Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Формообразование мебели

Работа над формой изделия представляет собой сложный процесс. Необходимо в комплексе взаимоувязать социальные, функциональные, эргономические, эстетические, технологиче­ские и экономические требования. Если учитывать только художественную сторону формы изделия, то его производство может оказаться очень сложным и дорогостоящим. При уче­те же технологических и экономических требований к изде­лиям можно свести их формы к однообразным и скучным. Для достижения красоты изделий и обеспечения технологи­ческих, экономических и других требований дизайнер должен уметь использовать в процессе проектирования закономерно­сти построения формы, т. е. закономерности композиции.

Форма любого изделия характеризуется свойствами и ка­чествами. Одни из них могут быть главными, определяющими данную форму, другие — менее важными, второстепенными. В процессе проектирования используются различные средства формообразования.

При оценке формы готового изделия средства композиции выступают в роли критериев качества (симметрия — симмет­ричность, пропорции — пропорциональность и т. д.). Объек­тивными критериями оценки формы могут выступать и такие показатели, как функция изделия, материал и его свойства, со­ответствие изделия эргономическим, экологическим и другим требованиям.

В процессе работы над композицией изделия используется обычно не одно, а несколько композиционных средств, так как целостность и гармоничность формы одним средством обес­печить невозможно. Отметим важнейшие из них.

Тектоника. Это понятие зримо связывает форму и конст­руктивную основу предмета, характер распределения нагрузок, легкость или тяжесть, прочность изделия. На рис. 2.10 показа­ны табурет и банкетка. Табурет смотрится примитивно, так как толщина его сиденья явно не соответствует массивному основанию. Здесь нарушено соотношение частей. В банкетке такого несоответствия нет, и она смотрится нормально.

Симметрия и асимметрия. Симметричные по форме изде­лия имеют явную ось симметрии, у асимметричных она отсутствует. Работа над асимметричной формой сложнее. Здесь необходимо обеспечить композиционное равновесие (оно также является свойством композиции), т. е. такое состо­яние формы, при котором все элементы сбалансированы меж­ду собой, зрительно уравновешены. При проектировании современной мебели часто использу­ют такой прием: основа формы симметричная, но в нее вклю­чают асимметричные элементы.

Пропорции. Они означают соразмерность, определенное со­отношение отдельных частей предметов между собой и по от­ношению к целому. При проектировании мебели данное сред­ство композиции является важнейшим и на нем может стро­иться вся композиция, т. е. форма изделия.

Одним из средств пропорциональной гармонизации формы является «золотое сечение». Эта золотая пропорция (как на­звал ее Леонардо да Винчи) означает деление отрезка АС на две части так, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС, как весь отрезок АС относится к АВ, т. е. АВ : ВС = АС : АВ. Если принять, что АС = 1, тогда АВ = 0,618, а АС : АВ = 1,62. Этой пропорции приписывали особые эстетические свойства, ее возводили в ранг основной формулы гармонии. «Золотое сечение» приобрело значение символа высших эстетических ценностей культуры.

На основе пропорциональных отношений строится система унификации, которая используется при массовом производ­стве мебели.

Унификация означает рациональное сокращение числа эле­ментов одинакового функционального назначения, приведение их к наименьшему количеству. Из ограниченного числа эле­ментов можно создавать разнообразие вариантов изделий, ис­пользуя приемы комбинаторики (перестановки элементов). Из ограниченного числа типоразмеров элементов построено несколько вариантов изде­лий.

Число композиционных построений можно увеличивать за счет разнообразия фурнитуры, декоративных элементов, ри­сунка и цвета облицовочных материалов и т. д.

Унификация тесно связана с таким средством компози­ции, как метрические повторы. Оно означает неоднократное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом. Метрические повторы могут быть простыми и сложными.Здесь повторяются одинаковые двери в верхнем ряду — это простой повтор. Сложный повтор — чередование отдельных секций, каждая из которых пред­ставляет собой сложный элемент.

Для достижения художественной выразительности формы простых повторов элементов недостаточно. Поэтому неодно­кратные повторы, как правило, дополняют другими компози­ционными приемами. Например, чередуют элементы разного цвета или формы, на одинаковые щитовые элементы накладывают различные декоративные элементы, ставят разную фурнитуру и т. д.

В процессе работы над формой активно используются та­кие средства, как контраст, нюанс и тождество. Под контрас­том понимают резкое различие между однородными свой­ствами. Контрастные формы всегда выразительны и выделя­ются среди других. Но если контраст слишком резкий, связь элементов может разрушиться, а форма — зрительно распасть­ся на части.

Нюансы служат для смягчения контрастов. Они означа­ют небольшое различие свойств. Нюанс — это последова­тельный переход от одного свойства к другому, например от светлого к темному, от большого к малому и т. п. Нюанс может проявляться в цвете, декоре, текстуре, повторах, пропорциях и других свойствах.

Тождество означает равенство сопоставимых элементов. Оно используется в тех случаях, когда имеют место повторы унифицированных элементов.

При проектировании мебели важную роль играет пластика. Она определяет характер переходов между линиями и плоскостями, выявляет рельефность формы, насыщенность ее тенями или светом. Форма, которой не хватает пластичности, воспринимается сухой и аскетичной.

Характер перехода образующих линий имеет особенно важное значение для мебели художественной ориентации. Во многом он определяется свойствами материалов и технологи­ей производства. Например, использование древесностружеч­ных плит и круглых плит для обработки щитов в размер обус­ловило прямые углы между пластями и кромками. Это при­дает изделию четкую граненую форму, лишенную пластично­сти. Для художественной мебели такая форма не характерна — здесь необходимы профильные кромки щитов различной сложности и криволинейные очертания контуров пластей, что и придает мебели пластичность и скульптурность. Для полу­чения таких форм необходимы другие материалы, например массивная древесина или пластмассы, а также другие приемы из обработки — фрезерование, точение, гнутье, прессование с одновременным гнутьем, литье, резьба и др.

Пластика формы во многом является и субъективным средством формообразования, т. е. каждый дизайнер может по-своему определять внешний характер формы при тех же материалах и технологии производства.

В большой мере субъективным средством композиции яв­ляется и цвет. Индивидуальное отношение дизайнера к цвету обусловливается художественным подходом.

Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С его помощью можно подчеркнуть или ослабить определенные элементы, т. е. создать контрасты или нюансы. Цветом мож­но корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы или между отдель­ными предметами в интерьере.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:800

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.