Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Контроль за состоянием городской среды

Загрязнение окружающей среды создается вредными выбросами, сбросами и физическими воздействиями от всех стационарных и подвижных (передвижных) источников, расположенных на территории города, а также отходами производства и потребления. Определенный вклад вносит загрязнение, обусловленное трансграничным переносом вредных веществ воздушными и водными потоками.

Экологический контроль осуществляется за источниками загрязнения, а также за загрязнением и состоянием окружающей среды на территории города. Контроль основан на данных экологического мониторинга. Основными объектами экологического мониторинга являются выбросы и сбросы источников загрязнения (газо-воздушные смеси и производственные сточные воды), атмосферный воздух жилых и рекреационных зон, поверхностные воды, почвы. Отобранные пробы выбросов и сбросов, пробы воздуха, воды и почв систематически исследуются на содержание загрязняющих веществ в аналитических лабораториях по стандартным методикам. Достоверность результатов обеспечивается, если лаборатория имеет сертификат аккредитации государственными органами стандартизации и метрологии на проведение данных анализов.

Кроме экологического контроля за загрязнением и состоянием окружающей среды города ведется государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Он основан на данных социально-гигиенического мониторинга. Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет орган Министерства здравоохранения РФ – Городской центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГорЦГСЭН). Надзор ведется:

· за водными источниками, используемыми для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения, а также для купания, занятия спортом и отдыха населения;

· атмосферным воздухом на границе санитарно-защитной и жилой зон и др.

Контроль за загрязнением городской среды от стационарных источников.Основные стационарные источники загрязнения находятся в производственной зоне города. Кроме того, отдельные предприятия, имеющие источники загрязнения, могут быть размещены в жилых массивах. Государственный учет объектов, загрязняющих окружающую среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие, ведет территориальный орган Министерства природных ресурсов РФ – Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР).

За источниками загрязнения осуществляется производственный, муниципальный и государственный экологический контроль. Муниципальный экологический контроль в настоящее время только организуется.

На предприятии контролируются выбросы и сбросы каждого источника загрязнения и предприятия в целом. Производственный экологический контроль осуществляется самим предприятием. При этом мониторинг источников загрязнения включает систематическую количественную оценку загрязнения в выбросах и сбросах, а также оценку накопления загрязняющих веществ в почвогрунтах промплощадки. Он проводится либо производственной природоохранной службой (лабораторией) предприятия, либо лабораторией другой организации. Первичная информация о загрязнении, а также об образовании отходов систематизируется, обрабатывается и представляется в отдел ГУПР в виде годового статотчета.

Служба государственного контроля ГУПР по установленному графику проводит мониторинг источников загрязнения, на основе данных которого осуществляет государственный экологический контроль за выбросами и сбросами предприятий. Контролируется соблюдение установленных нормативов ПДВ (ВСВ) и ПДС (ВСС), а также нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с требованием СанПиН 2.1.6.1032-01 предприятие осуществляет мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной (СЗЗ) и жилой зон города. За загрязнением атмосферного воздуха на границе СЗЗ и жилой зоны осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Контроль за загрязнением городской среды от подвижных (передвижных) источников.Контроль за содержанием загрязняющих веществ в отработавших (выхлопных) газах автомобилей осуществляется по ГОСТ 17.2.2.03-87 (с изменениями №1) [54] для автомобилей с бензиновым двигателем и по ГОСТ 21393-75 (с изменениями №2) для автомобилей с дизельным двигателем.

Выбросы автотранспортного средства (АТС) контролируются в период ежегодного технического осмотра. Кроме этого, службой ГИБДД проводится круглогодичный выборочный контроль. Для его проведения организуется сеть постов (в стационарном или мобильном исполнении) и рациональное размещение постов на дорожной сети.

Государственный экологический контроль выбросов АТС осуществляется соответствующим отделом ГУПР. На предприятиях при выезде АТС контролируется содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах с помощью газоанализаторов (например, газоанализатором «ГИАМ-29» определяется концентрация оксида углерода (II) и углеводородов). За сверхнормативные выбросы предусмотрены штрафы и (или) приостановка эксплуатации АТС (например, запрещение выезда на линию).

Контроль за состоянием окружающей среды города.Головной организацией по проведению мониторинга окружающей среды в городе является подразделение Росгидромета – Государственное управление «Центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды» с региональными функциями (ЦГМС-Р). Объектами мониторинга окружающей среды города являются атмосферный воздух жилых и рекреационных зон, поверхностные воды, почвы.

Мониторинг атмосферного воздуха проводится в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 [56]. Для его осуществления устанавливаются стационарные и маршрутные посты. На стационарных постах ведутся систематические наблюдения. Они оборудованы приборами и аппаратурой для отбора проб воздуха и определения метеорологических параметров. Маршрутными постами служат передвижные лаборатории на автомобилях, например «Атмосфера-2». При размещении постов учитываются: площадь города, рельеф местности, развитие промышленности и автотранспорта, условия рассеивания примесей. В городе с населением более 1 млн человек устанавливаются 10…20 постов; шаг сетки их размещения составляет 0,5…5 км. Посты устанавливаются в центральной части города, в жилых районах, зонах отдыха, на территориях, примыкающих к магистралям интенсивного движения транспорта.

Отборы проб воздуха производятся ежедневно в 7 и 13 ч местного времени (сокращенная программа наблюдений). Проводятся наблюдения за максимально разовыми концентрациями основных загрязняющих веществ: пыли, оксида серы (IV), оксида углерода (II), оксида азота (IV), а также за специфическими веществами, которые характерны для промышленных выбросов данного населенного пункта.

Мониторинг поверхностных вод проводится в соответствии с ГОСТ 17.1.3.07-82. Для проведения мониторинга организуется стационарная сеть пунктов (створов). При определении месторасположения пунктов наблюдений за загрязнением поверхностных вод учитываются места сброса сточных, подогретых, коллекторно-дренажных вод, нерестилища и зимовья рыб и т.п. В каждом пункте может быть организовано несколько створов наблюдений, например, выше и ниже источника сброса сточных вод, на расстоянии практически полного разбавления сточных вод речными.

Мониторинг почв на содержание тяжелых металлов обычно проводится вокруг промышленно-энергетических объектов по четырем румбам на расстоянии 1, 2, 3, 5 и 10 км. Отбор проб почвы производится один раз в год в летний период. При оценке загрязненности почв тяжелыми металлами обязателен учет фонового уровня загрязнения, т.к. металлы входят в естественный состав почв и минералов. Мониторинг почв на содержание нефтепродуктов проводится возле АЗС и транспортных магистралей.

Мониторинг окружающей среды. Государственная сеть наблюдений мониторинга включает стационарные посты и пункты, расположенные на территории города (рис. 4.3). Отобранные в местах наблюдений пробы анализируются в лабораториях ЦГМС-Р. Проводятся наблюдения:

· за качеством атмосферного воздуха по концентрациям 27 ингредиентов и еще 5 концентрациям веществ сочетанного действия;

· загрязнением поверхностных вод в пунктах контроля (створах) на реках. Ежедекадно анализируются пробы воды по гидрохимическим показателям (33 ингредиента) и физическим показателям (3 фактора);

· загрязнением почв суши в нескольких пунктах территории города. Пробы анализируются на содержание нефтепродуктов и тяжелых металлов (всего 9 ингредиентов); за загрязнением снежного покрова;

· радиационной обстановкой (в одном пункте) по выпадению радиационных аэрозолей из атмосферы и по концентрации радиационных аэрозолей в приземном слое атмосфере;

· химическим составом и кислотностью осадков;

· толщиной озонового слоя над территорией города.

В случае экстремально высокого и высокого загрязнения окружающей среды города проводится оперативное оповещение: ГУПР, Главного управления ГО и ЧС, ГорЦГСЭН, природоохранной прокуратуры и администрации города. Экстремально высокие уровни загрязнения, как правило, обусловлены аварийными и залповыми выбросами или сбросами загрязняющих веществ.

Служба государственного контроля ГУПР выявляет конкретные источники загрязнения и определяет виновных в создании неблагоприятной экологической ситуации в городе. Государственные инспектора выдают предписания руководству предприятия на устранение причин аварийных выбросов и сбросов и недопущение впредь их повторения. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (введен в действие с 1.07.02 г.) в области за несоблюдение экологических требований на виновных накладывается штраф. При необходимости государственные инспектора выдают представления на приостановку работы объекта (установки, цеха и пр.).

Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха может быть обусловлен неблагоприятными метеорологическими условиями (низкая облачность, штиль, опасное направление и скорость ветра). Прогноз неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) объявляется по городу ЦГМС-Р. Предприятия на период НМУ должны перейти на ограничительный режим работы. Службы госконтроля должны проверить переход работы предприятий на этот режим.

Обработанная и обобщенная информация о состоянии окружающей среды города передается в ГУПР в виде ежемесячных справок и годового статотчета. Режимная информация, охватывающая годовой период, а также динамика годовых объемов загрязнений отражают общее состояние окружающей среды города и тенденции изменения её качества. Это служит основой для планирования мероприятий по оздоровлению и охране окружающей среды.

Для принятия конкретных управленческих решений по проведению природоохранных мероприятий на основе данных экологического мониторинга (например, ограничение движения транспорта в связи с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха на примагистральной территории) необходима разработка обоснованных экологических критериев.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:843

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.