Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Международные организации по стандартизации

Непосредственно занимаются вопросами стандартизации Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Ев­ропейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН).

Принимают участие в стандартизации и техническом нормировании: Продовольственная и сельскохозяйствен­ная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здра­воохранения (ВОЗ), Комиссия «Кодекс Алиментариус» по разработке стандартов на продовольственные товары.

Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. 25 национальными организация­ми по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды пред­ставитель Госстандарта избирался председателем ИСО. Россия и Республика Беларусь стали членами ИСО как правопреемники распавшегося государства. При соз­дании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было реше­но использовать греческое словоisos (равный). Вот поче­му на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, от­носящихся к компетенции Международной электротех­нической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ вы­полняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации.

На сегодняшний день в состав ИСО входит более 120 стран. Республику Беларусь представляет Госстандарт.

Организационно ИСО состоит из руководящих органов (Генеральная ассамблея - высший орган, Совет, Техниче­ское руководящее бюро) и рабочих органов (технические комитеты - ТК, подкомитеты - ПК, технические кон­сультативные группы — ТКГ).

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов. Совет руководит работой ИСО в переры­вах между сессиями Генеральной ассамблеи. На заседа­ниях Совета решения принимаются большинством голо­сов. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки-

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (тех­ническое бюро); СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи раз­вивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандарт­ным образцам).

Стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20 % из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса ТНПА касается требований безопас­ности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что кон­кретные технические требования к товару устанавлива­ются в договорных отношениях.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) - крупнейший партнер ИСО, создана в 1906 г. на меж­дународной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой органи­зации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся пер­вый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса реши­ли, что необходима специальная организация, которая занималась бы стандартизацией параметров электриче­ских машин и терминологией в этой области.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Од­нако организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электрони­ки, радиосвязи, приборостроения.

Официальные языки МЭК - английский, французский и русский.

Основная цель организации, которая определена ее уставом, - содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в обла­сти электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других ТНПА.

Структура технических органов МЭК, разрабатыва­ющих международные стандарты, аналогична структу­ре ИСО - это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида:

1) общетехнические, носящие межотраслевой харак­тер. К ним можно отнести ТНПА на терминологию, стан­дартные напряжения и частоты, различные виды испы­таний и пр.;

2) содержащие технические требования к конкретной продукции. Они охватывают огромный диапазон от бы­товых электроприборов до спутников связи.

Ежегодно в программу МЭК включается более 500 но­вых тем по международной стандартизации.

Процедура разработки стандартов МЭК аналогична процедуре, используемой в ИСО. В среднем над стандар­том работают 3-4 года, и нередко он отстает от темпов обновления продукции и появления на рынке новых то­варов. С целью сокращения сроков в МЭК практикуется издание принятого по короткой процедуре Технического ориентирующего документа (ТОД), содержащего лишь идею будущего стандарта. Он действует не более 3 лет и после публикации созданного на его основе стандарта аннулируется.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - это орган ЭКОСОС ООН (Экономического и со­циального совета ООН). Она была создана в 1947 г. как временная организация для оказания помощи пострада­вшим в войне странам. Но в 1951 г. ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ЕЭК на неопределен­ное время.

Основное направление ее деятельности - это разви­тие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств - членов ЕЭК (их около 40) в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей любые страны - члены ООН.

Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и опреде­лении приоритетов в этой области.

ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает Перечень ЕЭК

ООН по стандартизации, определяющий приоритеты в этой области.

Цель этого издания - помочь правительствам стран - членов ЕЭК в решении проблем национальной стандар­тизации, а также скоординировать общие усилия для ускорения международной стандартизации в приоритет­ных областях.

Продовольственная и сельскохозяйственная органи­зация ООН (ФАО) основана в 1945 г. как межправитель­ственная специализированная организация ООН и вклю­чает около 160 государств.

Цель организации согласно уставу - содействие подъ­ему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по повышению уровня питания и улучшению условий жизни сельского населения. Все это в целом должно содействовать развитию мировой экономики.

При разработке нормативных документов ФАО сотруд­ничает примерно с 25 техническими комитетами ИСО.

Международные стандарты ФАО предусматривают ряд требований к качеству (воды, рыболовецких трауле­ров, жилых домов для сельской местности и др.). Груп­па молока занимается стандартизацией оборудования и методов для переработки молока. Значительное место в деятельности ФАО по стандартизации занимает совмест­ная работа с Всемирной организацией здравоохранения по выработке международных стандартов на пищевые продукты.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) соз­дана в 1948 г. по инициативе Экономического и соци­ального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее уста­вом, - достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосо­стояния. Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе Республика Беларусь и Российская Федерация. Среди широкого круга проблем основное внимание уде­ляется развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, подготовке кадров здравоох­ранения, оздоровлению окружающей среды. ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. Непосред­ственно стандартизацией ВОЗ занимается совместно с ФАО по линии Комиссии «Кодекс Алиментариус».

Комиссия «Кодекс Алиментариус» по разработке стандартов на продовольственные товары организована ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продоволь­ственные товары. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО. В реализа­ции объединенной программы ФАО/ВОЗ участвуют более 130 стран-членов.

Основные задачи Комиссии - координация работ по подготовке проектов стандартов, содействие заключе­нию международного соглашения по основным пищевым стандартам и принятие этих стандартов в национальных системах стандартизации.

Основные аспекты стандартизации пищевых продук­тов - это состав, добавки, загрязнители, остатки мине­ральных удобрений, гигиена, взятие проб, анализ, этикетирование.

За время деятельности Комиссия ФАО/ВОЗ приняла более 300 международных стандартов, более 40 видов правил по определению степени чистоты пищевых доба­вок, своды правил проверки животных до и после убоя, гигиенические правила, большое количество ограничи­тельных рекомендаций, касающихся остатков минераль­ных удобрений в пищевых продуктах.

Большое значение имеют разработанные Комиссией правила хранения свежих, консервированных и заморо­женных продуктов, а также натуральных минеральных вод. Эти разработки рекомендуются правительствам в качестве факультативных руководств.


Тема 3.3 Техническо-нормативные правовые акты Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации

1Виды технических нормативно-правовых актов Республики Беларусь.

2Государственные стандарты, технические условия.

 

1 Виды технических нормативных правовых актов

В Законе Республики Беларусь «О техническом норми­ровании и стандартизации» установлены и определены виды технических нормативных правовых актов. К тех­ническим нормативным правовым актам в области тех­нического нормирования и стандартизации относятся: технические регламенты; технические кодексы; стандар­ты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций; технические условия (рис. 4).

 
 

Рис.4. Технические нормативные правовые акты Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации

 

Дополнительно регулируют деятельность по стандар­тизации государственные программы в области техни­ческого нормирования и стандартизации, законы Респу­блики Беларусь, постановления Совета Министров Респу­блики Беларусь, постановления Госстандарта и прочие нормативные правовые акты.

 

Технические регламенты: сущность, классификация, характеристика, обозначение, применение

Технический регламент - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе техническо­го нормирования. Он устанавливает обязательные для соблюдения технические требования, связанные с без­опасностью продукции, процессов ее разработки, произ­водства, эксплуатации (использования), хранения, пере­возки, реализации и утилизации или оказания услуг непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государствен­ные стандарты Республики Беларусь.

Технические регламенты носят директивный характер и являются обязательными для исполнения, поскольку свя­заны с безопасностью объектов технического нормирования и стандартизации на всем этапе их жизненного цикла.

Объекты технического нормирования с позиции без­опасности и учета риска причинения вреда от их приме­нения делят на три категории:

- 1 категория - объекты технического нормирова­ния, для которых можно выявить риски и снизить их до приемлемого уровня на этапе разработки. При этом на этапе производства могут усилиться уровни выявленных рисков, однако новые источники опасности возникнуть не могут. К этой категории относятся: машиностроитель­ная и электротехническая продукция, сосуды и обору­дование, работающие под давлением, газоиспользующее оборудование, медицинская техника, игрушки, средства индивидуальной защиты;

- 2 категория - источники опасности могут возник­нуть как на стадии проектирования и разработки объек­тов технического нормирования, так и на стадии произ­водства. При этом могут возникать новые риски, которые зависят от условий производства продукции. Эта кате­гория содержит: перерабатываемое сырье, материалы, готовую продукцию пищевой и сельскохозяйственной, парфюмерно-косметической, химической, фармацевтиче­ской промышленности;

- 3 категория - услуги, для которых необходимо нормировать требования безопасности. Это: услуги, ока­зываемые в процессе перевозки опасных грузов железно­дорожным, автомобильным, водным, воздушным транс­портом и пр.

 
 

Классификация технических регламентов представле­на на рисунке 5.

 

Рис.5. Классификация технических регламентов

 

Предписывающие технические регламенты (Р 1.1), как правило, разрабатываются для объектов техническо­го нормирования 2-й категории, у которых новые риски появляются на последующих стадиях жизненного цикла продукции. В Р 1.1 излагаются:

-конкретные требования к составу продукции (тип, вид сырья, материалов, разрешенных (запрещенных) к применению при производстве продукции);

-правила производства продукции, в том числе единственно допустимые средства достижения цели (на­пример, GMP- установившаяся производственная прак­тика, GHP- установившаяся практика по пищевой ги­гиене, НАССР - анализ рисков и контроль критических точек и др.);

-правила обеспечения единства измерений.

Технические регламенты, содержащие эксплуатацион­ные требования безопасности (Р 1.2), разрабатываются для объектов технического нормирования 1-й категории, у которых риски снижаются (устраняются) на этапе раз­работки и новые риски не появляются на последующих стадиях. В Р 1.2 устанавливаются требования безопасно­сти в виде эксплуатационных (потребительских) свойств продукции. При этом способы и методы достижения ре­зультатов, например требования к конструкции, не нор­мируются.

Технические регламенты вида Р 2 содержат общие (основополагающие, существенные, базовые) техниче­ские требования. В них приводятся опасные факторы, характерные для объекта технического нормирования, и отсутствуют требования, выраженные количественно. Р 2 применяются только совместно с взаимосвязанными с ними государственными стандартами. Это обеспечивает соответствие общим техническим требованиям техниче­ского регламента, т. е. презумпцию соответствия.

Технические регламенты вида Р 3 содержат техни­ческие требования, изложенные в виде ссылок на кон­кретные государственные стандарты и (или) технические кодексы установившейся практики. Соответствие техни­ческому регламенту обеспечивается путем обязательного выполнения требований государственных стандартов и (или) технических кодексов установившейся практики, на которые даны ссылки.

Технический регламент содержит следующие обяза­тельные для соблюдения технические требования:

-общие требования безопасности, связанные с без­опасностью продукции, процессов ее разработки, произ­водства, эксплуатации (использования), хранения, пере­возки, реализации и утилизации или оказания услуг;

-исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента;

-правила и формы (в том числе схемы) подтвержде­ния соответствия требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирова­ния. Сюда включены правила и методы контроля, ис­пытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

-правила маркировки объектов технического норми­рования, подтверждающей соответствие их техническо­му регламенту;

-требования к порядку осуществления государствен­ного надзора за соблюдением технических регламентов.

Требования, содержащиеся в технических регламен­тах, могут быть изменены путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.

Технические кодексы установившейся практики: сущность, обозначение, применение

Для осуществления технического нормирования на отраслевом уровне предусмотрен такой документ, как технический кодекс.

Технический кодекс установившейся практики (да­лее - технический кодекс) - технический нормативный акт, разработанный в процессе стандартизации.

Он содержит основанные на результатах установи­вшейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продук­ции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реали­зации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), произ­водства, эксплуатации (использования), хранения, пере­возки, реализации и утилизации продукции или оказа­ния услуг.

Разработка, планирование и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления в установленном порядке.

Обязательность соблюдения требований этих докумен­тов определяется органом государственного управления, который их утверждает.

В течение 15 дней технический кодекс должен быть утвержден.

Срок введения в действие технического кодекса — не ранее 60 календарных дней со дня официального опубли­кования информации о его государственной регистрации.

Право официального издания технического кодекса принадлежит утвердившему его республиканскому орга­ну государственного управления.

Техническому кодексу в процессе государственной ре­гистрации присваивается обозначение, состоящее из сле­дующих элементов:

-индекса - ТКП;

-порядкового регистрационного номера, присваива­емого Госстандартом;

-года утверждения технического кодекса;

-кода республиканского органа государственного управ­ления, утвердившего технический кодекс (в скобках).

Например, ТКП 43-2004 (09170).

Код республиканского органа государственного управ­ления присваивается в соответствии с ОК РБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления».

Срок действия технического кодекса 5 лет. Один раз в 5 лет технический кодекс пересматривается. По результатам проверки, как и у технических регламен­тов, могут быть вынесены следующие решения:

-сохранить;

-оставить без пересмотра и изменений;

-внести изменения и переиздать;

-подлежит пересмотру;

-подлежит отмене.

2 Государственные стандарты: сущность, классификация, характеристика, обозначение, применение

Стандарт - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе со­гласия большинства заинтересованных субъектов техни­ческого нормирования и стандартизации. Он содержит технические требования к продукции, процессам ее раз­работки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или ока­занию услуг.

В зависимости от уровня стандартизации стандарты подразделяются на следующие виды:

-международные(МС ИСО, МС МЭК);

-региональные:

-EN— евронорма, или гармонизированный европейский стандарт;

-межгосударственные:

-ГОСТ, или межгосударственный стандарт, - региональ­ный стандарт, действующий на территории стран СНГ;

-национальные стандарты - стандарты, действу­ющие в конкретной стране:

-европейские:

-BSEN- национальный стандарт государств - членов ЕС, разработанный на объекты, подведомственные СЕН;

-DINEN— национальный стандарт государств — членов ЕС, разработанный на объекты, подведомственные СЕНЭЛЕК;

-NFEN- национальный стандарт государств - членов ЕС, разработанный на объекты компетенции ЕТСИ;

-Республики Беларусь:

· СТБ - государственный стандарт Республики Беларусь;

· СТБ П - предварительный государственный стандарт, утвержденный на ограниченный срок;

· взаимосвязанные с техническими регламентами - реа­лизующие требования технических регламентов;

· СТП - стандарт организаций;

· СТБ ИСО и СТБ МЭК - государственные стандарты Ре­спублики Беларусь, принятые на основе международных стандартов (адаптированные «методом обложки»);

Международный стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандарти­зации.

Региональный стандарт - стандарт, принятый регио­нальной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.

Межгосударственный стандарт - региональный стан­дарт, принятый Евразийским советом по стандартиза­ции, метрологии и сертификации и доступный широко­му кругу пользователей.

Стандарт организации - стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предприни­мателем; фиксирует результаты работы, проводимой на уровне субъектов хозяйствования и юридических лиц. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов органи­заций, а также порядок опубликования информации о них устанавливаются юридическим лицом или индиви­дуальным предпринимателем, их утвердившими.

К государственным стандартам относят все СТБ и ГОСТ.

Государственные стандарты носят добровольный ха­рактер, но выделяют случаи, когда их применение стано­вится обязательным, в частности, если:

-это предусмотрено техническими регламентами и государственные стандарты используются в качестве до­казательной базы соблюдения требований технических регламентов. В таком случае в техническом регламенте делается ссылка на государственный стандарт;

-продукция (услуга) сертифицирована на соответ­ствие требованиям государственных стандартов;

-производитель или поставщик применяет государ­ственный стандарт;

-производитель или поставщик заявил любым спо­собом о соответствии его продукции (услуги) государ­ственным стандартам.

 

Государственный стандарт утверждают без ограниче­ния срока действия, но обязательно устанавливают дату его введения в действие.

Знаки соответствия государственным стандартам едины на всей территории Республики Беларусь, защи­щены в установленном законодательством порядке и при­меняются в соответствии с принципом добровольности. Они свидетельствуют о соответствии маркированных ими объектов стандартизации требованиям государственных стандартов.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

- требования к продукции, процессам ее разработ­ки, производства, эксплуатации (использования), хране­ния, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

- требования к правилам приемки и методикам кон­троля продукции;

- требования к технической и информационной со­вместимости;

- правила оформления технической документации;

- общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ре­сурсов;

- требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

- термины и определения, условные обозначения;

- метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

 

Технические условия: сущность, требования, порядок разработки, применение

Технические условия - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации и утвержденный юридическим лицом или индивидуаль­ным предпринимателем. Он содержит технические тре­бования к конкретным типу, марке, модели, виду реали­зуемой ими продукции или оказываемой услуге, вклю­чая правила приемки и методы контроля.

Технические условия являются собственностью юри­дических лиц или индивидуальных предпринимателей и распространяются как на производителя продукции, так и конкретного потребителя, обеспечивая соответствую­щие условия поставки и приемки продукции.

Технические условия разрабатываются:

-на конкретный тип, марку, модель, вид продукции;

-группу однородной продукции;

-конкретный вид услуг;

-группу однородных услуг.

Технические условия допускается не разрабатывать:

-на единичную продукцию, выпускаемую по тех­ническому заданию либо документу, его заменяющему (контракту, протоколу, эскизу), если они содержат необ­ходимые требования и признаны заказчиком;

-составные части изделия, поставляемые заказчику и изготавливаемые по его документации;

-запасные части изделия, изготавливаемые по кон­структорской документации изготовителя, и пр.

 

 
 

Рис.6. Порядок разработки технических условий

Технические условия подлежат государственной реги­страции в течение 15 дней.

Государственной регистрации не подлежат техниче­ские условия на опытные образцы, опытные партии, от­ходы, составные части, не подлежащие самостоятельной поставке, единичная продукция, простейшие товары на­родного потребления.

Если продукция предназначена для экспорта, то тех­нические условия на данную продукцию подлежат госу­дарственной регистрации в обязательном порядке.

Обозначение техническим условиям присваивает разра­ботчик. Обозначение состоит из следующих элементов:

- индекс вида ТНПА - ТУ;

- буквенный код - РБ (в случае предполагаемого экс­порта продукции - международного кода BY);

- код держателя подлинника технических условий по Единому государственному регистру юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (девять знаков);

- разделительный знак (точка);

- разновидность ТУ (три цифры);

- год утверждения (четыре цифры).

Например, ТУ РБ 100195503.015-2004

(ТУ BY 100195503.015-2004).

Техническим условиям, разрабатываемым в соста­ве конструкторской документации, допускается при­сваивать обозначение по ГОСТ 2.201. Например, АБВГ 123456.789 ТУ-2004.

Технические условия вводятся в действие в сроки, установленные юридическими лицами или индивидуаль­ными предпринимателями, их утвердившими.

 


Раздел 4 Основы сертификации

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1091

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.