Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Торговля товарами некоторых интеграционных групп в 2002 году

(в млрд.долл. и процентах)

  Объем Доля в общем экспорте/импорте Ежегодное изменение в %
  1995-00
АТЭС (21) Экспорт, всего Внутрирегион.экспорт Внерегион.экспорт Импорт, всего* Внутрирегион.импорт Внерегион.импорт       100.0 67.5 32.5 100.0 65.4 34.6   100.0 72.4 27.6 100.0 71.7 28.3   100.0 72.7 27.3 100.0 71.2 28.8   100.0 72.8 27.2 100.0 70.0 30.0     - 8 - 9 - 5 - 7 - 8 - 2   - 1
ЕС (15) Экспорт, всего Внутрирегион.экспорт Внерегион.экспорт Импорт, всего Внутрирегион.импорт Внерегион.импорт     100.0 64.9 35.1 100.0 63.0 37.0   100.0 64.0 36.0 100.0 65.2 34.8   100.0 62.4 37.6 100.0 60.3 39.7   100.0 61.6 38.4 100.0 61.9 38.1     - 1 - 2 - 1 - 4  
НАФТА (3) Экспорт, всего Внутрирегион.экспорт Внерегион.экспорт Импорт, всего** Внутрирегион.импорт Внерегион.импорт     100.0 42.6 57.4 100.0 34.4 65.6   100.0 46.0 54.0 100.0 37.7 62.3   100.0 55.7 44.3 100.0 39.6 60.4   100.0 56.5 43.5 100.0 38.1 61.9     - 6 - 6 - 6 - 6 - 7 - 6   - 4 - 2 - 6 - 2
АСЕАН (10) Экспорт, всего Внутрирегион.экспорт Внерегион.экспорт Импорт, всего Внутрирегион.импорт Внерегион.импорт     100.0 20.1 79.9 100.0 16.2 83.8   100.0 25.5 74.5 100.0 18.8 81.2   100.0 24.0 76.0 100.0 23.7 76.3   100.0 24.0 76.0 100.0 23.6 76.4   - 1   - 10 - 12 - 9 - 8 - 12 - 7  
ЦЕФТА (7) Экспорт, всего Внутрирегион.экспорт Внерегион.экспорт Импорт, всего Внутрирегион.импорт Внерегион.импорт     - - - - - -     100.0 14.6 85.4 100.0 11.3 88.7   100.0 12.1 87.9 100.0 9.6 90.4   100.0 12.2 87.8 100.0 10.2 89.8      
Меркосур (4) Экспорт, всего Внутрирегион.экспорт Внерегион.экспорт Импорт, всего Внутрирегион.импорт Внерегион.импорт     100.0 8.9 91.1 100.0 14.5 85.5   100.0 20.5 79.5 100.0 18.1 81.9     100.0 21.0 79.0 100.0 19.8 80.2   100.0 11.5 88.5 100.0 17.0 83.0       - 14 - 6 - 11 - 5   - 33 - 26 - 33 - 24
Андское Сообщество (5) Экспорт, всего Внутрирегион.экспорт Внерегион.экспорт Импорт, всего Внутрирегион.импорт Внерегион.импорт     100.0 4.2 95.8 100.0 7.7 92.3   100.0 12.3 87.7 100.0 12.9 87.1   100.0 8.9 91.1 100.0 13.8 86.2   100.0 10.2 89.8 100.0 13.9 86.1     - 9 - 11   - 7 - 10 - 6 - 11

 

* Импорт Канады, Мексики и Австралии рассчитан на базе фоб

** Импорт Канады и Мексики рассчитан на базе фоб

*** Импорт Венесуэлы рассчитан на базе фоб

 

Источник: World trade in 2002. Overview. N.-Y.-Geneva, 2003. – P. 25

 

 

Характерным показателем может служить объем взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) внутри интеграционной группировки по сравнению с ПИИ стран-участниц группировки в другие страны мира. В частности, в ЕС взаимные ПИИ государств-членов Сообщества в 1980 году составляли 25% от потока общих инвестиций на территории ЕС. А к концу 90-х годов этот показатель приблизился к 60%. Одновременно растут капиталопотоки из третьих стран.

Инвестиционное регулирование в ЕС имеет следующие направления: полная либерализация взаимных капиталовложений; формирование единого законодательства для компаний стран-участниц; определение наднациональных мер стимулирования взаимных инвестиций; разработка наднациональных правил слияния компаний, действующих в рамках единого правопорядка; разработка общих правил инвестиционного сотрудничества с третьими странами как на межрегиональной основе, так и с другими интеграционными группировками.

Свободное движение капиталов на едином европейском рынке (несмотря на некоторые сохранившиеся административные барьеры) свидетельствует о высокой степени инвестиционной либерализации, что отражается на растущих капиталопотоках в регионе.

Североамериканская зона свободной торговли также ведет к росту притока капиталов как из стран-партнеров, так и из третьих стран. Максимальный эффект по притоку ПЗИ оказала интеграция на экономику Мексики. Членство в НАФТА этой страны показало, что развитие интеграции между развитыми и развивающимися странами стимулирует приток зарубежных инвестиций на рынок развивающихся стран благодаря реформированию и либерализации национальной экономики.

Наглядным свидетельством прогресса в интеграции может быть сравнение количества объединений компаний (слияний, поглощений взаимного участия) внутри интеграционной группировки с количеством слияний и образованием совместных предприятий с фирмами других стран мира.

Так, например, в Западной Европе идут активные процессы слияний и поглощений в целях повышения конкурентоспособности промышленности. Главным мотором здесь выступали до сих пор фирмы и банки Германии, а также Великобритании, Франции. В I половине 2000 года общая стоимость международных внутриевропейских сделок по слияниям и поглощениям составила 352 млрд.долл. США, что более чем в 3 раза превышает показатели аналогичного периода предыдущего года. Происходит расширение и консолидация европейских фирм, в частности, телекоммуникационных компаний и компаний, предоставляющих финансовые услуги. Так, британская фирма Vodafone инициировала крупнейшую в мире сделку по слиянию с германской компанией Mannesmann с согласия ее собственников за 186 млрд.долл.США, а компания HSBC объявила о покупке ССF (Credit Commercial de France) за 11 млрд.долл.США.

К основным факторам, способствующим объединению фирм в рамках экономической интеграции (и не только ЕС), относятся:

· эффект масштаба производства;

· взаимный обмен технологиями;

· использование преимуществ месторасположения предприятий (в Северной и Центральной Европе налажено производство сложных компонентов, в Южной – сборка, осуществляемая дешевой рабочей силой);

· расширение ассортимента продукции для более полного удовлетворения спроса местных потребителей;

· возможности увеличения расходов на НИОКР;

· концентрация каналов сбыта;

· использование трансфертных цен (в первую очередь в отраслях, где финансовые условия и налоги отличаются в разных странах);

· получение государственных заказов;

· рост возможностей научно-технического прогресса;

· сокращение транспортных расходов за счет внутрифирменного распределения перевозок.

 

 

1.3. Глобализация и региональная интеграция: проблемы сочетания. “Новый регионализм”.

Анализ интеграционных процессов не может быть оторван от некоторых характеристик и содержания нашей эпохи. Конец ХХ-го и начало ХХ1 века – определенная смена вех, векторов и парадигм развития, качественных изменений, которые ставят вопрос о “новой архитектуре мира”. Мир приходит в движение, вступает в “новую эпоху” (К.Ясперс), движется к более открытому обществу.

Здесь нас интересует ключевой вопрос: как взаимосвязаны глобализация и регионализация – две модели современного и будущего развития. Обе тенденции: и глобализация, и регионализация – проявление различных этапов объективного процесса модернизации общества под влиянием интернационально развивающихся производительных сил, хотя имеют одни и те же истоки – качественные скачки, взрывы в развитии производства и рынка, сопровождаемые изменениями в общественных отношениях и общественном сознании.1

Экономическая глобализация имеет немало общего с таким понятием, как интернационализация хозяйственной жизни. И то, и другое отражают рост экономической взаимозависимости мира. Интеграционализация больше означает, что национальные экономики обретают международные интересы, реализация которых требует многостороннего международного сотрудничества. Глобализация же делает акцент на том, что проблемы любой экономики, любого рынка имеют статус мировых, глобальных проблем и требуют для своего решения приложения не просто многосторонних, но всеобщих усилий. Интернационализация позволяет национальной экономике извлекать дивиденды из мирохозяйственных связей, тогда как глобализация говорит о невозможности успешно развивать национальное хозяйство без координации с мировой экономикой.

В практическом плане глобализация проходит в своем развитии через несколько этапов. На первом, нынешнем, этапе экономической глобализации происходит такое критическое усиление зависимости практически всех национальных экономик от международного рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, технологий, что развитие национальных экономик, как мы только что отмечали, становится невозможным без тесного сотрудничества с мировой экономикой. На втором этапе, к которому мир вплотную приблизился, возникает и решается задача выравнивания экономико-правовых условий хозяйствования в различных странах и осуществляется координация финансовой и экономической политики государств. Можно предположить, что такого рода выравнивание и координация будут осуществляться через развитие региональной, например, европейской, азиатско-тихоокеанской или евразийской интеграции. На следующем этапе, как это видится с позиции сегодняшнего дня, произойдет создание единой мировой экономики при едином управлении экономическими процессами на макроуровне и едиными “правилами игры” на микроуровне мировой экономики.2

Безусловно, рынок, системы информации, средства связи обслуживают современное общество в глобальном масштабе. Но мир остается системой различных государств, регионов, цивилизаций. Региональные группировки соответствуют современному многополюсному миру. Регионализация позволяет в определенном географическом пространстве эффективнее организовать производственный процесс в условиях глобализации.

Процессы глобального развития, охватившие большинство регионов и секторов мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику, не учитывая требований глобализирующегося мирового хозяйства и норм поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. При этом следует учитывать, что качество развития, его темпы, отраслевая структура во многом задаются мировой экономикой, новыми условиями, которые предопределяет глобализация. Активное использование преимуществ хозяйственной глобализации, открытость экономики наряду с многочисленными позитивными последствиями, шансами (которые хорошо известны), сопряжены и с серьезными рисками для безопасности стран: например, односторонней зависимостью от международного финансового рынка, быстрыми и крупномасштабными “миграциями” портфельных инвестиций и пр. Опасности (и “вызовы”) глобализации продемонстрировал международный финансовый кризис 1997-1998 годов, разразившийся в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, России.

Т.е. нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды, где наибольшие преимущества получают страны “золотого миллиарда” (глобализирующееся ядро и его ТНК), означает и нарастающую уязвимость национальных государств и национальных экономик. В этом состоят “вызовы” глобализации. Изменяются такие параметры, как суверенитет, модели взаимодействия государства с ТНК, государства с международными организациями. В этих условиях необходимы разработка и проведение четкой и эффективной политики, направленной на лучшее использование преимуществ глобализации, с одной стороны, и на противостояние ее “вызовам”, “ловушкам”, - с другой. Перед каждым отдельным государством стоит задача выработать, сформулировать национальные интересы и понять место своей страны в этом процессе, а перед мировым сообществом – создать взаимовыгодные механизмы управления глобализацией.

Новая целостность, символизируемая самим феноменом глобальной экономики, резко усиливает свою диалектическую противоположность – регионализацию мира (Regionalism Versus Globalization). На первый взгляд, это выглядит парадоксом. Но парадокса здесь в общем-то нет. В основе обоих процессов лежит либерализация внешнеэкономической деятельности.

Следует понять, что региональные экономические комплексы нужно рассматривать в качестве важнейших компонентов глобализации развития, а не его сегментации. Регионализация создает дополнительные возможности, стимулы, механизмы для либерализации торговли, движения капиталов, всех факторов производства в международной экономике, она – один из ответов на вызовы глобализации3. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции. Хотя, с другой стороны, безусловно, есть противоречие между глобализацией и регионализацией; если последняя усиливает обособленность отдельных торгово-экономических групп, развивает “коллективный протекционизм”, то она может тормозить общий процесс глобализации. Создание региональных хозяйственных организаций “ снимает ” возможное негативное воздействие на глобальную либерализацию в том случае, если преференциальные внутрирегиональные связи между членами группировки не ухудшают (по сравнению с доинтеграционным уровнем) условия для внешнеэкономических связей с третьими странами. Этому способствует, например, такой новый принцип интеграции, как “открытый регионализм”. Он официально принят, применяется, в частности, в азиато-тихоокеанской или латиноамериканской моделях интеграции (например, в АТЭС, Меркосур). Эти и другие группы создаются не в целях регионального самообеспечения, а для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из новой системы международного разделения труда и поэтому открыты для расширения связей с 3-ими странами.

Ниже приведены критерии “открытого” регионализма, представленные экспертами ЭКЛА.

Критерии Закрытый регионализм Открытый регионализм
1. Устранение тарифных и нетарифных ограничений Х Х
2. Принятие единого таможенного тарифа высокий низкий
3. Договор о преференциальной торговле со странами с относительно низким уровнем развития Х Х
4. Создание системы компенсаций Х Х
5. Содействие развитию внешнего экспорта незначительное внимание приоритетное внимание

Источник: Willy J.Stevens. Treinta y cinco anos del Mercado comun sentroamericano. Costa Rica. 1996. p.72.

Открытый регионализм, основанный на региональной экономической интеграции и рассматривающий экономическое развитие своего региона в контексте развития мировой экономики, находится в русле тенденции экономической глобализации. Он служит своеобразной предпосылкой, этапом глобализации мировой экономики. Встречаются определения региональной экономической интеграции как основной составляющей и образующей глобализации.4

Но речь идет при этом о существенных особенностях и видоизменении регионализма. Для обозначения этих изменений в характере интеграции в условиях глобализации все чаще употребляется понятие “новый регионализм”. Он означает резкую интенсификацию и усложнение регионализма в МЭО. Последний имеет две формы проявления: количественную (“поток” новых региональных соглашений, перезаключение ранее существовавших договоров на новых условиях, т.п.) и качественную (растет глубина регионального хозяйственного взаимодействия, использование комплексных, более развитых форм интеграции).

Новые черты интеграционных соглашений в 90-е годы ХХ века и в настоящее время включают:

· экстравертность – поиск оптимальных способов интегрирования входящих в региональные соглашения стран в общемировые глобальные процессы;

· широкое вовлечение США в различные региональные инициативы;

· переход развивающихся стран к более открытой экономической политике;

· заключение соглашений между развитыми и развивающимися странами;

· углубление и институционализацию интеграции;

· развитие валютно-финансовой интеграции;

· соглашения наряду с экономическими вопросами, включают проблемы экологии и безопасности.

Новые характеристики связаны также с особенностями осуществления экономической интеграции. Если на первом этапе международной экономической интеграции лидирующая роль в формировании интеграционных объединений принадлежала государствам, то второй этап регионализма отличается более значительной ролью капитала и международных компаний. Т.е. современный регионализм реализуется, как правило, снизу, а не сверху.

Новый регионализм – многоуровневое понятие. Он охватывает: во-первых, такие крупные и разные по характеру региональные структуры, как Евросоюз, АТЭС, НАФТА, Меркосур, АСЕАН и т.п.; во-вторых, участие регионов (внутренних субъектов) отдельных государств в образовании приграничных общих хозяйственных пространств ряда стран (например, “треугольники экономического роста” в Юго-Восточной Азии или программа “Северное измерение” в Европе, в которой участвуют и ряд Северных и Северо-Западных регионов России); в-третьих, активное развитие межрегиональных интеграционных соглашений, ведущих к появлению “макрорегионов”: мощных региональных и межрегиональных коалиций государств, имеющих общие экономические, а нередко и политические, и военные цели. Среди них такие “макрорегионы”, как североатлантический, тихоокеанский, евразийский, “южный” (расположенный в основном в районе Индо-океанской дуги).

Формирующийся новый мировой порядок во многом вырастает снизу, постепенно кристаллизуясь вокруг наиболее сильных государств: Соединенных Штатов Америки, объединяющейся и расширяющейся Европы, несколько особняком стоящей Японии… На базе геоэкономических интересов этих и других центров конкуренции вырастает “мегарегиональная интеграция”, принимающая различные формы – от зоны свободной торговли до идущих к федерации объединений (ЕС).

Особый интерес к новому регионализму проявляют Соединенные Штаты Америки.

1. Начиная с 1990 г., между США и Евросоюзом подписана целая серия крупных документов, направленных на тесное разностороннее экономическое партнерство, расширение его форм, определение принципов, правовых основ и механизмов взаимных связей. Хотя ЕС и США – крупнейшие конкуренты и соперники, в то же время они являются и крупнейшими партнерами. Общий объем двусторонних инвестиций в 2002 году превысил 1,1 трлн.евро. Доля поставок из ЕС в импорте США составила в том же, 2000 году 24 %, а американского экспорта в ЕС – 19,3 % от общего объема вывозимых за рубеж товаров. При этом наблюдается значительное положительное сальдо торгового баланса ЕС с США. Мегарегиональные отношения между США и Евросоюзом регулируются Трансатлантической Декларацией 1990 г. (с перспективой в дальнейшем провести торговую либерализацию), Договором о трансатлантическом экономическом партнерстве 1998 г.; в 1995 году были подписаны “Новая трансантлантическая повестка дня” и План действий, в том же, 1995 году были разработаны документы по созданию “Нового трансатлантического рынка” (New Transatlantis Marketplace), но подписать их не удалось, поскольку стороны не готовы к переходу к реальной глубокой либерализации экономических связей. Вместе с тем, очевидно, что документы о тесном партнерстве, несмотря на имеющиеся крупные разногласия, призваны обеспечить более либеральные условия для производителей, экспортеров, инвесторов каждой из сторон.

2. Параллельно предпринимаются попытки объединения двух Америк (Северной и Южной) и создания в Западном полушарии Всеамериканской зоны свободной торговли (FTTA). Ее участниками будут НАФТА и страны Латинской Америки. На этот суперрегион будет приходиться 27-28% мирового ВВП. Созданы соответствующие правовая база, рабочие органы и активно ведется организационная работа по созданию FTTA к 2005 году.

3. Европейский Союз за счет нового расширения 2004 года сможет резко нарастить свой ресурсный потенциал, образовав рынок, охватывающий не 15, а 25 государств (к 2007 году – 28 государств), чья совокупная доля в мировом ВВП может составить 22-23%.

4. Форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества уже включает в себя 21 экономику, включая США, Японию, Канаду, Австралию, растущий Китай, Россию, новые индустриальные страны. Стратегия этого блока пока не совсем ясна, хотя провозглашена программа, как уже отмечалось выше, создания в регионе зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций до 2020г.

С конца 90-х годов стало меняться отношение японских официальных и деловых кругов к участию в интеграционных группах. В 2001 году Япония выступила с инициативой создать зону свободной торговли с АСЕАН, параллельно обсуждаются идеи формирования двусторонних зон свободной торговли с Мексикой, Сингапуром, Республикой Корея, Чили, Канадой, отдельными странами АСЕАН. В настоящее время также ведутся переговоры между Японией, Республикой Корея и Китаем о создании Северовосточно-азиатской зоны свободной торговли и последующем ее объединении с АФТА-АСЕАН. Есть сообщения и о проработке японскими дипломатическими кругами вопроса о поддержке идеи создания Восточно-азиатской экономической группировки в составе 15 государств, деятельность которой могла бы ускорить торговую и инвестиционную либерализацию в странах АТЭС и, с другой стороны, создавала бы определенный противовес ЕС и НАФТА.

Эта новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые аналитики полагают, что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнению, суперрегионы движутся в направлении интегрий – наднациональных политических объединений со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми институтами, структурами управления, системами безопасности. Поэтому в перспективе можно говорить если не о государственных, то о квазигосударственных образованиях. Каковы будут их конкретные формы – союзы, конфедерации, - не столь важно.

Взаимодействие России с многополюсным миром должно уже сегодня быть в центре внимания политиков и управленцев. Здесь необходима, на наш взгляд, многовекторная интеграция:

· лидерство в СНГ, на евразийском пространстве;

· активное сближение с ЕС, очевидно, в какой-либо “мягкой форме” присоединения;

· наконец, реальное участие в азиатско-тихоокеанской интеграции (в АТЭС), членом которого мы являемся.

Несомненно одно:

1. Глобализация мировой экономики и регионализм представляют собой серьезные вызовы для России. Более того, без правильного отношения к экономической глобализации и регионализму, без учета этих тенденций при разработке мер по возрождению России, без разумной и эффективной политики адаптации России к экономической глобализации и регионализму – России не только не занять достойного места в глобализирующейся экономике, но и не решить проблем внутриэкономического развития.

2. Регионализм (в том числе “новый регионализм” мегаинтеграционных объединений) – это один из компонентов новой парадигмы МЭО.

Глава 2. Содружество Независимых Государств: интеграция в условиях переходной экономики.

2.1. Предпосылки консолидации постсоветского пространства и факторы, сдерживающие развитие интеграции.

Содружество Независимых Государств было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 года. 21 декабря 1991 г. в соответствии с Протоколом к Соглашению о создании СНГ в состав Содружества вошли еще восемь стран:

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдавия, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Республика Грузия.

На первом этапе, в 1992 и в начале 1993 года наряду с завершением “цивилизованного развода” бывших союзных республик началась работа, связанная с созданием основ отношений, которые все в большей мере становились межгосударственными.

Именно в это короткое время сформировалась организационная структура сотрудничества — Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993 года в Минске действует Исполнительный секретариат. Созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, а также органы отраслевого сотрудничества - Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственный совет по нефти и газу, межправительственные советы руководителей многих других отраслей экономики.

За несколько лет существования СНГ были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусто­ронних соглашений, определяющих принципы и направления взаимного экономического сотрудничества государств Содружества в экономической, социальной, оборонной и других сферах.

Качественно важным моментом во взаимоотношениях государств СНГ, ознаменовавшим начало их поступательного движения по пути экономической интеграции, стало подписание в 1993 году Договора о создании Экономического союза, определившего долгосрочные цели интеграции — поэтапное создание общего рынка“ товаров, услуг, капиталов и рабочей силы”. Движение к такому рынку его участники видели через последовательное образование зоны свободной торговли, таможенного и платежного, а в дальнейшем и валютного союзов. Рабочим коллективным органом, нацеленным на создание условий для решения этих задач, стал Межгосударственный экономический комитет Экономического союза.

Однако, на деле, вопреки воле народов стран СНГ, экономическая интеграция существует в значительной степени формально. Структуры СНГ так и не получили серьезных полномочий.

Распад СССР и нарушение прежних хозяйственных связей привели к резкому сокращению взаимного товарооборота и доли стран СНГ в общем товарообороте России: если еще в конце 80-х годов доля союзных республик в товарообороте России составляла более 60%, то в последние годы – менее 20%.

Несмотря на это, спустя 10 лет можно констатировать, что создание СНГ обозначило, в принципе, выбор республики бывшего СССР интеграционного пути развития дальнейших взаимоотношений.

Объективная заинтересованность стран СНГ в сохранении и укреплении общего экономического пространства определяется широким кругом факторов.

1. Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существования в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик, от получения рынка сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс страны.

Яркой иллюстрацией степени экономических взаимосвязей республик в бывшем СССР является доля межреспубликанских внешнеэкономических операций в общем объеме ввоза и вывоза республик (см. табл.)1

Таблица 1.

Доля межреспубликанских (числитель) и внешнеэкономических (знаменатель) операций в общем объеме ввоза и вывоза республик СССР в 1988 г., %

Закавказье
Грузия 80/20 93/7 87/13
Азербайджан 75/25 94/6 88/12
Армения 82/18 98/2 89/11
Средняя Азия
Узбекистан 86/14 85/15 85/15
Киргизия 80/20 98/2 87/13
Таджикистан 87/13 86/14 86/14
Туркмения 79/21 92/8 89/11
Другие республики
Россия 51/49 68/32 57/43
Украина 73/27 85/18 79/21
Белоруссия 79/21 93/7 86/14
Казахстан 84/16 91/9 86/14
Молдавия 82/18 95/5 88/12

Источник: Экономика внешних связей России. – с. 576

До образования СНГ его участники находились на таком уровне преференциальности экономического сотрудничества и степени единства его регулирования, которые были выше таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, экономического и валютного союзов, очевидно, вместе взятых. Однако, по расчетам Госкомстата СССР, 8 из 15 республик имели отрицательное сальдо в межреспубликанском обмене: республики Средней Азии и Прибалтики. Известно, что внутрисоюзные цены существенно отличались от цен мирового рынка (на сырьевые товары – занижены, на готовые изделия – завышены). Если торговые потоки между республиками бывшего СССР пересчитать по мировым ценам, то окажется, что в 1989 году Россия была единственной страной с положительным сальдо внешней и межреспубликанской торговли (актив в 6% ВВП), тогда как десять из оставшихся четырнадцати республик имели неприемлемо высокие по меркам независимых стран торговые дефициты: от 9 до 30% ВВП.2

Распад СССР и возникновение на его территории новых независимых государств, переход их к рыночной экономике обусловили коренные изменения содержания, форм и методов прежних межреспубликанских взаимосвязей, которые превратились в отношения международные и опирающиеся на рыночные принципы. Встал вопрос, как быть дальше: строить ли их на базе РНБ или преференциальной основе? К последнему объективно страны СНГ не были готовы.

Между тем, согласно данным межотраслевого баланса, составленного по 104 отраслям, Россия ввозила продукцию 102 отраслей, а вывозила - 104. За счет поставок из бывших республик Россия удовлетворяла свои потребности в продукции машиностроения на 23%, в том числе для нефтегазового комплекса до 80%, черной и цветной металлургии - более, чем на треть, химической и легкой промышленности - примерно на одну четверть. На 100% за счет ввоза обеспечивались потребности России в электровозах постоянного тока, вагонов электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных комбайнов, хлопке, многих видах другой продукции и комплектующих изделий, производимых предприятиями-монополистами из ближнего зарубежья.

2. Необходимость сохранения присутствия России на рынках стран ближнего зарубежья диктуется не только обстоятельствами, вытекающими из общего союзного прошлого, но и факторами, определяющими будущее российской экономики.

С распадом СССР за пределами России оказались месторождения многих цветных и редких металлов, на 50-100% обеспечивавших соответствующие потребности российской экономики, источники других важнейших сырьевых и энергетических ресурсов, значительная часть предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности, а также большинство пограничных переходов, портов, трубопроводов и других коммуникаций.

Заинтересованность российских производителей в емком, исторически освоенном рынке сбыта их готовой продукции обусловлена также ее недостаточной конкурентоспособностью на мировом рынке, а кроме того дефицитом инвестиционных ресурсов.

3. Активного экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья требуют и интересы многочисленной (около 26 миллионов чел.) русскоязычной диаспоры. Большинство русскоязычного населения занято на ориентированных на Россию предприятиях бывшего общесоюзного значения, в наибольшей степени пострадавших от разрыва хозяйственных связей.

4. Следует также учитывать то, что в настоящее время развиваются динамичные новые субрегиональные интеграционные процессы по границам России, происходит налаживание альтернативных хозяйственных связей стран СНГ с 3-ими странами; освоение национальных рынков стран СНГ транснациональными корпорациями (особенно в области разработки полезных ископаемых). При этом зачастую сотрудничество с западными фирмами направлено на снижение зависимости от поставок продукции из России.

Как следствие этого, перспективы и результаты экономических преобразований в России, ее место в мировой экономике в большой степени определяются тем, насколько успешными будут усилия по сохранению и упрочению позиций на рынках ближнего зарубежья, превращению связей с ними из дополнительного фактора риска в одну из движущих сил выхода из кризисной ситуации. Острота проблемы обусловлена тем, что процессы замещения импорта и переориентации национальных экономик на третьи страны в самое ближайшее время могут приобрести необратимый характер.

5. Вместе с тем для новых независимых государств - бывших республик СССР емкий российский рынок является не только привлека­тельным, но иногда и безальтернативным для экспорта и импорта мно­гих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и материалов. Данные о внешнеторговых отношениях государств Содружества свидетельствуют о том, что несмотря на тенденцию более быстрого роста товарооборота с 3-ими странами, роль взаимных связей стран СНГ остается значительной (см. табл. 2). Так, в 2002 г. для Беларуси удельный вес России в общем объеме ее экспорта со­ставил 66,8%, для Молдовы этот показатель был равен 53%, для Украины 24%. В общем объеме импорта Беларуси в 2002 г. удельный вес России составил 54%. Для Украины этот показатель составил 42%, для Молдовы – 22%. В тоже время на государства Содружества в общем объеме внешней торговли России приходится немногим более 18%.

Таблица 2.

Удельный вес стран СНГ и других стран в общем объеме экспортно-импортных операций (процентов)

 
Всего страны СНГ другие страны Всего страны СНГ другие страны Всего страны СНГ другие страны
        Экспорт          
Азербайджан
Армения
Беларусь
Грузия
Казахстан
Кыргыстан
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
        Импорт          
Азербайджан
Армения
Беларусь
Грузия
Казахстан
Кыргыстан
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Январь-ноябрь                  
                     

 

Источник: Содружество Независимых Государств в 2002 году. Статистический справочник / Статкомитет СНГ. М. 2003, с. 61

 

Следует учитывать и другие факторы взаимной заинтересованности стран СНГ в интеграционных связях.

- технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выход изделий на альтернативные внешние рынки;

- единство применяемых технических стандартов;

- единство сетей коммуникации;

- факт сопредельности государства и возможности использования единой транспортной инфраструктуры, энергетической системы;

- глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей – выходцев из других республик. Для всех новых государств нормальные экономические взаимосвязи с партнерами – непременное условие благополучия представителей своей национальности в соседних государствах;

- общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, проблемы взаимодействия с рядом международных экономических организаций.

Удельный вес стран СНГ и других стран в общем объеме экспортно-импортных операций стран содружества.

__ Страны СНГ __ Другие страны

 

Хозяйственное взаимодействие стран СНГ сталкивается и с объективными проблемами и трудностями. Оценивая уровень взаимных экономических связей, на пространстве Содружества, можно сделать вывод, что наряду с интеграционными факторами здесь сильны и дезинтеграционные механизмы.

1. Прежде всего отметим, что государства Содружества переживают системный социально-экономический кризис, в них осуществляется процесс реформирования экономических и общественных отношений, становления демократических основ управления. Значительные различия в уровне социально-экономического развития, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, во внешнеполитических и внешнеэкономических ориентациях, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не обеспечивают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в Содружестве, в том числе для создания зоны свободной торговли.

2. Государства Содружества значительно различаются по структуре экономики и степени ее зрелости. Но в значительной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу на внешних рын­ках как конкуренты, о чем свидетельствуют, например, сложные пере­говоры о приобретении или транспортировке через Россию нефти из Азербайджана и Казахстана, природного газа из Туркменистана.

3. В основе сложившейся в сфере сотрудничества России со странами СНГ неоднозначной ситуации видятся и другие причины. Например, старый стереотип взаимоотношений с Россией, привычка решать свои проблемы за ее счет. Для преодоления этого, как представляется, необходима твердость и последовательность российской стороны в построении новой системы межгосударственных отношений.

4. Сказывается отсутствие глубокого технологического интереса партнеров друг к другу. Ими преимущественно движет стремление выжить сегодня, в то время как проблема технологического прорыва остается вне сферы взаимного сотрудничества. Отсюда вытекает стратегическое значение налаживания научно-технического сотрудничества в системе форм взаимодействия России со странами СНГ.

В сложившихся условиях оказалась нежизнеспособной значительная часть прежней системы научно-производственной специализации и кооперации. Прежде всего это коснулось взаимодействия предприятий, входящих в ВПК или связанных с выполнением оборонных заказов.

Назовем и другиепричины, сдерживающие развитие взаимной торговли между государствами Содружества:

· кризис неплатежей, трудности сбыта при сокращении платежеспособности спроса потенциальных импортеров;

· структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса;

· переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты;

· приближение внутренних цен на товары взаимной торговли к мировым (а в ряде случаев – их превышения), что стимулирует приобретение аналогичной (а зачастую более дешевой и качественной) продукции в дальнем зарубежье;

· недостаточно хорошее качество производимых товаров в результате технологической отсталости производства, а иногда относительно низкой квалификации и дисциплины труда работников предприятий;

· конкурентные преимущества стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости товаров, но и по надежности торгового партнерства;

· сознательная диверсификация импорта с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья (так, концепция внешнеэкономических связей Украины предусматривает ослабление зависимости от РФ по импорту энергоносителей);

· неустойчивость и неконвертируемость многих национальных валют государств Содружества;

· значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен между бывшими республиками;

· блокировка ряда транспортных артерий в Кавказском регионе и Таджикистане в результате военно-политических конфликтов.

Надо учитывать и такой фактор, как вовлечение во внешнюю торговлю большого количества субъектов, не обладающих опытом в этой области, не владеющих элементарными вопросами конъюнктуры рынка и порядка взаимных расчетов, не имеющих банковских гарантий и страхования по внешнеторговым сделкам. Все это приводит к взаимному недоверию, нарушениям законодательства, невыполнению обязательств по контрактам и т.п.

В силу указанных причин происходит пересмотр на микроуровне – со стороны предприятий – прежних хозяйственных связей по критериям экономической целесообразности и выгоды; “выбраковка” связей, которые стали неэффективными и неперспективными из-за резкого сокращения оборонных заказов, перестройки структуры производства, установления новых уровней и соотношений цен, коренного изменения роли транспортного фактора в формировании издержек производства.

Остаются неурегулированными платежно-расчетные отношения с рядом стран по государственным кредитам, ранее предоставленным Россией. Кроме того, Украина, Казахстан, Белоруссия и некоторые другие государства Содружества допускают неплатежи по поставкам ряда российских товаров, особенно нефти и природного газа. Из-за недостатка платежных средств широко применяются бартерные операции, которые составили в последние годы более 25% российского товарооборота со странами СНГ. Предпринимательские и банковские структуры слабо участвуют в интеграционном процессе, в разработке и реализации решений, определяющих его развитие.

Таблица 22.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:666

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.