Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

Роль государства в антикризисном управлении.

Одной из центральных функций государства в экономике является антикризисное управление, представляющее собой комплекс планомерных действий законодательных и испол­нительно-распорядительных органов национального, надрегионального, регионального и муниципального уровней по за­щите хозяйствующих субъектов (фирм) от разрушения. Госу­дарственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов может быть регламентационным (законы, постанов­ления и т.п.) и творческим (программы, тендеры, консалтинг и пр.).

Выделяют следующие формы государственного анти­кризисного управления экономическими процессами:

1. правовая — законотворчество и обеспечение соблюде­ния законодательства;

2. административная — издание постановлений, распоря­жений, нормативных документов и других решений государ­ственных и муниципальных органов по административному регулированию (неэкономическому принуждению) деятельно­сти хозяйствующих субъектов;

3. экономическая — создание условий для развития де­ловой активности коммерческих организаций (фирм) в на­правлении государственных и муниципальных приоритетов (учетные ставки Центробанка, налоги, платежи, ссуды, зака­зы и т.п.);

4. социальная — издание документов, регламентирующих воспроизводство кадров, участие работников в хозяйственной деятельности (наем, зарплата, условия труда и отдыха, быто­вое обслуживание, специальная учеба, работа с молодежью и пенсионерами и др.);

5) информационная — создание постоянно обновляюще­гося информационного поля для функционирования хозяйству­ющих субъектов в приоритетном направлении.

Участие государственных институтов в регулировании де­ятельности хозяйствующих субъектов обусловлено двумя ос­новными задачами:

1) профилактикой кризисных потрясений и связанного с этим падения уровня жизни населения;

2) по­ступательным развитием национальной экономики как осно­вы неуклонного повышения уровня жизни населения.

Функции государства в антикризисном управлении сводятся к двум основным задачам:

1. не допустить кризисного разрушения фирм (прежде всего производственных), которые имеют ресурсы для про­должения (и улучшения) деятельности (государственная под­держка);

2. своевременно отсечь у стагнирующих фирм «гангре­нозные» участки, чтобы они не погубили другие их части, спо­собные к расширенному воспроизводству (государственная санация).

В числе основных форм государственного регулиро­вания кризисных процессов можно выделить следующие:

1) нормотворческая деятельность — издание законов и подзаконных актов:

а) основной «экономический» закон — Гражданский кодекс РФ;

б) ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельнос­ти (банкротстве)»;

в) ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

г) ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с огра­ниченной ответственностью»;

е) Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федераль­ных государственных учреждений»;

2) финансовое регулирование — линии государственно­го воздействия:

а) формирование бюджета (структура, дефицитность);

б) эмиссия ГКО и других ценных бумаг;

в) кредиты и ссуды;

г) курсовая политика Центробанка (курс рубля, ставка рефинансирования, лицензирование коммерческих банков);

д) налоговое регулирование (поэтапное смещение налоговой
нагрузки с производственных предприятий на население);

е) тарифы (на транспорт, электроэнергию и др.);

ж) цены на сырьевые ресурсы;

3) производство — линии государственного воздействия:

а) государственный заказ на тендерной основе;

б) подряды на строительство;

в) управление государственными пакетами акций через ин­тегрированные структуры (холдинги, концерны, ФПГ и т.п.);

г) финансирование НИОКР;

д) специальные программы развития крупных производств;

е) поддержка малого и среднего бизнеса;

ж) реструктуризация задолженности хозяйственных органи­заций;

з) поддержка экспорта;

и) защита импорта;

4) социальная сфера — линии государственного участия:

а) занятость;

б) пенсии, пособия, стипендии;

в) медицина;

г) образование;

д) домохозяйства;

е) трудовые отношения;

ж) коммунальные услуги.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:538

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.