Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Случай неожиданных потрясений, и т.п.

Система институтов, определяющих формальные правила

Основные прави­ла хозяйственной системе устанавливают внешние институты, определяющие в конечном счете ее характер. Они гаранти­руют и защищают права собственности, предотвращают насилие и мошенниче­ство, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность или принудительность договоров, господство закона, составляют основу рыночной экономи­ки, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократи­ческого и свободного государственного порядка.

Важнейшие институты, определяющие формальные правила: право собственности – определение ха­рактера распоряжения средствами и продуктами производства; рынок – регулирование взаимодействия частных хозяйст­вующих субъектов; организация– комплекс договоров, установление взаимодействия и координация усилий в границах производственной единицы, а также в связях с внешней средой; государство – регламентирование социальных норм и правил общественной жизни; договор – определение порядка взаимоотношений и ответственности хозяйст­вующих субъектов; организационная культура – философия и идеология управления; трансакционные издержки как мера затрат на осуществление рыночных сделок.

В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно ры­ночные (внутренние) институты, которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности. Это: локальные рынки, домашние хозяй­ства, многочисленные предприятия, фирмы, организации, типы договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления (сохранения богатства), посреднические и консалтинговые учреждения, биржи, специальные меры по снижению риска (страхование, поручительст­ва), гаран­тии качества, товарные знаки, организации для защиты групповых интересов и самопомощи (союзы, палаты, ассоциации и др.). Функционирование «внутренних» институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства и экономическим — со стороны рынка.

Организациюможно назвать «первоэлементом»социальной структуры общества. Она же является основой и социально-экономической подсистемы общества.

В качествепроизводственно-хозяйственного образованияорганизациясостоит из элементов, связей и отношений: материально-технической природысредства и предметы труда, технологические правила, регламентирующие процессы производства и распределения продукции, организационно-технологическая информация; социальной природы люди, их профессиональная подготовка и способность к трудовой деятельности, нормы, правила и «технологии» отношений между членами коллектива [7].

В организации сосредоточивается множество нормативно-предписывающих институтов, так как многие организационные процессы основаны на договорах, что дает основание определять организацию как комплекс договоров. Это договоры между наемными работниками и собственниками, между собственниками и управляю­щими, договоры, разграничивающие компетенцию и ответственность. Договоры составляют часть внутренней среды организации и определяет всю ее организационную структуру. Организация как экономическая единица координации обладает доступными определению границами и функционирует более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, раз­деляемых членами-участниками.

Важным для существования любой организации является степень зависимости от других организаций: чем больше зависимость от владельцев, поставщиков или потребителей, тем меньшая автономия в принятии решений и большая централизация власти внутри нее, большая формализация ее структуры.

По сравнению с институтом организация предстает как нечто специфическое, ибо она основывается на правилах, в то время как институты часто явля­ются объектом выбора или переговоров. Условия, которые определяют органи­зацию, содержат волевой момент, в том числе в краткосрочном плане, что неха­рактерно ни для институтов, ни для рынков.

Свойство организации — это гибкость, которая обеспечивает во многих слу­чаях ее превосходство над рынком, т. е. способность изменять внутренние пра­вила игры, иногда в предельно сжатые сроки. Кроме того, и ограничения, кото­рые довлеют над организацией, отличаются от ограничений, которым подчиня­ются институты или рынки. Институты изменяются главным образом в соот­ветствии с историческими и социальными ограничениями. Институциональная динамика сильно зависит от эволюции противоборствующих интересов соци­альных групп в рамках длительного периода. Что касается рынков, если они выступают под маркой института (например, в силу условий контракта), их функционирование зависит прежде всего от ограничений, обусловленных пове­дением экономических единиц [3].

Договор — двустороннее или многостороннее соглашение, в котором оговорены права и обязанности его участников, направ­ленное на установление, измене­ние или прекращение прав и обязанностей. Обычно содержит сведения о его участниках, изло­жение предмета, сущности сдел­ки, обязательства договариваю­щихся сторон, условия осуществ­ления договора, способы оплаты за предоставленные друг другу товары, работы, услуги, формы ответственности участников за невыполнение принятых обяза­тельств, условия расторжения или продления договора, юриди­ческие адреса сторон. Скреп­ляется подписями полномочных представителей договаривающих­ся сторон и печатями (если участник договора — юридическое лицо). Договоры называют также контрактами. Существует множество видов договоров, определяе­мых их предметом, содержанием и тем, кто в них участвует [2].

Большинство сделок внутри фирмы носят устный характер. С внешними организациями фирма чаще осуществляет контакты через письменные сделки. Для эффективного управления фирмой менеджеру необходимо знать особенности и последствия заключения того или иного вида догово­ров. Используя определенные виды сделок, можно повысить эффективность ме­неджмента или застраховаться от неблагоприятного развития конъюнктуры.

Договорные отношения сопряжены с неопределенностью, риском из-за не­достаточной информации. Вместе с тем они в той или иной степени строятся на доверии и на механизмах ответственности. Не всегда нарушитель договора опасается юридической ответственности (судебные разбирательства по мелким поводам могут привести к немалым издержкам для самого истца). Но необязательность практически всегда ведет к утрате доверия партнеров, вытеснению с рынка и в конечном счете к банкротству. Иметь абсолютно полную информацию в условиях динамичного рынка вообще невозможно. Поэтому до­говор опирается, как правило, лишь на ключевые пункты, на конечные результаты, Например, акционеры не могут контролировать все решения управляю­щих, но оценивают качество их работы по результатам за год; предприниматель не может точно определить эффективность труда каждого работника и (хотя трудовой договор заключается с каждым индивидуально) также полагается на совокупный конечный результат; простой покупатель не может проверять технологию производства желаемого продукта, но он доверяет торговой марке и после покупки оценивает товар по приносимой им пользе. Принцип свободы договора, т. е. договорного оформления отношений, между хозяйственными субъектами, — очень важен, поскольку, если партнеры и формы отношений с ними предписываются монопольно или сверху, экономиче­ски трудно оценить риски, а еще труднее рассчитывать на механизм ответственно­сти.

Права собственности.В экономическом словаре собственность представляется как принадлежность средств и продуктов производства определен­ным лицам — индивидуумам или коллективам — в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отно­шений собственности. Принадлежность собственности человеку дает ему право использовать и воздействовать на имущество по своему усмотрению. Все экономические объекты являются чьей-то собственностью и одновременно не зависимо от форм собственности они неизбежно управляются, т.е. возникают отношения «субъект собственности — объект собст­венности».

Субъект собственности – собственник, юридическое или физическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распределителя, пользователя объекта собственности. Их объе­диняют в три большие группы: частные лица, коллективы и общество (государство). Частные лица — это отдельные лица, которым принадлежат предметы потребления, средства произ­водства, другое имущество. Коллектив— это объединение лю­дей, которые совместно владеют, распоряжаются и пользуются данным имуществом. Государство является самым крупным субъектом собственности. К объектам относят средства производства, предметы потреб­ления, природные ресурсы, рабочую силу. В соответствии с за­коном «О собственности Республики Беларусь» объектами собст­венности являются земля, ее недра, воды, воздушное прост­ранство, здания, сооружения, оборудование, растительный и животный мир, результаты интеллектуального труда, инфор­мация, денежные средства и др. В отношениях между субъектом собственности и объектом собственности сохраняется мера обладания объектом со стороны субъекта, его прав на объект и вид деятельности.

В связях между субъектами и объектами принадлежность собственности выражается в отношениях и правах владения, пользования, распоряжения.

Владение - исходная форма собственности фактическое реальное обладание вещью (объектом). Владелец объекта может делегировать полномочия распорядительства, сохраняя за собой получение дохода.

Пользование- потребление вещи, эксп­луатация имущества и возможность извлечения из него доходов в рамках дейст­вующего законодательства.

Распоряжение - возможность субъекта управлять собственностью любым желаемым спо­собом в рамках закона.

Формы собственности*. Частная собственность принадлежность (присвоение) средств и результатов деятельности частными лицами. Государственная собственность охватывает объекты, яв­ляющиеся достоянием всех граждан страны, управление кото­рыми осуществляют органы государственной власти.

Различают также коммунальную (муниципальную) собствен­ность, которая отражает отношения по поводу имущества ассо­циации граждан, проживающих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях.

Ключевым моментом переходного периода от централизован­ной системы управления к рыночной является реформирование отношений собственности. Рыночная и государственная эконо­мика базируются на разных ситуациях и мотивах деятельности, генерируемых отношениями собственности. В рыночной эконо­мике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизм кон­куренции и ценообразования. В государственной экономике собст­венность функционирует через административное воздействие.

Частная собственность в качестве важнейшего института рыночной экономики также рассматривается как специфическая форма договора между общест­вом в целом и индивидуумом: индивидуум распоряжается некой собственно­стью, выполняя определенные обязанности (например, когда платит налог с собственности, обеспечивает рациональное использование ресурсов, соблюдает установленные государством социальные и экологические нормы). Для общест­ва выгода от существования данного института в том, что оно значительно эко­номит на издержках, связанных с планированием, в том числе сопоставлением альтернативных вариантов, организацией использования ресурсов, наблюдени­ем, анализом результативности. Если бы дело сводилось только к попыткам ка­ких-то социальных групп использовать институт частной собственности в инте­ресах личного обогащения и упрочения своих властных позиций, то он не смог бы существовать исторически длительный период. Хотя общество и не заключает с каждым частным собственником отдельный договор, оно исходит из того, что каждый собственник, во-первых, вносит некий «залог» (оплачивает имущество при его покупке либо платит налог на наследство) и, во-вторых, ис­пытывает сильное давление стимула прибыли (и не менее сильное давление уг­розы убытков).

Частная собственность для рыночной экономики — не идеологический лозунг и не самоцель, а предпосылки децентрализованного принятия решений в конкурентных условиях. Но чтобы возник конкурентный порядок, т. е. чтобы цены смогли выполнять информационную и регулирую­щую функции, одного лишь института частной собственности недостаточно. Необходима взаимосвязанная (комплексная) реализация шести «конституирую­щих принципов конкурентного порядка»: стабильность денежного обращения; открытые рынки; частная собственность; свобода договоров; полная хозяйственная и имущественная ответственность; стабильность экономической политики [3].

Инновационный характер современного экономического развития с высокой наукоемкостыо производства изменяет отношения между тру­дом и капиталом: владельцы капитала вынуждены все больше считаться с интересами владельцев профессиональных знаний и интеллектуальной собствен­ности, а сами отношения собственности делаются все более сложными. Интернационализация капитала и его концентрация ведут к дальнейшему развитию коллективных форм частной собственности в виде акцио­нерных компаний, партнерских компаний, кооперативов. Усложнение отношений собственности вызвало к жизни появление в эконо­мической науке теории прав собственности, или неоинституционализма, родоначальниками которой стали американцы Р. Коуз (R. Coase) и А. Алчиан (A. Alchian). Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения людей с их правами на использование ресурса. Причем наибольшим влиянием в фирме пользуется тот, кто обладает правом на наиболее специфический для данной фирмы ресурс. В классической промышленной или торговой фирме этим ресурсом является капитал*, в новых сферах предпринимательской деятельности — информатике, инновационной и профессиональных услуг — интеллект. По мере того как современное производство становится все более науко­емким, роль интеллектуальной собственности в экономическом и общественном развитии неуклонно возрастает и одновременно усложняются ее формы.

Мож­но выделить три основные формы: все наемные работники фирмы являются ее совладельцами и полностью осуществляют контроль над управлением фирмой; наемные работники владеют большей частью капитала и осуществляют контроль большинства; наемные работники владеют меньшей частью капитала фирмы, рамки контроля и участия в управлении минимальны.

Переход к той или иной форме участия в прибылях и совладения не всегда связан со стремлением к максимизации прибыли и повышению эффективности: важную роль здесь играет забота о сохранении рабочих мест (опыт шведских фирм). Наконец, абсолютное большинство фирм, использующих системы участия в прибылях, относятся к третьему типу, их персонал владеет акциями, составляющими лишь незначительную часть капитала фирмы, а степень его контроля и участия в управлении минимальна.

Государство– основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Государство является основным источником политической власти и использует ее от имени всего общества. Государство имеет непосредственное влияние на экономику. Во-первых, государство издает законодательные акты и осуществляет административное регулирование, т. е. действует как сила, внешняя по отношению к экономике; во-вторых, государство выступает в качестве собственника некоторых отраслей экономики или отдельных предприятий, т. е. непосредственно осуществляющим экономическую деятельность. Во втором случае государство, как правило, подчиняется общим законам рыночной экономики, т. е. для него дей­ствуют те же законы, что и для частных предприятий.

Сегодня на Западе фактически сложилось несколько отличающихся друг от друга раз­новидностей «рыночных экономик».

Например, США ближе других стоят к принципу «laissez faire»*. В противо­положность этому Франция имеет весьма сильную государственную промыш­ленность. И поэтому «планификация» была одним из распространенных лозун­гов. В Германии, а также в Австрии получила развитие модель «социального рыночного хозяйства».

Концепция социального рыночного хозяйства исходит из того, что частное хозяйство в его чистом виде (без государственного вмешательства) столь же неизбежно чревато неэффективным функционированием экономики, не говоря уже о социальной несправедливости. Основная идея социального рыночного хозяйства - поддержание социальной гармонии. Государство обязано вмешиваться с теми или иными кор­ректирующими мерами, как только возникает опасность, что развитие рыноч­ных процессов приведет к социально нежелательным и несправедливым резуль­татам. Итак, социальное рыночное хозяйство представляет собой, по сути дела, промежуточную концепцию между чисто рыночной и централизованно регули­руемой системами экономики. Рыночное хозяйство здесь выступает как несу­щая опора всего экономического порядка. Однако оно не предоставлено само себе, а сознательно регулируется государством. Так возникает социально управ­ляемый рыночный механизм.

В общем виде можно выделить три способа, посредством которых государ­ство как экономическая организация изменяет условия работы других органи­заций, и в то же время само подвержено этим изменениям.

Прежде всего, государство распределяет ресурсы, которыми оно располагает; принимает экономические решения, приводящие к структурным сдвигам в работе крупных секторов экономики, а также устанавливающие отношения между организациями или условия этих отношений; обладает контролем над сообществом экономических организаций.

Рынок –совокупностьсоциально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда; всякий институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуг [2].

Рынок можно определить как специальное место для осуществления торго­вых операций. В широком смысле рынок трактуется как абстракция, подразумевающая общее наименование группы потребителей, объеди­ненных географическим положением или потребностями, порождающими спрос.

В основе рынка лежат отношения между хозяйственно обособленными субъ­ектами, каждый из которых преследует свою выгоду, участвуя в конкурентной борьбе. Конкуренция — основной элемент рыночной экономики, состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, направленную на снижение цен и неценовую (качественную) конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи. Конкуренция имеет, наряду с экономическим, также важное социальное измерение, поскольку обеспечи­вает творческую свободу каждого — прежде всего в сфере экономического сози­дания, препятствует ограничению обмена, воспитывает боевой дух и предпри­имчивый образ действий.

Стимулирование конкуренции включает в себя четыре главных направления:

• антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;

• введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) деловой активности;

• определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей (требования к квалификационному минимуму для занятия некоторыми профессиями);

• последовательная либерализация внешнеэкономических связей.

Главный принцип современного рынка заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателя продук­ции, которую он может и готов произвести, и лишь затем, после соответствую­щей необходимой подготовки, приступает к производству. Практически каждая сделка купли-продажи между корпорациями предваряется сейчас заключением письменного или устного контракта, имеющего юридическую силу. Контракт превращает сферу рыночных отношений в сферу прямых связей между производителями и потребителями. Контракт — это, по сути дела, заказ, выпол­няемый подрядчиком. Он позволяет составлять предварительные планы произ­водства, обеспечения его сырьем, оборудованием, рабочей силой, в некоторых случаях планы научно-технических исследований, во всех случаях — финансо­вые планы предприятия. Процесс производства практически полностью выво­дится за пределы сферы действия сил рыночной стихии и анархии. На уровне предприятия он становится предсказуемым, т. е. планомерным.

Уменьшение риска не означает, что все параметры экономической деятель­ности предприятий становятся предсказуемыми. Рыночные силы продолжают действовать в форме конкуренции производителей и/или потребителей между собой. Конкуренция влияет на уровень цены, качества, с одной стороны, и на степень загруженности производственных мощностей отдельных предпри­ятий — с другой. На смену риску не продать произведенное приходит риск ос­таться с незагруженными мощностями, в то время как твои конкуренты работа­ют на полную мощность.

Организационная культура –набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организационных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Культура организаций оказывает существенное влияние на успехи и эффективность организации. Многочисленные исследо­вания показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направлен­ных на развитие «духа» корпорации, во благо всех заинтересованных в ее дея­тельности сторон.

Признанное толкование понятия «культура» касается внут­ренней жизни организации: это образ жизни, мышление, действия и существо­вание; порядок принятия решений, поощрения или наказания служащих, это и связи внутри организации, терпимость к оппозиции.

Высокое экономическое и идеологическое значение организационной куль­туры в современных условиях делает процессы ее формирования и динамичной трансформации объектом борьбы разных сил. Суть этой борьбы сводится к ди­лемме: быть ли организационной культуре средством узкогруппового манипулирования сознанием и поведением людей или объединяющим, конструктивным и одухотворяющим началом в деятельности совре­менных хозяйственных организаций.

При организации труда тейлоровского типа традиционные условия производства объективно не требовали использования моральной мотивации и заин­тересованности работников в коллективном новаторском поиске. В современ­ной рыночной экономике на первый план выдвигаются люди, способные взять на себя высокую ответственность, стремящиеся реализовать свои творче­ские и организаторские способности.

Трансакционные издержки– затраты, связанные с осуществлением сделок на рынке, т.е действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Связаны с созданием, использованием, поддержанием и преобразованием институциональной системы функционирования менеджмента организации. Могут включать расходы на:

- регистрацию фирмы и создание фирменного стиля;

- поиск работы и мобильность;

- поиск и выбор партнера;

- подписание соглашений и контроль исполнения;
- адаптацию к происходящим изменениям;
- совершенствование квалификации отдельных работников;

- найм или увольнение;
- информацию о вакансиях и работниках;
- отбор кандидатов;
- контроль за выполнением трудового соглашения;

- предупреждение мошенничества;

Трансакционные издержки тем больше, чем выше неопределенность условий хозяйствования и ненадежность партнеров, и тем больше, следовательно, риски. Поэтому организация может или изменить эти условия (стратегии роста организации), или приспособиться к ним (стратегии выжива­ния и адаптация). В той мере, в какой организация обладает властью рынка, она обладает и властью над институциональной средой.

Краткие выводы.Каждая организация должна не только знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: ничто в управлении не происходит немотивирован­но, все имеет свою причину, все определяется сложным сплетением влияния многих переменных внешней и внутренней среды. Условия осуществления индивидуального или коллективного выбора, размещения и использования ресурсов определяет сово­купность социально-экономических правил -институтов рыночной экономики. Институты структурируют и облегчают взаимодействия между людьми: к ним относятся как положения гражданского кодекса, так и принципы разрешения житейских конфликтов, принятые в данном социуме.

Вступая в отношения по поводу купли-продажи люди в своем поведении придерживаются норм, установившихся в результате рыночного согласия (convention). Нормы рыночного поведения обусловливаются также формальными правилами, обязательными для каждого участ­ника хозяйственной деятельности. В первую очередь речь идет о свободе конкуренции, не ограниченной какими-либо льготами и привилегиями, об обязатель­ности контрактов и надежности прав собственности.

Основные прави­ла хозяйственной системе устанавливают внешние институты, определяющие в конечном счете ее характер. Они гаранти­руют и защищают права собственности, предотвращают насилие и мошенниче­ство, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность или принудительность договоров, господство закона, составляют основу рыночной экономи­ки, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократи­ческого и свободного государственного порядка.

Ключевые понятия:адаптация, право собственности, рынок, конкуренция, организация, государство, договор, организационная культура, трансакционные издержки.

ВОПРОСЫ для самоконтроля.

 

1. Что составляет компоненты внешней среды?

2. Что понимается под «инструментами управления»?

3. Какие «механизмы» определяют взаимоотношения в рыночной экономике?

4. Какие существуют неформальные нормы рыночного поведения?

5. Что является основой рыночных взаимоотношений?

6. В чем заключается главный принцип современного рынка?

7. Что такое «право собственности»?

8. В чем состоит выгода для общест­ва от существования института частной собственности?

9. Каковы способы изменения государ­ством условий работы экономических субъектов?

10. В чем смысл идеи социального рыночного хозяйства?

11. В чем заключается экономическое значение организационной культуры для менеджмента организаций?

12. В чем сущность и цели стратегии снижения трансакционных издержек функционирования рыночных институтов?

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Киселева Т.Г. , Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004

2. Краткий экономический словарь /Под ред.А.Н.Азрилияна. – М.: Ин-т новой экономики, 2005.

3. Лафта Дж.К. Менеджмент: Учеб. пособие.– М.: ТК Велби, 2004.– 592 с.

4. Словарь-справочник менеджера / Под ред.М.Г.Лапусты.– М.: ИНФРА-М, 1996.

5. Саркисов С.Э. Менеджмент: Словарь-справочник – М.: «Анкил», 2005.

6. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002

7. Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:301

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.