Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Нарастание социально-экономического кризиса

Перестройка, в отличие от ускорения, должна была затронуть реформированием не только экономику, но и политическую систему, социальные отношения, духовную сферу, идеологию. Должны были измениться стиль и методы работы партии, всех кадров.

Основным («сознательным») противником реформ определяласьпартийно-государственная бюрократия незаинтересованная в глубоких переменах, т.к. они могли лишить их собственных привилегий. Кроме того, выделяется и так называемый «несознательный противник» перемен. Появился термин «механизм торможения».

Идеологи: Л.И.Абалкин, П.Бунич, Н.Я.Петраков и др.

Июньский 1987 г. пленум ЦК КПСС утвердил задачи экономической реформы. Ускорение, по-прежнему, оставалось целью, но теперь перестройка рассматривалась как главное средство его достижения.

Суть радикальной экономической реформызаключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам руководства, от планово-государственного хозяйства к регулируемой рыночной экономике. Речь шла о преобразованиях в рамках социализма («нео-нэп»).

Основные направления реформы:

· перевод предприятий на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование → расширение самостоятельности предприятий

· возрождение индивидуально-трудовой, кооперативной деятельности, негосударственного сектора

· развитие арендных, фермерских хозяйств на селе

· признание равенства на селе всех форм хозяйствования (совхоз, колхоз, агрокомбинат, арендный кооператив, фермерское хозяйство)

· возможность закрытия убыточных предприятий

· создание банковской сети

· демонополизация внешнеторговой деятельности

· более глубокая интеграция в мировую экономику

Осень 1986 г. – Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

Важнейшим шагом на пути продвижения радикальных экономических реформ должен был стать Закон о государственном предприятии (1987 г.). Это «пакет» совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Речь шла о перераспределении прав между министерствами и предприятиями, союзными и республиканскими органами власти. Госзаказ теперь охватывал лишь часть производимой предприятиями продукции.

 

Осуществление:

· предприятия широко использовали свои права, но не желали переходить на полную самостоятельность, добивались стопроцентного госзаказа, централизованного снабжения и финансирования

· сохранение министерского контроля за предприятиями

· противоречивое развитие негосударственного сектора

· трудности становления фермерских хозяйств. (К лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было всего 2% обрабатываемой земли и 3% поголовья скота).

· снижение прироста промышленного производства (за 1985-1990гг. показатели упали с «+ 2%» до «0»)

· усиление потребительского дефицита на товары и продукты питания

· рост потребительских цен

· бюджетно-финансовый дефицит (в 1989 г. бюджетный дефицит составил 100 млрд. руб. бесконтрольное повышение цен, инфляция, падение покупательной способности рубля, возникновение «бартера»)

· резкое падение жизненного уровня народа.

 

Изменить ситуацию в экономике не удалось. В 1989 г. негативные тенденции в развитии экономики приобретают необратимый характер. Создание хозрасчетной, полурыночной экономики потерпело неудачу. К началу 1990 г. реформирование экономической системы приобрело широкий масштаб. Во всех отраслях, кроме оборонной и тяжелой, изменялись отношения собственности. Созрело осознание о необходимости перейти от «ускорения» к «регулируемой рыночной экономике».

 

Общее в программах перехода к рынку:

· разгосударствление (приватизация государственной собственности)

· создание конкурентной среды на основе поддержки малого и среднего предпринимательства

· восстановление товарно-денежного баланса

· плавная реформа ценообразования

· индексация денежных доходов населения

· поддержка социальнонезащищенной части населения

· реорганизация службы занятости в связи с неизбежным появлением безработицы.

Отличия:

· «Программа 500 дней» предполагала проведение реформы при заключении лишь экономического союза между республиками (идея через экономическую «суверенизацию республик» к будущему политическому договору) → быстрые сроки реформ (500 дней)

· Программа Л.И.Абалкина предусматривала сроки в 6-8 лет и действия в условиях политического единства государства.

 

Причины неудач экономической Перестройки:

· постоянные корректировки

· медлительность в проведении уже принятых решений

· отсутствие нового механизма экономического управления (вертикаль) в условиях демонтажа старого

· экономическое реформирование отставало от быстрых перемен в политической и духовной жизни общества

· ослабление роли центра в условиях нарастания национального сепаратизма

· активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны

· утрата населением веры в возможность политического руководства во главе с М.С.Горбачевым добиться успешного завершения реформ.

Таким образом, в начале 1991 г. становилось очевидным провал экономической реформы. За 1985-1991 гг. страна прошла путь от директивной модели экономики к рыночной, которую пока не удалось еще создать.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:440

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.