Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Концепция управления персоналом.

Управление персоналом организации — целенаправленная дея­тельность руководящего состава организации, руководителей и спе­циалистов подразделений системы управления персоналом, вклю­чающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации.

Концепция управления персоналом — система теоретико-мето­дологических взглядов на понимание и определение сущности, со­держания, целей, задач, критериев, принципов и методов управле­ния персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях фун­кционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления пер­соналом и разработку технологии управления персоналом.

Практический опыт и научные исследования позволи­ли сформулировать важнейшие концепции управления персоналом, которые по разному анализировали роль че­ловека в организации (табл.1).

Таблица 1 - Классификация концепций управления персоналом

Система Человек - Ресурс Человек — Личность
Экономи­ческая Управление трудовыми ре­сурсами (HUMAN LABOUR MANA­GEMENT) Управление персоналом (PERSONNEL MANAGEMENT)
Соци­альная Управление человеческими ресурсами (HUMAN RESOURSE MANAGEMENT) Социальный командный ме­неджмент (SOCIAL MANAGEMENT)

 

Экономический подход к управлению дал начало кон­цепции «Управление трудовыми ре­сурсами» (HUMAN LABOURMANA­GEMENT). Вместо человека, занятого в про­изводстве, рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. При этом внутрипроизводственные факторы для успеха предприятия важнее, чем факторы внешней среды. В этой связи основным содержанием управления персоналом является организация труда и заработной платы, стимулирование эффективной работы осуществляется методом оплаты рабочего времени.
Применяется данная концепция на предприятиях с серийным массовым производством при низкоквалифицированном труде.

Научной основой кон­цепции «Управление персоналом» (PERSONNEL MANAGEMENT), развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрокра­тических организаций, когда человек рассматривался че­рез формальную роль - должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции). Цель данной концепции заключается в использовании трудового и личностного потенциала человека. Человек — самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представ­лениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту - партнеру организации в достиже­нии ее целей — возможно лишь управление путем поста­новки согласованных с ним целей. А для этого необходимо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека. Таким образом, основным содержанием управления персоналом является управление системой полномочий и ответственности на всех фазах и стадиях «жизненного цикла» человека в его трудовой деятельности в организации. В этой связи основной задачей управления является отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности, а также изучение специфики потребностей и разработка программ их удовлетворения. Применяется данная концепция на предприятиях с четкой организационной структурой обычных отраслей.
В концепции «Управление человеческими ресурсами» (HUMAN RESOURSE MANAGEMENT) человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс — элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов: тру­довой функции, социальных отношений, состояния работ­ника. Концепция позволила взглянуть на организацию как на со­брание частей, соединенных линиями управления, ком­муникации и контроля. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющего­ся потенциала в процессе достижения поставленных це­лей. Цель данной концепции заключается в максимальном использовании потенциала человека путем создания оптимальной окружающей среды. Управление распространяется как на формальную (выполнение должностных обязанностей), так и неформальную (социальные отношения внутри организации, физическое и психологическое состояние работников и т.д.) организацию. В этой связи основной задачей управления является отбор работников c профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности и корпоративной культуре организации. В этих условиях управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд пер­сонала на потребности самой организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест. При этом именно компетентность менед­жеров оказывается ключевым элементом кадрового по­тенциала современной корпорации. Применяется данная концепция на средних и крупных предприятиях высоко-технологических отраслей в условиях конкуренции.

В соответствии с кон­цепцией «Социальный командный ме­неджмент» (SOCIAL MANAGEMENT) или «управление человеком» работник - особый объект управления, который не может рассматриваться только как «ресурс». Возникший в США в начале 70-х гг. неоплюралисти­ческий (гуманистический) подход в управлении челове­ческими ресурсами исходит из представления об организации как социально-культурном феномене. В соответствии с ним основу отношений и поведения людей должны составлять общечеловеческие и коллективные нормы и ценности, принятые в обществе. Работники берут на себя ответственность за достижение конкурентных преимуществ фирмы, вовлечены в ее дела. Таким образом, целями управления человеком становятся: удовлетворение его потребностей и законных интересов в области развития; обеспечение взаимной ответственности персонала и администрации за результаты; разрушение барьеров между собственниками, менеджерами и работниками на основе участия в собственности; формирование организационных ценностей и развитие культуры; создание благоприятного морально-психологического климата; обеспечение условий для проявления инициативы, максимальной реализации способностей людей, вовлечения их в творчество, в решение проблем; расширение самостоятельности и самоконтроля. Таким образом, основным содержанием управления является самоуправление, стимулирование эффективной работы осуществляется повышением качества трудовой жизни. Применяется в малом предпринимательстве, сфере искусства.

Таким образом, повышение роли персонала и изменение отношения к нему связано с глубокими преобразованиями в производстве. Одной из отличительных черт современного производства выступает его сильная зависимость от качества рабочей силы, форм ее использования, степени во­влеченности в дела организации. Управление персоналом при­обретает все более важное значение как фактор повышения кон­курентоспособности, долгосрочного развития. Основу концепции управления персоналом организации в на­стоящее время составляют возрастающая роль личности работ­ника, знание его мотивационных установок, умение их форми­ровать и направлять в соответствии с задачами, стоящими пе­ред организацией.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:551

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.