Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Антикризисное управление

 

 

Краткий конспект лекций

 

 

Уфа 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1 Сущность антикризисного управления. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства)………………………………………………………………….3

Тема 2. Стратегический менеджмент как основа антикризисного управления……………….12

Тема 3. Комплексная диагностика несостоятельности предприятия. Финансовый механизм устойчивости фирмы. Менеджмент неплатежеспособности предприятий……………………19

Тема 4. Исследование внешней среды фирмы. Антикризисная маркетинговая политика……………………………………………………………………………………………29

Тема 5. Использование потенциала инноваций. Антикризисный реинжиниринг. Венчурные фирмы…………………………………………………………………………………………...….33

Тема 6. Реструктуризация предприятия……………………………………………………...…..41

Тема 7. Улучшение управления человеческими ресурсами. Корпоративная культура. Организационная культура………………………………………………………………….…….46

Тема 8. Оптимизация налогообложения…………………………………………………………52

Тема 9. Совершенствование управления рисками………………………………………………59

Тема 10. Контроль и контроллинг……………………………………………………………......64

Тема 11. Экономическая безопасность, формы и методы ее обеспечения………………….…73

Тема 1 Сущность антикризисного управления. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства).

В Российской Федерации процедура банкротства предприятий осуществляется в соответствии с законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г.

В настоящий момент наряду с Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" принят ряд нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников", Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 "О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций", распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерального управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р "Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса", распоряжение Федерального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, и распоряжение Федерального управления от 5 декабря 1994 г. № 98-р "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления".

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Цель государственного антикризисного регулирования – выявление и помощь компаниям, которые можно «вылечить», и эффективное проведение банкротства безнадежных компаний.

Особенности государственного регулирования определяются:

• Общей долгосрочной тенденцией развития (волны Кондратьева);

• Господствующим общественно-экономическим укладом и национальными традициями;

• Степенью охвата кризисом предприятий по регионам и отраслям:

• Глубиной кризиса;

• Политической ситуацией;

• Уровнем концентрации и централизации капитала;

• Бюджетными возможностями государства;

• Кредитными возможностями финансово-банковской системы.

Традиционно меры государственного регулирования подразделяют на: Административные рычаги:

• Правовое обеспечение;

• Разработка рекомендаций по выходу из кризиса;

• Контроль деятельности;

• Применение санкций.

Экономические рычаги:

• Налоговая политика;

• Денежно-кредитная политика;

• Валютное регулирование:

• Отношения собственности:

• Участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях виде доли собственности.

В 1998 году была предпринята новая законодательная попытка сформулировать закон о банкротстве №6-ФЗ от 8.01.1998г. «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон оживил процедуру банкротства, однако законодательство о банкротстве до сих пор претерпевает изменения, пример этому принятие нового федерального закона 26.10.2002г. ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» с имениями от 2004г.

Общие вопросы правового регулирования банкротства юридических лиц

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитал не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управления предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности: нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

Основные цели законодательства о банкротстве:

1. Сохранить жизнеспособность фирмы, т.е. с помощью юридических механизмов помочь фирме, переживающей тяжелые времена, оставаться в деле, когда это более благоприятно для ее собственников, чем уход из бизнеса.

2. Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме.

3. В качестве дополнительной, но довольно значимой цели, можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, испытывающей финансовые трудности, в процессе самого банкротства.]

Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения:

1. Должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации).

2. Критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам

Признаками банкротства являются:

– неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;

– сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее: 100 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998 г. 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для юридического лица);

Российским законодательством работники (как кредиторы) поставлены в привилегированное положение, поскольку:

- задолженность работникам по заработной плате, авторским договорам, выходные пособия, выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью, выплачиваются раньше всех остальных долгов; мировое соглашение заключается только после погашения задолженности первой и второй очереди;

- после признания мирового соглашения недействительным кредиторы первой и второй очередей не обязаны возвращать полученные ими средства.

Участвующие в деле о банкротства конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

После подачи заявления в арбитражный суд возможны следующие варианты действий суда:

1. Если заявление соответствует требованиям АПК РФ, и Закона о банкротстве, то арбитражный суд принимает такое заявление. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, принятые арбитражным судом на основании ходатайств лица, подавшего заявление о признании должника банкротом Они направлены на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности, и заключаются в аресте имущества, запрещении должнику совершать определенные действия вообще или без согласия арбитражного управляющего, кредиторов и т. д.

2. Арбитражный суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом в том случае, если отсутствуют признаки банкротства либо против должника уже введена одна из процедур банкротства, или по другим основаниям.

3. Суд может возвратить заявление в том случае, если нарушены форма и содержание заявления либо к нему не приложены необходимые документы. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда и включает в себя:

1. Рассмотрение вопроса о привлечении к участию в деле других лиц.

2. Извещение заинтересованных лиц о производстве по делу о несостоятельности.

3. Истребование необходимых документов и сведений у лиц, обязанных их предоставить.

4. Проверку обоснованности возражений должника против требований кредиторов. По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения; об отказе во введении процедуры наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

5. Решение вопроса об обеспечении иска и другие действия в соответствии с гл. 8 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:

1. Решение: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об отказе в признании должника банкротом.

2. Определение: о введении финансового оздоровления; о введении внешнего управления; о прекращении производства по делу о банкротстве; об оставлении заявления о признании должника банкротом; об утверждении мирового соглашения.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:452

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.