Лекция 20

Тема: Основная задача разрешения конфликта – придание ему функционально-положительного характера, сведение к минимуму отрицательных последствий противостояния или острого противоборства

Основная задача разрешения конфликта – придание ему функционально-положительного характера, сведение к минимуму отрицательных последствий противостояния или острого противоборства. Полное или частичное разрешение конфликта, устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию или поверхностное ослабление разногласий. Выбор участником конфликта оптимального для себя способа его разрешения, предпочтительного в данных условиях, позволяющего действовать более раскованно и свободно.

Вопрос1. Основная задача разрешения конфликта – придание ему функционально-положительного характера, сведение к минимуму отрицательных последствий противостояния или острого противоборства

Управление процессом протекания конфликта (управление кон­фликтом) — это целенаправленное воздействие на ход его разреше­ния с целью развития или разрушения отношений между отдельными индивидами, группами, а также развития или разрушения социально-экономической системы, в которой происходит конфликт. Управле­ние процессом протекания конфликта, как правило, осущест­вляет либо одна из конфликтующих сторон, либо третья сторо­на — посредник. Отдельные конфликты протекают стихийно и не требуют специального управления, быстро разрешаются про­тивоборствующими сторонами, пришедшими к согласию. Управ­ление конфликтом осуществляет одна из конфликтующих сторон, как правило, в том случае, когда она является либо инициатором конфликта, либо ее представляет руководитель индивида проти­воборствующей стороны.

Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами, а цель управления конфликтами — предотвращение деструктив­ных конфликтов и благополучное разрешение конструктивных конфликтных ситуаций.

Как ранее отмечалось, процесс развития конфликта проходит три стадии: предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную. Управление конфликтом происходит на всех этих стадиях и включает следующие функции: предвидение или прогнозирова­ние конфликта, профилактика или предупреждение конфликта, организация управления конфликтом, урегулирование или раз­решение конфликта, оценка последствий конфликта и подведе­ние итогов (табл. 9.1). Предвидение или прогнозирование конфликта — это важнейшая функция управления им, она направлена на оценку ситуации в коллективе и выявление причин потенциальных конфликтов. На этой стадии изучаются объективные и субъективные условия и факторы взаимодействия между людьми, их индивидуально-психологические особенности, а также возможные изменения в производственной и организационной структуре, связанные с переходом на выпуск новой продукции и др.

 

Таблица 9.1 СТАДИИ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ

 

№п/п Стадия конфликта Функции управления конфликтом
Предконфликтная Предвидение или прогнозирование. Профилактика или предупреждение
Конфликтная Организация управления конфликтом. Урегулирование или разрешение конфликта
Послеконфликтная Оценка последствий конфликта и подведение итогов

 

Профилактика или предупреждение конфликта — это функция управления конфликтом призвана не допустить возникновение конфликта. Профилактика конфликтов основывается на их про­гнозировании. На основе полученной информации о причинах назревающего нежелательного конфликта предпринимаются меры по нейтрализации действия факторов, вызывающих кон­фликт.

Эффективное, грамотное управление социальной или социаль­но-экономической системой само по себе является результатив­ной мерой профилактики конфликтных ситуаций. Научно обо­снованная система управления организацией и ее персоналом, как правило, исключает появление условий и факторов, вызывающих деструктивные конфликты.

Организация управления процессом протекания конфликта — эта функция управления конфликтом направлена на ослабление и сдерживание эскалации, расширения конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Она предполагает организацию деятельности в первую очередь третьей стороны: создание спе­циального подразделения в организации или введение отдельной должности, создание рабочей группы по урегулированию кон­фликтных взаимодействий, проведение психологической подго­товки конфликтующих сторон; определение истинной проблемы, причины, вызвавшей конфликт; призвание участниками конф­ликта установленных норм и правил конфликтного взаимодействия, удерживающих поведение противников в рамках приличия; направление процесса протекания конфликта в русло урегулиро­вания.

Рассмотрим некоторые технологии управления процессом про­текания конфликта: информационные, коммуникативные, соци­ально-психологические, административно-экономические.

Информационные технологии управления конфликтом создают условия для полной информации противоборствующих сторон в конфликте; исключают искажения информации, подачу устарев­шей информации, использование соперниками слухов.

Коммуникативные технологии управления конфликтом призва­ны наладить непосредственное общение между конфликтующими сторонами и их сторонниками; направить общение в конструк­тивное русло; создать условия для общения, в которых соперни­ки, не перебивая друг друга, выслушивают другую сторону.

Социально-психологические технологии управления конфлик­том направлены на подключение к разрешению конфликта авто­ритетных лидеров (формальных и неформальных); исключение афиширования конфликта, чтобы не создавать напряженности, которая может повлиять на работоспособность коллектива и ухуд­шить психологический климат; проведение бесед, убеждений, разъяснений и т.п.

Административно-экономические технологии управления кон­фликтом — это передвижение кадров (повышение, понижение в должности, перемещение по горизонтали в другие подразделения, увольнение); использование методов материального и мораль­ного поощрения и наказания; перевод конфликтующих в другие подразделения, реализация решений суда.

Урегулирование или разрешение конфликта — это осуществле­ние функций, связанных с завершением конфликта. Разрешение конфликта может быть окончательным и временным. Окончатель­ное разрешение конфликта достигается в том случае, если устра­нены причины и предмет конфликта. Временное разрешение кон­фликта происходит тогда, когда конфликт затухает на время, так как причины его возникновения полностью не устранены, но до­стигнут некий компромисс. Чтобы конфликт не разразился вновь, следует продолжить работу по устранению причин его возникно­вения.

 

Вопрос2. Полное или частичное разрешение конфликта, устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию или поверхностное ослабление разногласий

 

При разрешении конфликта следует учитывать все предпосыл­ки его разрешения. Например: степень зрелости конфликта, понимание противоборствующими сторонами необходимости разрешения конфликта, готовность третьей стороны к урегули­рованию (наличие необходимых средств и ресурсов), четкое осо­знание последствий конфликта (негативных и позитивных). Следует также ясно представлять пути разрешения конфликтно­го взаимодействия. Назовем некоторые из них: уступка одной из противоборствующих сторон — полное признание отсутствия пре­тензий; взаимное примирение соперников — уход, отказ от конф­ликта; достижение компромисса в результате взаимных уступок; договоренность о сотрудничестве в результате признания проблем, вызвавших конфликт, и необходимости их совместного решения в интересах обеих сторон; примирение одной из сторон.

Оценка последствий конфликта и подведение итогов — заверша­ющая функция управления конфликтом. Здесь осуществляется анализ конфликтной ситуации от момента ее возникновения и до разрешения, делаются выводы о причинах конфликта и прини­маются меры, противодействующие их новому возникновению. Эта функция также направлена на анализ негативных последствий конфликта, с тем чтобы исключить их появление в будущем.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:484

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.