Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Лекция 4. Процедура банкротства предприятия

1. Содержание и последовательность развития процедуры банкротства предприятия.Под несостоятельностью (банкротством) понимается признание арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в полном объеме и в срок удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей.

Процедуре банкротства подлежат не все юридические лица, а лишь те, кто занимается коммерческой деятельностью, за некоторым исключением (рисунок 4.1).

 

Рисунок 4.1 – Классификация юридических лиц с указанием возможности признания их несостоятельными

Внешним признаком банкротства организации является приостановление текущих платежей и неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 3-х месяцев с момента наступления срока их исполнения.

Для индивидуального предпринимателя, кроме того, когда стоимость принадлежащего ему имущества оказывается меньше суммы его обязательств. Во внимание принимается размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с процентами, подлежащих уплате должником.

В размер денежных обязательств и обязательных платежей не включаются:

- требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

- обязательства по выплате авторских вознаграждений;

- обязательства перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающие из такого участия;

- неустойки (пени, штрафы) и другие экономические (финансовые) санкции.

Механизм банкротства может быть задействован, если требования к должнику - юридическому лицу в целом составляет 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб.

Сумма денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленной при ее подтверждении актом сверки или вступившим в законную силу решением суда.

В процессе производственной деятельности руководитель организации, его учредители или участники, а также местные органы управления обязаны постоянно следить за состоянием производственно-финансовой деятельности экономически слабых организаций и принимать меры по предупреждению банкротства.

В связи с этим все организации, заинтересованные в восстановлении платежеспособности должника, прежде чем подавать в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), должны принять меры по его финансовому оздоровлению (так называемая досудебная санация).

Если предпринятые меры, связанные с досудебной санацией, не дали положительных результатов, то в арбитражный суд подается заявление о возбуждении производства но делу о несостоятельности (банкротстве) организации-должника.Это могут сделать:

- должник, кредиторы, прокурор – в связи с неисполнением денежных обязательств;

- должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы – в связи с неисполнением обязательных платежей.

К иным уполномоченным органам относятся:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Фонд социального страхования Российской Федерации.

Прокурор обращается в арбитражный суд в случаях:

- фиктивного банкротства;

- преднамеренного банкротства;

- наличия задолженности по обязательным платежам;

- в интересах кредитора по денежным обязательствам – России, субъекта России, муниципального образования;

- в иных случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)» и другими федеральными законами.

Исковое заявление является основанием для судьи арбитражного суда возбудить производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. В 3-х дневный срок со дня подачи заявления, судья выносит определение, оно направляется:

- территориальному органу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;

- должнику, кредиторам;

- прокурору (если заявление подано им);

- банкам и другим кредитным учреждениям;

- в суд, главному судебному приставу;

- в налоговые и иные уполномоченные органы.

Судебное разбирательство по делу о несостоятельности (банкротстве) организации-должника проходит с участием всех заинтересованных лиц должника, конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов, представителя трудового коллектива должника, государственного органа по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и иных лиц в соответствии с законом.

Информация о финансово-экономическом состоянии не разглашается до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом.

Выделяют две формы процедуры банкротства - судебную и внесудебную.Внесудебная форма процедуры банкротства имеет место в случае добровольной ликвидации организации-должника, которая осуществляется в соответствии с учредительными документами должника и действующим законодательством.

Судебная форма определяет следующую последовательность развития процедуры банкротства (рисунок 4.2).

Любая из процедур банкротства может перейти в другую при обнаружении признаков, позволяющих это сделать. Арбитражный суд может вынести решение о введении любой процедуры сразу же, если этом>' есть основания.

Мировое соглашение может наступить на любой стадии процедуры банкротства.

 

Рисунок 4.2 – Судебные формы процедуры банкротства

В случае, если должник не в состоянии обеспечить денежные обязательства и обязательные платежи в установленный срок, он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением в письменной форме, в котором должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда;

- полные реквизиты организации-должника;

- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемых должником;

- сумма задолженности по возмещению вреда жизни и здоровью, по оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждений по авторским договорам;

- размер задолженности по обязательным платежам;

- аргументированное обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов полностью;

- информация о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений (если такие имеются) к организации-должнику, об исполнительных и других документах, предъявленных к бесспорному списанию;

- сведения об имуществе должника, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

- данные о наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

- номера счетов должника в банках и других кредитных организациях с указание их почтовых адресов,

К заявлению прилагаются:

- список кредиторов с расшифровкой кредиторской задолженности и указанием почтовых адресов кредиторов;

- список дебиторов с расшифровкой дебиторской задолженности и их почтовыми адресами;

- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы;

- документы, подтверждающие состав и стоимость имущества должника;

- решение собственника имущества должника-юридического лица об обращении в арбитражный суд с заявлением;

- протокол собрания трудового коллектива должника, им избран представитель трудового коллектива для участия в арбитражном процессе;

- документы, подтверждающие уплату государственной пошлины,

- уведомления о вручении копии заявления должника кредиторам и другим участникам дела о банкротстве.

В соответствии с законом заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее 1 месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Копии заявления с приложениями направляются заказной почтой с уведомлением о вручении всем кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. Если имели место нарушения процедуры оформления документов и подачи заявления, то руководитель и члены ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность перед кредиторами, а также могут нести административную и уголовную ответственность.

В случае подачи заявления в арбитражный суд при наличии фиктивного или умышленного (преднамеренного) банкротства, руководитель должника, его учредители и иные лица, имеющие право давать обязательные для должника указания или определять его действия, несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Руководитель должника, в зависимости от масштабов причиненных организации убытков, может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован.

Заявление о признании должника банкротом, как было показано выше, может быть подано в арбитражный суд конкурсными кредиторами, а также уполномоченными на то органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В заявлении должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда;

- наименование должника и его почтовый адрес;

- наименование кредитора и его почтовый адрес;

- размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов, пени и штрафов;

- обязательство должника перед кредитором, срок его исполнения;

- обоснование требований кредитора;

- доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора;

- перечень прилагаемыхк заявлению документов.

К заявлению обязательно прилагаются:

- доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего заявление за кредитора;

- уведомление о вручении копии заявления должнику;

- решение арбитражного суда, суда общей юрисдикции или третейского суда, рассматривавших их до этого требования кредитора к должнику,

- исполнительный документ или доказательства, подтверждающие признание должником требований кредиторов;

- документы, подтверждающие обязательства должника перед кредитором;

- наличие и размер задолженности;

- уплату государственной пошлины;

- соблюдение досудебного порядка урегулирования спроса с должником по денежным обязательствам;

- доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в случае, если заявление подается налоговым или другим уполномоченным органом.

Заявление в арбитражный суд может подать прокурор, если кредитором по денежным обязательствам является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Процедура подачи заявления аналогичная заявлению кредиторов.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает некоторые особенности процедуры банкротства для отдельных должников. К ним относятся:

- градообразующие организации;

- сельскохозяйственные организации;

- кредитные организации;

- страховые организации;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые особенности процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание и переработка собственной продукции, выручка от которых при реализации составляет не менее 50% общей суммы выручки. Аналогичный подход имеет место и к рыболовецким колхозам (артелям), выручка которых от произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

В ходе наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий. Это по особому ставит вопрос о возможности удовлетворения требования кредиторов за счет доходов, которые может получить сельскохозяйственная организация по окончании соответствующего производственного периода.

При ликвидации, вследствие банкротства сельскохозяйственных организаций, их земельные угодья могут отчуждаться или переходить к другому лицу Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той части, в которой их оборот допускается земельным законодательством.

Внешнее управление сельскохозяйственных организаций вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом необходимости реализовать продукцию.

Продолжительность внешнего управления может быть увеличена на срок до 3-х месяцев.

Продление срока внешнего управления на 1 год разрешается в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия с эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями), которые повлекли спад и ухудшение финансового состояния организации в период управления.

Федеральным законом установлены особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.Основанием признания такого хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов всех видов и форм.

Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о банкротстве подается в арбитражный суд при наличии письменного согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

К заявлению, подписанному главой хозяйства, помимо документов, предусмотренных статьей 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», должны быть приложены документы, подтверждающие:

- состав и стоимость имуществакрестьянского хозяйства;

- состав и стоимость имущества принадлежащего членам крестьянского хозяйства па праве собственности с указанием источников, за счет которых оно приобретено;

- размер доходов, которые хозяйство может получить по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Эти документы также прилагаются к отзыву на заявление кредитора, заявление налогового или иного уполномоченного органа или прокурора.

В течение 2-х месяцев с момента принятия арбитражным судом заявления о признании крестьянского хозяйства банкротом его глава может представить в арбитражный суд план восстановления платежеспособности своего хозяйства.

Если осуществление мероприятий, намеченных планом, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству погасить требования кредиторов, арбитражным судом вводится внешнее управление хозяйством. Арбитражный суд внешнее управление хозяйством вводит определением, которое может быть обжаловано.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной продукции. Этот срок не должен превышать сроки, установленные Федеральным законом более чем на три месяца. Если в течение срока внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния хозяйства из-за стихийных бедствий или других крайне неблагоприятных условий, срок внешнего управления может быть продлен на один год.

Внешним управляющим крестьянского хозяйства может быть назначено лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего.

Внешнее управление может быть досрочно прекращено внешним управляющим или одним из кредиторов, если:

- имеет место невыполнение мероприятий плана восстановления платежеспособности хозяйства;

- очевидны обстоятельства, свидетельствующие о невозможности восстановления платежеспособности.

При досрочном прекращении внешнего управления крестьянское (фермерское) хозяйство признается банкротом и открывается конкурсное производство.

В конкурсную массу крестьянского(фермерского) хозяйства включаются находящиеся в обшей собственности членов хозяйства:

- имущество, приобретенное на общие средства (насаждения, постройки, сооружения, продуктивный и рабочий скот, сельскохозяйственная техника и другое имущество);

- право аренды земельного участка и иные имущественные права, принадлежащие хозяйству и имеющие денежную оценку.

Земельный участок может отчуждаться и переходить к другому лицу Российской Федерации с земельным законодательством.

Имущество и другие средства, входящие в конкурсную массу крестьянского хозяйства, может быть продано только по конкурсу с обязательным сохранением целевого сельскохозяйственного назначения продаваемых объектов.

С момента признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства государственная регистрация главы хозяйства утрачивает силу. Арбитражный суд копию решения направляет в орган, зарегистрировавший его в качестве индивидуального предпринимателя.

 

2. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

Наблюдение.Арбитражный суд приняв заявление о признании должника банкротом, вводит наблюдение за ним, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». С этого момента приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по взысканиям денежных средств и иного имущества должника. Кредитор в этом случае может предъявить свои требования к должнику в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Законом запрещается удовлетворение требований участника должника-юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

В целях обеспечения вышеназванных мер, определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения, в налоговые и уполномоченные органы.

Главный судебный пристав, налоговые и иные уполномоченные органы на основании определения арбитражного суда приостанавливают исполнение вступивших в законную силу исполнительных документов до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Для осуществления необходимых действий по восстановлению платежеспособности должника арбитражным судом вводится процедура временного наблюдения сроком до 7-ми месяцев с момента принятия заявления о банкротстве.

Следует отметить, что не во всех случаях назначается временное наблюдение. Оно не вводится в отношении:

- ликвидируемого юридического лица;

- организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств;

- отсутствующего должника;

- граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Действующим Законодательством Российской Федерации к кандидатуре временного управляющего предъявляются большие требования. Он назначается арбитражным судом по предложении) кредиторов или из числа физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, получивших специальные знания, подтвержденные соответствующим аттестатом специалиста по антикризисному управлению. Внешним управляющим не могут быть:

- руководитель должника (кредитора), лица, входящие в совет директоров должника (кредитора), коллегиальный исполнительный орган должника (кредитора);

- юридические лица, материнские или дочерние по отг ношению к должнику (кредитору) в соответствии с ГК РФ;

- главный бухгалтер (бухгалтер) должника (кредитора), в том числе освобожденный от своих обязанностей в течение 1 года до возбуждения производства о несостоятельности (банкротстве);

- супруг (супруга) руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) должника (кредитора), родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям;

- сестры и братья супруга (супруги) руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) должника (кредитора);

- лица, управляющие ранее делами должника юридического лица, если с момента их отстранения от управления делами не прошло более 3-х лет;

- лица, имеющие судимость;

- лица, дисквалифицированные в осуществлении деятельности по управлению делами или имуществом других лиц.

В случае отсутствия кандидатур, предложенных кредиторами и предложений из числа лиц, зарегистрированных в качестве внешних управляющих, арбитражный суд обращается в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению который в недельный срок со времени получения запроса предлагает кандидатуру временного управляющею. Арбитражный суд может назначить временного управляющего. Арбитражный суд может назначать временного управляющего из числа сотрудников этого государственного органа, но не позднее 10-ти дней с момента принятия указанного решения.

Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям:

- зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

- имеет высшее образование;

- имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

- сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

- прошел стажировку сроком не иене шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

- не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- является членом одной из саморегулируемых организаций.

Если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям государственной тайны, то он должен иметь (получить) допуск к государственной тайне.

Не могут быть утверждены арбитражными управляющими лица:

- если являются заинтересованными по отношению к должнику, кредиторам;

- в отношении которых ведется процедура банкротства;

- которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

- которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

- которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем три миллиона рублей в год.

Арбитражный управляющий должен в течение 10 дней с момента его утверждения застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника:

- 3% балансовой стоимости активов должника, превышающей 100 млн. руб. (100 - 300 тыс. руб.);

- 6 млн. руб. + 2% стоимости выше 300 млн. руб. (300 -100 млн. руб.);

- 20 млн. руб. + 1% стоимости активов свыше 1 млрд.руб.

Саморегулируемые организации. Это не коммерческие организации, их статус приобретается с момента включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций при выполнении следующих условий:

- состав не менее 100 членов,

- соответствие не менее чем 100 ее членов требованиям к арбитражным управляющим за исключением требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации;

- участие членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах банкротства.

- наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которое формируется исключительно в денежной форме За счет взносов членов в размере не менее 50 тыс.руб. на каждого члена.

Введение наблюдения и назначение временного управляющего не влечет отстранение руководителя должника, так как должник еще не признан банкротом и продолжает свои» деятельность с ограничениями. Работники управления должника могут совершать, исключительно с согласия временного управляющего, сделки:

- связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ;

- связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10-ти процентов балансовой стоимости активов должника;

- связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, с учреждением: доверительного управления имуществом должника.

Руководители должника не вправе принимать решения:

- о реорганизации (санации, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации;

- о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

- о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов;

- о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, если последним не принимаются меры по обеспечению имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации.

С введением наблюдения аресты имущества должника и другие ограничения по распоряжению своим имуществом могут быть изложены лишь в рамках процесса о банкротстве.

За выполнение своей работы временный управляющий получает денежное вознаграждение в размере, установленном собранием кредиторов и утверждаемом арбитражным судом, выплачиваемое, как правило, за счет имущества должника. Если должник не в состоянии покрыть за счет собственных средств судебные расходы, в том числе расходов на выплату вознаграждения, кредиторы на своем собрании определяют источники покрытия названных расходов (рисунок 4.3). В крайнем случае, кредиторы вынуждены нести солидарную обязанность по покрытию этих расходов.

 

Рисунок 4.3 – Меры по обеспечению требований кредиторов

Размер вознаграждения временному управляющему устанавливается в соответствии со статьей 20.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В случае неисполнения пни ненадлежащего исполнения возложенных на временною управляющего обязанностей, что сказалось на результатах деятельности должника, он отстраняется от своих функций. По требованию должника или его кредиторов временный управляющий обязан возместить убытки, причиненные в ходе своей деятельности.

Временный управляющий действует со времени его назначения арбитражным судом и до:

- финансового оздоровления (административный управляющий);

- введения внешнего управления (назначение внешнего управляющего);

- принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (назначения конкурсного управляющего);

- утверждения мирового соглашения;

- принятия решения об отказе в признании должника банкротом.

Во всех случаях временный управляющий по решению арбитражного суда продолжает выполнение соответствующих обязанностей или освобождается.

При временной неспособности временного управляющего исполнять его обязанности арбитражный суд может назначить заместителя временного управляющего. Временный управляющий также вправе обратиться в арбитражный суд с просьбой об освобождении его от исполнения обязанностей временного управляющего по уважительным причинам. В случае удовлетворения его просьбы арбитражный суд назначает нового временного управляющего, а до его назначения временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности.

Временный управляющий действует на основании решения арбитражного суда и лицензии. Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему необходимую для его работы информацию

В зависимости от хода процесса по делу о банкротстве и выносимых решений арбитражного суда временный управляющий:

- проводит анализ финансового состояния должника в целях определения достаточности имущества для:

- покрытия судебных расходов;

- покрытия расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;

- возможности или невозможности восстановления платежеспособности;

- предъявляет в арбитражный суд требования о признании недействительными сделок, заключенных или исполненных с нарушением требований настоящего закона.

С момента принятия арбитражным судом соответствующего решения наблюдение прекращается.

Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего.

Финансовое оздоровление.Если в процессе наблюдения выяснится, что платежеспособность организации можно восстановить, арбитражный суд принимает решение, по ходатайству должника (кредиторов, уполномоченных, учредителей), о введении финансового оздоровления.

Для этого разрабатываются:

- план финансового оздоровления;

- график погашения задолженности;

- протокол общего собрания учредителей.

Третье лицо (лица) могут выступать с предложением о финансовом оздоровлении с разработкой соответствующих гарантий. Порядок введения финансового оздоровления:

- решение принимает арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов;

- утверждается административный управляющий;

- прилагается план, сроки и график погашения задолженности.

Продолжительность процедуры финансового оздоровления не должна превышать 2-х лет. Управление должником осуществляют органы управления должника с ограничениями, определяемыми:

- собранием кредиторов;

-административным управляющим в соответствии с законодательством.

Возможно досрочное финансовое оздоровление. Если программа оздоровления не гарантирует возврат кредитов, вводится внешнее управление.

 

3. Внешнее и конкурсное управление, добровольная ликвидация в системе банкротства предприятия.

Внешнее управление. Данная процедура банкротства применяется в целях восстановления платежеспособности и предусматривает передачу полномочий управления внешнему управляющему.

Внешнее управление является важной процедурой восстановления платежеспособности организации-должника и вводится с целью активизации его производственной деятельности, если к этому есть реальные основания.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» определяет внешнее управление (судебную санацию) как банкротство с целью восстановления его платежеспособности с переходом полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

В целом данный этап банкротства очень ёмок, продолжителен и требует много сил, большого практического опыта и знаний от того, кто станет внешним управляющим. Методов восстановления платежеспособности должника может быть много, но наиболее распространенными на практике являются.

- ликвидация дебиторской задолженности;

- закрытие нерентабельного производства, внесение изменений в специализацию хозяйства;

- продажа части имущества должника;

- передача прав требований должника:

- продажа организации.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании:

- решения собрания кредиторов;

- обстоятельств, дающие достаточные основания восстановления платежеспособности должника.

Введение внешнего управления осуществляется после внесения арбитражным судом определения, подлежащему немедленному исполнению. Оно может быть обжаловано в установленном порядке.

Продолжительность внешнего управлении имуществом должника определена до 18-ти месяцев и 6 месяцев в случае возможного продления внешнего управления.Для ряда категорий должников может быть установлен более продолжительный срок:

- для сельскохозяйственных организаций и крестьянский (фермерских) хозяйств – до 33-х месяцев;

- для градообразующих организаций – до 10 лет.

Решением арбитражного суда о продлении или сокращении срока проведения внешнего управления осуществляется на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего.

С момента введения внешнего управления:

- отстраняется от должности руководитель должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

- прекращаются: полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия;

- снимаются ранее принятые решения по обеспечению требований кредиторов;

- отменяются аресты и иные ограничения по распоряжению, принадлежащего должнику имущества;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

По экономическому смыслу мораторий на удовлетворение требований кредиторов является важнейшим условием финансового оздоровления должника.Так, на протяжении всего срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, необходимость исполнения которых наступило до введения внешнего управления, не допускается взыскание денежных средств и имущества по исполнительным и иным документам, приостанавливается исполнение этих документов. Исключение составляет исполнение документов, выданных на основании решений судов и взыскании задолженности по заработной плате, алиментов, выплате вознаграждений по авторским договорам, возмещению вреда, причиненного здоровью, морального ущерба, вступивших в силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

В течение всего времени внешнего управления не начисляются неустойки и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

Мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Он также не распространяется на удовлетворение требований кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью.

По завершению внешнего управления штрафы и пени, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан был уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размере, существовавших на момент введения внешнего управления.

В Законе «О несостоятельности (банкротстве)» четко определена процедура представления и назначения временного управляющего. На первом собрании кредиторы, принимая решение о введении внешнего управления в организации-должнике и обращении с ходатайством об этом в арбитражный суд, принимают и утверждают кандидатуру внешнего управляющего, а также определяют размер его вознаграждения и источник финансирования внешнего управления.

Кандидатура внешнего управляющего может быть предложена собранию кредиторов любым из конкурсных кредиторов, налоговым или другим уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника -унитарного предприятия.

Если было предложено несколько кандидатур на должность внешнего управляющего, то арбитражный суд назначает того, кто получил наибольшее количество голосов кредиторов.

Конкурсное производство.Одним из видов ликвидационных процедур в процессе банкротства предприятия-должника является конкурсное производство, основная задача которого — это удовлетворение требований кредиторов за счет реализации движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг и т.д. (так называемой конкурсной массы) должника.

Конкурсное производство осуществляется ни основании решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Срок конкурсного производства не должен превышать один год, однако арбитражный суд вправе продлитьэтот срок на шесть месяцев, если это не противоречит закону, а при необходимости срок конкурсного производства можетбыть продлен сверх установленного арбитражным судом сроков. Определение арбитражного суда о таком продлении может быть обжаловано.

На собрании кредиторов принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В течение недели с даты проведения собрания кредиторов протокол собрания подается в арбитражный суд.

Если на первом собрании кредиторов не рассматривался вопрос о кандидатуре конкурсного управляющего, то на втором собрании кредиторы по требованию арбитражного суда должны представить кандидатуру конкурсного управляющего. При этом устанавливается размер его вознаграждения и определяется источник финансирования конкурсного производства. Протокол этого собрания кредиторов представляется в арбитражный суд.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд одновременно назначает конкурсного управляющего.

По ходатайству последнего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, арбитражным судом может быть назначено несколько конкурсных управляющих. Обязанности и ответственность между ними определяет арбитражный суд.

Требования к кандидатам в конкурсные управляющие такие же, как и к временному, административному и внешнему управляющему.

С момента признания должника банкротом арбитражным судом и об открытии конкурсного производства:

- считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств и отсроченных обязательных платежей должника;

- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, не допускается новых арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника;

- прекращается начисление неустоек (пени, штрафов), процентов «финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;

- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер или являющихся коммерческой тайной;

- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается исключительно в рамках закона о банкротстве;

- все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;

- исполнение обязательств должника допускается в порядке, установленном законом о банкротстве.

С момента признания должника банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления должника отстраняются от своих функций, если такого отстранения не было ранее, а также прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Конкурсный управляющий действует с момента назначения его арбитражным судом до момента завершения конкурсного производства. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по заявлению собрания или комитета кредиторов отстраняет его и назначает нового управляющего.

Конкурсный управляющий проводит следующую работу:

- осуществляет все полномочия по управлению;

- проводит инвентаризацию и оценку имущества, принимает меры по его сохранению;

- проводит анализ финансового состояния;

- взыскивает дебиторскую задолженность;

- заявляет отказы от исполнения договоров;

- представляет иски по многим договорам, сделкам имущественным отношениям;

- приглашает специалистов со стороны для оказания профессиональной помощи,

- закрывает счета должника. Открывает один счет в банке;

- организует продажу имущества должника;

- производит расчеты с кредиторами;

- представляет отчеты кредиторам и арбитражному суду;

- в течение 10 дней с момента вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства направляет документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;

- готовит документы для сдачи в архив.

На этом полномочия конкурсного управляющего прекращаются.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена Законом «О несостоятельности (банкротстве), (рисунок 4.4).

Рисунок 4.4 – Очередность удовлетворения требований кредиторов

4. Мировое соглашение. Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении спора на основе мирного урегулирования претензий сторон и утверждения взаимных уступок.

Мировое соглашение может заключаться на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве организации-должника Условием введения этой процедуры является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения между кредиторами и должником принимается на собрании кредиторов большинством голосов всех конкурсных кредиторов, участвующих в собрании. Обязательным условием является лишь то, чтобы за него проголосовали все кредиторы ПО обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника

Решение о заключении мирового соглашения oi пре i приятия-должника принимает его руководитель или арбитражный управляющий, а от должника - физическою лица -гражданин-должник.

В процедуре могут принимать участие третьи лица, если они принимают на себя обязательства, предусмотренные мировым соглашение.

Права и обязанности третьих лиц должны быть предусмотрены мировым соглашением.

Мировое соглашение заключается в письменной форме с учетом интересов всех кредиторов. В нем должны быть отражены размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Мировое соглашение также может содержать условия:

- об отсрочке и или рассрочке исполнения обязательств должника;

- уступке прав требования должника;

- исполнения обязательств должника третьими лицами;

- о скидке с долга;

- об обмене требований на акции;

- об удовлетворении требований кредиторов другими способами, не противоречащими действующим законам.

Если в тексте мирового соглашения отсутствуют условия об отступном между кредиторами и должником, то дополнительно заключается соглашение об отступном. К нему прилагается акт приема-передачи имущества должника, который является составляющим отступного.

Должник обязан представить в арбитражный суд, не позже 5 дней с момента заключения мирового соглашения, протокол собрания кредиторов, на котором принято решение о заключении мирового соглашения, а также текст соглашения и заявление с просьбой утвердить мировое соглашение.

К заявлению прилагаются:

- список конкурсных кредиторов, их адреса и размер задолженности;

- документы, свидетельствующие погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди;

- письменные возражения конкурсных кредиторов, не согласных с заключением мирового соглашения.

На основании полученных документов, арбитражный суд выносит определение, в котором указывает дату, время и место рассмотрения этого вопроса.

Арбитражный суд принимает одно из решений:

- утверждение мирового соглашения;

- отказ в утверждении мирового соглашения.

При утверждении мирового соглашения в определении арбитражного суда указывается:

- о прекращении производства по делу о банкротства в случае заключения соглашения на этапе наблюдения;

- о прекращении производства по догу о банкротстве и прекращении моратория на удовлетворение требований кредиторов в случае заключения на этапе внешнего управления;

- об отмене принятого решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае заключения соглашения на этапе конкурсного производства.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для всех участников. Не допускается односторонний отказ кого-либо из участников.

Должник приступает к погашению кредиторской задолженности, а арбитражный управляющий сдает свои полномочия новому руководителю должника.

Отказ арбитражного суда в утверждении мирового соглашения бывает связан с нарушением процедуры его заключения, с ущемлением прав третьих лиц, с несоответствием с действующим законодательством и другими обязательствами.

Арбитражный суд, в случае отказа в утверждении мирового соглашения, выносит определение, которое может быть обжаловано любым из участников процесса.

Если в процессе реализации мировою соглашения будет установлено нарушение действующего законодательства или ущемление прав одних кредиторов по отношению к другим, появляются признаки недействительности совершенных сделок или исполнение условий мирового соглашения приводит должника к банкротству, то каждая из сторон вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании мирового соглашения недействительным.

Арбитражный суд признает мировое соглашение недействительным и вновь возобновляется производство по делу о банкротстве.

Расторжение мирового соглашения возможно и в случае невыполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований кредиторов, тогда также по заявлению кредиторов, арбитражный суд расторгает мировое соглашение и возобновляет производство по делу о банкротстве должника.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:822

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.