Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ТЕМА 9: Стратегическое планирование на макроэкономическом уровне

Основные понятия

«Завтрашние кормильцы». «Сегодняшние кормильцы». «Промежуточная категория». «Товары вчерашнего дня». «Плетущиеся в хвосте». «Фиаско». Модель ADL/LC.

Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного изучения:

1. Приведите основные выводы, сделанные Джимом Коллинзом, относительно корпоративных мифов.

2. Какие основных категории бизнес-процессов выделил Питер Друкер?

3. Анализ бизнес-процессов с помощью моделей стратегического позиционирования имеет следующие недостатки.

4. Дайте характеристику маршрутов модели ADL–LC «Естественное развитие», «Избирательное развитие» и «Развитие-выживание».

5. Приведите ограничения модели ADL–LC.

6. Что такое RONA-граф? Дайте характеристику переменных стадий жизненного цикла и переменные сильных сторон бизнеса для него.

7. Приведите характеристики значений переменных RONA-графа, характерные для разных стадий жизненного цикла отрасли

Раздел 3: Стратегический анализ и стратегии на макроуровне

Основные функции макроэкономического планирования следующие:

· обоснование государственной экономической политики;

· обеспечение экономического роста;

· поддержание циклического равновесия в национальной экономике;

· обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики – макроэкономической конкурентоспособности;

· обеспечение устойчивого развития национальной экономики.

Основной целевой функцией становится обеспечение долговременной конкурентоспособности национальной экономики, которая обуславливает прочность и устойчивость позиции страны в общемировой системе разделения и кооперации труда.

Стратегическая цель макроэкономического планирования – обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.

Основное содержание макроэкономического планирования направлено на стратегический выбор основных направлений социально-экономического развития. Следовательно, главной стратегической перспективой развития экономики и общества является неуклонный рост уровня благосостояния населения страны. Система планирования должна ориентироваться на ускоренное достижение указанной выше цели.

Планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях.

Процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана состоит из шести последовательных этапов.

1. Прогнозно-аналитические обоснования и расчеты.

2. Формирование концепции развития национальной экономики.

3. Государственный стратегический план.

4. Разработка программ мероприятий государственного стратегического плана и формирование государственных целевых программ.

5. Определение стратегии реализации мероприятий государственного стратегического плана.

6. Контроль за реализацией мероприятий государственного плана.

 

Стратегический анализ развития национальной экономики. Главная задача прогнозно-аналитической стадии состоит в определении допустимого набора вариантов развития национальной экономики на основе анализа хода исследуемых процессов в прошлом и прогнозирования их возможного протекания в будущем. На этом этапе реализуется на практике принцип вариантности планирования, формируются требования к развитию национальной экономики, которые позволят реализовать возможные социально-экономические цели.

Стратегический анализ развития национальной экономики является первым этапом работ по обоснованию и разработке концепции социально-экономического развития страны. Он, в свою очередь, проводится в два этапа.

1. Ретроспективный анализ и оценка текущего состояния экономики страны.

2. Разработка прогнозов развития национальной экономики.

Основная цель первого этапа проведения стратегического анализа – оценить эффективность предыдущей стратегии развития страны, различные аспекты функционирования и развития элементов национальной экономики.

В качестве основных аспектов проведения такого анализа можно назвать:

· комплексный анализ и оценка места и роли страны в мировой экономике и системе международного разделения труда, конкурентоспособности национальной экономики;

· анализ и оценка степени фактического использования основных условий и факторов, которые можно отнести к числу стратегических преимуществ, которыми располагает страна;

· выявление и оценка позитивных и негативных тенденций в развитии как национальной экономики в целом, так и ее отдельных элементов;

· анализ и оценка структурных изменений в национальной экономике и соблюдение принципа пропорциональности ее развития;

· анализ и оценка влияния институциональных и организационных изменений в национальной экономике как на эффективность ее функционирования и развития, так и на важнейшие параметры социального развития;

· анализ и выявление условий и факторов, ограничивающих развитие национальной экономики.

Второй этап проведения стратегического анализа развития национальной экономики носит предварительный характер, поскольку тесно связан с последующим выбором определенного варианта будущего развития национальной экономики.

Национальное прогнозирование. Прогноз развития национальной экономики, или национальный прогноз, представляет собой комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики.

В основе национального прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние национальной экономики в значительной мере определяется ее прошлым и настоящим состоянием.

Будущее всегда несет в себе и элементы неопределенности. Это обусловливается тем, что всегда имеется определенное множество вариантов возможного развития. Это обуславливает использование вероятностного подхода в национальном прогнозировании. Сущность этого подхода заключается в ограничении неопределенности будущего и описании интервала, в пределах которого возможен поиск регулирующих решений.

Другой неотъемлемой чертой национального прогнозирования является опережающее отражение действительности, т.е. приспособление экономической системы к представляемому будущему.

Временной горизонт прогноза зависит от скорости изменения прогнозируемого объекта, от присущих ему циклов развития, от продолжительности действия главных тенденций, определяющих его состояние или функционирование. В национальном прогнозировании принято выделять различные периоды упреждения (горизонты будущего):

• краткосрочное прогнозирование (2-3 года);

• среднесрочное прогнозирование (5-7 лет);

• долгосрочное прогнозирование (до 15-20 лет).

Каждый из этих видов прогнозов базируется на тех устойчивых циклах и процессах в развитии национальной экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.

Классификация национальных прогнозов может проводиться не только по временному горизонту, но и по подходам, которые применяются при их разработке. Такие подходы могут различаться:

• по способу описания тенденций изменения объекта или процесса;

• по способу формирования параметров, которые дают характеристику объекта или процесса.

В рамках первого из названных выше подходов принято выделять трендовый и факторный подходы.

Трендовый подход в национальном прогнозировании используется, как правило, для прогноза показателей, которые характеризуются либо монотонным возрастанием, либо монотонным убыванием. Опыт национального прогнозирования свидетельствует о том, что трендовые функции показателей, характеризующие темпы и пропорции экономического роста, следует описывать в рамках определенного класса математических зависимостей.

Факторный подход в национальном прогнозировании предполагает определение круга воздействующих на прогнозируемый объект (процесс, показатель) факторов и формы их взаимосвязи. Сущность факторного прогнозирования состоит в том, что перспективные оценки прогнозируемого показателя получаются на основе замены его динамики динамикой значимых и относительно устойчивых тенденций факторов и параметров, позволяющих установить между ними взаимосвязь.

В настоящее время в национальном прогнозировании трендовый подход не имеет самостоятельного значения, а применяется преимущественно либо как подготавливающее условие, либо как один из элементов факторного прогнозирования.

Согласно второму критерию – способу определения параметров, которые характеризуют прогнозируемый объект или процесс – принято выделять генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы.

Генетический подход в национальном прогнозировании, который отражает инерционный характер развития экономики, основывается на прогнозировании устойчивых тенденций в развитии национальной экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее.

Нормативный подход,который связывается с регулируемостью экономики, исходит из целей развития, которых, желательно достичь в прогнозируемом периоде. Содержание нормативного подхода состоит в определении параметров воспроизводства, необходимых для достижения заданных целей экономического роста. Вместе с тем при нормативном подходе учитывается взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Применяемые нормативные показатели формируются в терминах прошлого и настоящего. В их основу кладутся выявленные к началу прогнозного периода общественные потребности и реализованные направления технологического прогресса.

Генетический и нормативный подходы в национальном прогнозировании выступают альтернативными способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. При генетическом подходе взаимосвязь процессов, формирующих темпы и пропорции экономического роста, разворачивается от настоящего к будущему, а при нормативном подходе – от будущего к настоящему.

Главной задачей национального прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов! Генетический подход призван обеспечить соответствие прогнозируемых процессов реальным возможностям экономического развития, а нормативный подход – переход от сложившихся тенденций к оптимальным.

В процессе проведения прогнозных расчетов на основе современного использования генетического и нормативного подходов могут разрабатываться следующие варианты развития национальной экономики:

1. Пессимистический вариант развития национальной экономики, который получается на основе экстраполяции сложившихся тенденций на перспективу (генетический подход).

2. Совокупность вероятных альтернативных прогнозов, получаемых на основе сочетания генетического и нормативного подходов (рабочие гипотезы).

3. Оптимистический вариант, получаемый на основе нормативного подхода и формирующий цели развития национальной экономики в прогнозном периоде.

Национальное прогнозирование носит комплексный характер и охватывает все уровни и аспекты расширенного воспроизводства. В современной системе национального прогнозирования выделяются следующие виды прогнозов.

1. Внешнеэкономические прогнозы:

o демографический прогноз;

o прогноз природных ресурсов;

o прогноз технологического прогресса;

o социальный прогноз.

2. Прогнозы темпов и пропорций воспроизводства:

o макроэкономический прогноз;

o прогнозы развития межотраслевых комплексов и отраслей национальной экономики.

3. Экономические Функциональные прогнозы:

o прогноз трудовых ресурсов и занятости населения;

o прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций;

o прогноз уровня жизни населения;

o прогноз внешнеэкономической деятельности.

Каждый из названных выше прогнозов имеет свой специфический объект исследования.

Концепция социально-экономического развития страны.Стратегический анализ развития национальной экономики и национальное прогнозирование являются основой формирования концепции развития национальной экономики.

Концепцию развития национальной экономики, или концепцию социально-экономического развития страны, следует рассматривать в качестве одного из важнейших документов стратегического характера. Она призвана выразить общий замысел, включающий определение стратегических целей развития национальной экономики и средств их реализации исходя из учета и обеспечения сочетания государственных, региональных и местных интересов.

Главная цель формирования концепции – определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики, основных направлений и механизмов их реализации.

Разработка концепции базируется на следующих важнейших принципах:

• целенаправленность,

• комплексность,

• вариантность,

• эффективность,

• демократичность.

Структура концепции социально-экономического развития страны определяется ее сущностью и назначением, общими требованиями, предъявляемыми к документам прогнозно-аналитического характера. Основные разделы концепции социально-экономического развития страны могут быть следующие.

Раздел 1. Стартовые условия и оценка социально-экономической ситуации.

Раздел 2. Стратегические цели и приоритеты развития национальной экономики.

Раздел 3. Основные направления реализации стратегических целей.

Раздел 4. Механизм реализации концепции развития национальной экономики.

Выделяются четыре этапа разработки социально-экономического развития страны.

1. Организационно-подготовительная работа.

2. Формирование и анализ информационной базы.

3. Разработка проекта концепции.

4. Согласование и утверждение концепции.

Особую роль в процессе разработки концепции играет научная экспертиза, которая проводится с целью обеспечения научной обоснованности и высокого качества. В процессе проведения экспертизы решаются следующие основные задачи:

• проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития страны;

• оценка принятых направлений социально-экономической политики страны;

• уточнение величины ресурсов, необходимых для реализации намеченных целей и источников их покрытия.

Главной задачей анализа и оценки исходной, или стартовой, социально-экономической ситуации в стране является определение уровня социально-экономического развития (в том числе в разрезе основных отраслей и сфер жизнедеятельности), выявление важнейших тенденций и факторов, обусловивших определенный характер протекания социально-экономических процессов.

В качестве важнейших принципов анализа и оценки стартовых условий социально-экономического развития страны следует назвать: целенаправленность, системность, комплексность.

Последовательность проведения анализа и оценки социально-экономической ситуации в стране может быть представлена следующим образом.

1. Уточнение целей и направлений анализа и оценки.

2. Определение системы показателей анализа и оценки.

3. Выбор (разработка) способов и методов проведения оценки; оценка фактических значений показателей.

4. Формирование системы базовых показателей; определение отклонений фактических значений показателей от базовых.

5. Разработка методов анализа социально-экономических процессов; Анализ причин отклонений фактических значений показателей от принятых за базу.

Выбор стратегии развития страны в значительной степени определяется состоянием ее социально-экономического потенциала. Стартовый социально-экономический потенциал страны может условно характеризоваться тремя основными составляющими.

1. Блок ресурсных потенциалов: природно-ресурсный, демографический, экономико-географический.

2. Блок обеспечивающих потенциалов: трудовой, производственный, научно-инновационный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный.

3. Блок потенциалов готовности к социально-экономическому преобразованию: социально-психологической готовности, нормативно-правовой готовности, научно-методической готовности.

При анализе стартового потенциала страны важное место занимает оценка эффективности его использования. Критерий эффективности использования стартового социально-экономического потенциала страны может определяться как отношение результата (эффекта) от реализации социально-экономического потенциала к затратам, которые потребовались для его достижения.

Во втором разделе концепции социально-экономического развития страны формируются стратегические цели ее социально-экономического развития.

Целеполагание предполагает описание желаемого состояния национальной экономики и общества в целом к определенному сроку с учетом важнейших аспектов их функционирования. Главная задача разработки состоит в обеспечении комплексности развития национальной экономики и сбалансированности ее основных элементов.

Многофункциональность национальной экономики предполагает многоуровневую систему целей, которую целесообразно оформить в виде «дерева целей». Каждая из целей должна быть увязана с количественными показателями деятельности соответствующих объектов национальной экономики, которые позволяют ее количественно измерить.

Цели социально-экономического развития страны могут выражаться с помощью совокупности качественных и количественных характеристик – целевых установок (ориентиров), целевых показателей и нормативов.

В качестве главных целевых установок в социально-экономическом развитии страны могут применяться: во-первых, обеспечение качества жизни населения страны (общегосударственные социальные стандарты); во-вторых, обеспечение необходимых темпов экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики.

На основе концепции разрабатывается собственно стратегия социально-экономического развития страны, или государственный стратегический план. Он представляет собой документ, в котором отражается представление о будущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики и дается характеристика системы мер для реализации выбранной стратегии развития национальной экономики.

Учитывая неполноту и недостоверность информации, стратегические планы должны разрабатываться на трехлетний период на основе прогнозирования основных направлений развития науки и техники на десятилетний период и производства на пятилетний период. Данные прогнозы могут включать прогнозный баланс по базовым товарам (нефть, газ, металл и т.п.), сводный баланс рабочей силы и баланс специалистов по важнейшим направлениям экономики. Такого рода планово-прогнозные разработки государственные органы должны готовить совместно с представителями как государственного, так и частного секторов национальной экономики.

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность постоянной корректировки стратегического плана по мере необходимости. В этих условиях бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, научно-техническая и т.п. политика государства будет вытекать из логики стратегического плана.

Содержание механизма реализации государственного стратегического плана заключается в целенаправленном воздействии организационных структур представительной и исполнительной власти на субъекты хозяйствования всех форм собственности в интересах достижения намеченных целей стратегического плана. Последний должен предусматривать разработку специального инструментария его реализации в виде государственных программ, контрактной системы и экономических стимулов. Конкретная система может включать государственные задания и заказы, объем которых ограничивается возможностями государственного бюджета.

В процессе разработки государственного стратегического плана необходимо решить ряд достаточно сложных проблем методологического и методического характера. К числу важнейших из них можно отнести:

• выявление и установление рационального соотношения между финансированием развития национальной экономики из различных источников, включая государственные централизованные и целевые капитальные вложения (в том числе средства из региональных бюджетов), собственные средства предприятий государственного и частного секторов экономики;

• выявление и достижение рационального соотношения между необходимостью развития национальной экономики и решением социальных, экологических и научно-технических задач в условиях ограниченности ресурсов;

• обеспечение сопряжения между государственным стратегическим планированием и стратегическим планированием на региональном уровне национальной экономики.

В качестве важного инструмента реализации государственного стратегического плана следует рассматривать государственные программы. Последние целесообразно формировать исходя из прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из госбюджета и внебюджетных фондов. По договоренности к их реализации могут привлекаться предприятия, население и иностранные инвесторы. Материально-техническое обеспечение таких программ должно осуществляться за счет поставок по типу госзаказа через государственную контрактную систему.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:524

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.