Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Организация системы экологического мониторинга

Особо охраняемые природные территории – государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Предельно допустимая (критическая) нагрузка – показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду.

Локальный экологический мониторинг предназначен для обеспечения системы управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека, выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели не достигаются, создать предпосылки для разработки мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб окружающей среде.

Целевой экологический показатель – общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно.

Окружающая среда – внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, их взаимодействие.

Экологическая политика – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологических показателей.

Международные стандарты серии ИСО 14000, распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с тем, чтобы содействовать организациям в достижении экологических и экономических целей.

Система управления окружающей средой – часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

Определить эффективность функционирования системы управления окружающей средой, решать разнообразные задачи управления может рационально организованная и постоянно действующая система экологического мониторинга.

Современный стандарт определяет экологический аспект как элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Успех системы управления окружающей средой зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность) с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и определить целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям, продемонстрировать это соответствие другим организациям. Общая цель экологического управления заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Механизм функционирования системы управления представлен на рис.6.

 

Оценка и действия со стороны руководства
Внедрение и функционирование экологического мониторинга
Проведение проверок и корректирующих поправок в процедуры экологического мониторинга

 

 

Рис. 6. Модель системы управления окружающей средой

(на основе стандарта ИСО 14000)

 

Внедрение стандартов серии ИСО 14000 в сфере экологического мониторинга позволяет организации:

a) ввести, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой на основе функций экологического мониторинга;
b) удостовериться в результативности экологической политики;
c) продемонстрировать другим организациям соответствие экологическим стандартам;
d) добиться реального улучшения управления и окружающей среды;
e) самостоятельно определить соответствие собственно такой системы региональным, российским и международным стандартом и заявить об этом соответствии.

 

Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации к рассмотрению вопроса о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Более объективные оценки воздействия организации возможны только при анализе реального влияния на природную среду по данным экомониторинга. В то же время и сам мониторинг должен быть организован в соответствии с моделью системы управления окружающей средой.

Все требования, содержащиеся в стандартах серии ИСО 14000, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов, как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует.

Плановый экологический показатель – определенное положение в отношении деятельности организации или ее частей, эффективности. Он выражается количественно и включает целевые экологические параметры, которые должны быть установлены и выполнены.

Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:

a) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;
b) включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
c) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
d) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
e) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;
f) была доступна для общественности.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы выявить возможное существенное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими воздействиями, будут приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию, в том числе путем осуществления экологического мониторинга.

Организация должна устанавливать и поддерживать на необходимом уровне документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения в рамках этой организации и контролировать выполнение этих показателей.

При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать законные требования, существенные экологические аспекты, технологические варианты, свои финансовые, эксплуатационные потребности и потребности бизнеса, а также потребности заинтересованных сторон.

Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой, предусматривающей предотвращение загрязнения окружающей среды.

Организация должна разрабатывать и выполнять программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей в области экологического мониторинга. Такая программа должна включать:

 

a) распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей между соответствующими подразделениями и уровнями в рамках организации;
b) определение средств и сроков, в которые эти показатели должны быть достигнуты.

Руководство организации должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы управления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, обладающие специальными знания ми и опытом, технологию и финансовые ресурсы.

Разрабатываются текущие и перспективные технические нормативы, ведется их мониторинг. Технический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуры идентификации возможности катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.

Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации. Эту функцию невозможно реализовать без проведения экологического мониторинга.

Экологическая эффективность (характеристика экологичности) – измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

Согласно стандартам ИСО 14000 организация должна устанавливать и выполнять документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, принятием надлежащих мер по оперативному контролю и за достижением соответствия целевых и плановых экологических показателей организации.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде. Эти данные должны включать сведения, получаемые при проведении экологического мониторинга.

Зарегистрированные данные об окружающей среде должны быть удобочитаемы, идентифицируемы и прослеживаемы по охваченным видам деятельности, продукции или услуге. Эти экологические данные должны храниться и вестись таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений и потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован. Зарегистрированные данные должны актуализироваться.

В процессе идентификации важные экологические показатели, связанные с деятельностью функциональных единиц, следует, если это уместно, рассмотреть в качестве объектов экологического мониторинга:
  а) выбросы в воздух;
  b) сбросы в воду;
  с) удаление и очистка сточных вод;
  d) радиоактивное заражение местности;
  e) использование сырья и природных ресурсов;
  f) другие локальные экологические изменения.

Таким образом, обзор содержания стандартов серии ИСО 14000 позволяет выявить необходимость организации системы экологического мониторинга для целей управления окружающей средой и мониторинга самой системы управления.

Вопросы для самоконтроля

1. Роль современных стандартов менеджмента в ведении экологического мониторинга.

2. Проанализируйте содержание модели системы управления окружающей средой (рис. 6).

3. Перечислите требования к экологической политике.

4. Основные положения, которые необходимы для ведения динамичной системы управления воздействия на окружающую среду.

5. Идентифицируйте воздействие предприятия на окружающую среду для процедур управления окружающей средой.

6. Обоснуйте необходимость мониторинга управления окружающей средой.

7. Обоснуйте необходимость менеджмента мониторинга окружающей среды.

 

6. Локальный экологический мониторинг

 

 

Программы экологического мониторинга могут быть ориентированы также на достижение специальных целей, связанных с обеспечением управления необходимой информацией для принятия организационных и других мер, для выполнения конкретных природоохранных мероприятий, проектов. Например, мониторинг фоновых величин загрязнений объектов окружающей среды проводится с целью нормирования воздействий на окружающую среду и последующего определения вреда, причиненного в процессе хозяйственной деятельности; мониторинг в условиях аварии или чрезвычайной ситуации имеет целью обеспечение необходимой экстренной информацией служб, занятых ликвидацией аварии и ее последствий.

Одной из основных задач мониторинга является получение надежных, точных и объективных результатов, создание необходимых и достаточных условий, обеспечивающих стабильное получение достоверных результатов.

Эта задача достигается за счет:

- высокой квалификации персонала;

- использования современных средств измерения, испытательного и вспомогательного оборудования;

- применения актуализированной нормативной документации;

- метрологического обеспечения выполнения наблюдений;

- контроля качества результатов мониторинга;

- строгой регламентации ответственности персонала за достоверность и объективность получаемых результатов;

- участия в межлабораторных испытаниях и измерениях;

- постоянного совершенствования всей системы обеспечения качества результатов мониторинга.

Другой задачей экологического мониторинга является получение оперативной информации о воздействиях на объекты окружающей среды с целью принятия управленческих решений. Это достигается за счет оперативной обработки и передачи информации в виде, пригодном для проведения анализа и принятия решений.

К частным задачам экологического мониторинга относятся:

- наблюдение за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду;

- наблюдение за факторами антропогенного воздействиями и их оценка;

- наблюдение за состоянием отдельных компонентов окружающей природной среды и происходящими в них процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

- оценка достоверности данных о загрязнении окружающей среды, полученных расчетным путем (например при расчете рассеивания примесей в приземном слое атмосферы);

- оценка фактического состояния компонентов окружающей природной среды;

- выполнение производственного экологического контроля в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- прогноз изменения состояния компонентов окружающей природной среды под влиянием природных и антропогенных факторов;

- получение количественной информации для планирования природоохранных мероприятий, для планирования инвестиций.

 

В систему экологического мониторинга входят следующие основные процедуры:

- определение конкретных целей и задач мониторинга,

- определение объектов мониторинга,

- сбор информации и предварительное обследование объектов мониторинга,

- составление информационной модели объекта наблюдения,

- разработка аналитической программы мониторинга,

- разработка технологических регламентов по отдельным параметрам измерений для объектов мониторинга,

- отбор проб и выполнение измерений,

- оценка достоверности результатов и их документирование,

- оценка состояния объекта наблюдения и идентификация информационной модели,

- корректировка информационной модели и программ мониторинга,

- прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения, разработка необходимых корректирующих мероприятий.

Объекты мониторинга: поверхностные, подземные и сточные воды, атмосферный воздух, промышленные выбросы в атмосферу, почвы, отходы, биота и др. Например, сточная вода – вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории.

При разработке программ экологического мониторинга и выборе объектов мониторинга проводится анализ следующей информации:

- сведений о фоновом загрязнении объектов окружающей среды;

- сведений о потенциальных источниках поступления загрязняющих веществ в окружающую среду – о выбросах в атмосферу, сбросах сточных вод в поверхностные и подземные водные объекты и на рельеф местности, о внесении в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ, о местах захоронения и складирования отходов производства и потребления, о возможных техногенных авариях и т.д.;

- данных о переносе загрязняющих веществ и их возможной трансформации и аккумуляции в объектах окружающей среды, в том числе данных о процессах ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ.

При разработке программ мониторинга в качестве объектов экологического мониторинга могут быть выбраны:

- поверхностные и подземные воды (в том числе используемые для питьевого водоснабжения),

- атмосферные осадки, снег,

- сточные воды,

- атмосферный воздух (в том числе на территории промплощадки, в пределах населенных мест),

- промышленные выбросы в атмосферу (вентиляционные выбросы),

- выбросы в атмосферу передвижных источников,

- почвы и грунты,

- донные отложения,

- остатки растительности,

- объекты животного мира (ткани рыб, млекопитающих и т.д.).

Выбор объектов экологического мониторинга предшествует определению конкретных показателей, подлежащих выявлению в каждом из объектов мониторинга.

Программы мониторинга (фоновый мониторинг, мониторинг загрязнения объектов окружающей природной среды, мониторинг источников загрязнения, мониторинг в условиях аварийных ситуаций)

Для решения конкретных задач по управлению охраной окружающей среды разрабатываются комплексные краткосрочные (на 1-2 года) и долгосрочные (на 5-10 лет), а также отдельные целевые программы мониторинга.

Для каждого вида мониторинга, исходя из поставленных целей и задач, в целевой программе определяются:

- виды и количество наблюдений для каждого вида природных объектов,

- перечень вредных веществ, по которым проводятся наблюдения,

- периодичность наблюдений, сроки начала и окончания наблюдений,

- количество стационарных и временных пунктов (точек, створов, постов) и их пространственная привязка к природным и промышленным объектам,

- сроки и форма представления результатов, алгоритмы их обработки и направления использования.

В зависимости от видов мониторинга в программе могут ставиться различные дополнительные задачи:

- при фоновом мониторинге – определение фоновой концентрации загрязняющего вещества в объектах окружающей среды, тенденций изменения фоновых концентраций во времени;

- при мониторинге объектов окружающей природной среды – определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду, оценка возможностей природных экосистем принимать дополнительную нагрузку, оценка потенциально возможных максимальных воздействий, которые не вызовут необратимых изменений в экосистемах, оценка приемлемости объектов окружающей среды для различных видов природопользований (проживание людей, забор воды, сброс сточных вод, выбросы в атмосферу, размещение отходов и т.д.);

- при мониторинге источников загрязнения – определение вклада каждого источника в загрязнение окружающей среды, проверка соблюдения установленных нормативов предельно допустимых воздействий на природные объекты (выбросы, сбросы, размещение отходов и т.д.);

- при мониторинге в условиях аварий и чрезвычайных ситуаций – определение реального вреда, причиненного окружающей природной среде, прогнозирование направлений развития аварийной ситуации и разработка мероприятий по ее локализации и ликвидации, определение объемов ликвидационных работ (площадь земельного участка, подлежащего рекультивации и т.д.).

При разработке программ мониторинга источников загрязнения окружающей среды и мониторинга самих объектов окружающей среды перечень показателей и периодичность наблюдений зависят от перечня нормируемых показателей загрязнения и от разрешенных величин валовых выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, размещения отходов. Как правило, мониторинг источников загрязнения выполняется в таких случаях для целей производственного экологического контроля и проводится по плану-графику, согласованному с органами государственного управления на стадии получения разрешения на сброс сточных вод в водные объекты, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на временное размещение отходов.

При формировании программы фонового мониторинга основным условием является репрезентативность выборки значений (т.е. длина временного ряда наблюдений), поэтому начинать наблюдения по программе фонового мониторинга следует заблаговременно до начала хозяйственного освоения территории. За фоновую концентрацию вещества принимается статистически обоснованная верхняя доверительная граница возможных средних значений концентраций этого вещества, рассчитанная по результатам наблюдений для наиболее неблагоприятных метеорологических или гидрологических условий или наиболее неблагоприятного времени года. При расчете фоновых концентраций следует учитывать только те точки наблюдений, по которым имеются данные не менее чем за 1 год – при ежемесячной или ежедекадной системе отбора проб, не менее чем за двухлетний период – при 6-8-разовых наблюдениях за год, не менее чем за трехлетний период – при 4-5-разовом отборе проб за год. Основное условие – наблюдения проводились не менее года и минимальное число точек за расчетный период было не менее двенадцати. Периодичность наблюдений при фоновом мониторинге зависит от той погрешности определения фоновых показателей, которая допускается при оценке воздействий на окружающую среду. Перечень показателей фонового мониторинга определяется исходя из профиля предполагаемой хозяйственной деятельности на данной территории.

При формировании программы мониторинга в условиях аварийных и чрезвычайных ситуаций перечень показателей загрязнения определяется характером аварии и ее потенциальными последствиями с учетом физико-химических процессов, происходящих в объектах окружающей среды во время и после аварии. Частота мониторинга зависит от масштаба аварии, быстроты происходящих процессов, выбранной технологии ликвидации аварийной ситуации и ее последствий. Программа мониторинга должна быть рассчитана не только непосредственно на период устранения аварийной ситуации, но и на период ликвидации ее последствий.

Так, целевой программой мониторинга объекта размещения отходов должны быть предусмотрены наблюдения за состоянием грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв в зоне влияния объекта. Проект такой программы мониторинга согласовывается с государственными контролирующими органами. Система мониторинга объекта размещения отходов должна включать не только приборы, но и специальные устройства и сооружения – шурфы, колодцы, наблюдательные скважины. Помимо создания наблюдательных сооружений, необходимо оборудование контрольного сооружения выше по потоку грунтовых и поверхностных вод с целью определения фоновых значений загрязняющих показателей. В отбираемых по графику (например, плановый отбор осуществляется один раз в неделю, внеплановые отборы – после сильного дождя, в период половодья, во время оттепели и т.д.) пробах грунтовых и поверхностных вод определяются показатели загрязнения, предусмотренные программой (исходя из состава отходов, размещенных на объекте), например: аммоний-ион, нитраты, нитриты, гидрокарбонаты, хлориды, сульфаты, ионы железа, нефтепродукты, биохимическое потребление кислорода (БПК), водородный показатель (рН), кадмий, хром, свинец, сухой остаток и т.д. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное (в несколько раз) увеличение концентраций определяемых показателей по сравнению с пробами на контрольных (фоновых) сооружениях, необходимо увеличить частоту отбора проб и расширить количество определяемых показателей, а также принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня предельно допустимых концентраций.

Система мониторинга объекта размещения отходов включает также постоянное наблюдение за качеством воздушной среды. Необходимо ежеквартально производить отбор и анализ проб воздуха на территории объекта и на границе санитарно-защитной зоны. Определению подлежат показатели загрязнения, характерные для тех видов отходов, которые размещены на объекте. Перечень показателей и частота отбора проб обосновываются при разработке проекта мониторинга. При анализе проб атмосферного воздуха в перечень загрязняющих веществ могут включаться оксид углерода, оксиды азота, суммарные углеводороды, метан, сероводород, меркаптаны, бензол и т.д. В случае установления по результатам мониторинга величин концентраций, хотя бы по одному компоненту превышающих предельно допустимые значения, должны быть приняты меры, адекватно учитывающие уровень и характер загрязнения.

В зоне возможного влияния объекта размещения отходов по отдельной программе выполняются наблюдения за состоянием почв и растительности. С этой целью качество почв контролируется по химическим элементам, включенным в программу мониторинга; как правило, к ним относятся общие примеси, нитриты, нитраты, сульфаты, нефтепродукты, тяжелые металлы.

Специфика хозяйственной деятельности часто предопределяет обязательное включение во все программы мониторинга оценку загрязнения почв нефтепродуктами. При попадании нефти и нефтепродуктов в почву происходят глубокие изменения химических, физических, микробиологических свойств почвы, существенная перестройка всего почвенного профиля. Из-за отсутствия законодательно установленных предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в почвах оценка загрязнения производится путем сравнения с фоновыми значениями.

Загрязнением почв нефтью и нефтепродуктами принято считать увеличение концентраций нефтепродуктов до уровня, при котором

- нарушается экологическое равновесие в почвенной системе,

- происходит изменение морфологических и физико-химических характеристик почвенных горизонтов,

- изменяются водно-физические свойства почв,

- нарушается соотношение между отдельными фракциями органического вещества почвы,

- снижается продуктивная способность земель.

Потенциальными источниками загрязнения почв являются буровые площадки, буровые и промысловые амбары, нефтепромыслы, факелы, нефте- и газопроводы, нефтехранилища, наземный транспорт.

Программа мониторинга загрязнения почв нефтепродуктами может включать в себя визуальные наблюдения, физико-химический анализ, биологический анализ.

Сущность визуального метода заключается в осмотре источников загрязнения и их регистрации, предварительной оценке степени загрязнения почв и состояния растительности. Инструментальный мониторинг ведется на эпизодических и режимных пунктах наблюдений. Эпизодические пункты определяются по необходимости уточнения конкретного источника загрязнения; режимные пункты устанавливают на местах аварийных разливов. В качестве таких пунктов могут выбираться участки после засыпки шламовых амбаров и захоронения отходов, территории действующих факелов, нефтяных резервуаров, а также участки вблизи населенных пунктов, лесных массивов, водных объектов.

Локальный экологический мониторинг наиболее развит в добывающих ресурсы отраслях, нефтехимической промышленности. Существующие гидрометеорологические наблюдения в крупных городах ведутся, как правило, в рамках федерального мониторинга.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение локального экологического мониторинга.

2. Определите цель локального мониторинга.

3. Определите основные и частные задачи мониторинга окружающей среды предприятия.

4. Назовите основные направления организации наблюдений за окружающей природной средой.

5. Основные требования к наблюдениям при разработке программ мониторинга источников загрязнения окружающей среды.

6. Особенности программ наблюдений фонового мониторинга.

7. Перечислите основные положения программы мониторинга в условиях аварийных и чрезвычайных ситуаций.

8. Назовите показатели мониторинга объекта размещения отходов.

9. Приведите примеры предприятий, на которых необходимо вести мониторинг загрязнения почв нефтепродуктами.

 

8. Порядок разработки аналитической программы и технологических регламентов мониторинга

 

Программы мониторинга являются основой для подготовки конкретных аналитических программ, которые разрабатываются отдельно для каждого подразделения, осуществляющего экологический мониторинг. При необходимости может быть разработана сводная аналитическая программа для любого уровня обобщения информации. Затем разрабатываются технологические регламенты по каждому объекту анализа, включенному в аналитическую программу мониторинга.

 

Основанием для разработки аналитической программы является техническое задание на проведение мониторинга, разработанное и утвержденное экологической службой предприятия. В задании должны быть четко и однозначно указаны:

- цели и задачи проведения мониторинга,

- источники финансирования работ, объем финансирования,

- территория и время проведения мониторинга,

- объекты мониторинга,

- конкретные загрязнения и физические параметры, подлежащие измерениям при проведении мониторинга,

- конкретные формы нахождения показателей загрязнения в объектах окружающей среды,

- формы представления результатов мониторинга,

- порядок обработки и передачи результатов.

Создание аналитической программы мониторинга в общем случае предполагает выполнение работ, которые можно условно разбить на несколько этапов (табл.3).

Таблица 3 Этапы выполнения аналитической программы

 

№ этапа Состав работ Чем заканчивается этап
Обоснование объектов мониторинга, перечня показателей, периодичности наблюдений, выбор точек (маршрутов) наблюдений Проект программы контроля/мониторинга
Выбор методов и средств измерений для организации мониторинга Проект табеля оснащенности объектовых лабораторий
Обоснование необходимости выполнения субподрядных работ другими организациями Перечень организаций-субподрядчиков и состава выполняемых наблюдений
Расчет затрат на различные варианты реализации системы мониторинга Расчет затрат
Обоснование сроков передачи данных мониторинга на различных уровнях управления Проект регламента передачи данных контроля
Обоснование состава данных, подлежащих передаче в государственные органы управления и контроля Перечень данных, передаваемых в государственные органы
Обоснование требований к архивации и обобщению информации на объектовом уровне (формы таблиц, сроки хранения и др.) Проект инструкции по ведению архивных документов на объекте мониторинга

 

При необходимости для подготовки аналитической программы мониторинга могут привлекаться научно-исследовательские организации и аналитические лаборатории, которые будут участвовать в проведении мониторинга. При составлении аналитической программы учитываются возможности подразделений экологического мониторинга и определяется необходимость привлечения к работе контрактных субподрядных организаций.

Аналитическая программа, согласованная с руководителями лабораторий, участвующих в ее выполнении, утверждается, как правило, экологической службой организации.

Следующим этапом работ является разработка технологических регламентов по каждому объекту анализа, включенному в аналитическую программу мониторинга. Технологические регламенты разрабатываются непосредственно лабораториями, выполняющими мониторинг с использованием типовых форм. В технологические регламенты включаются все этапы работ, непосредственно выполняемые лабораторией в соответствии с аналитической программой и с процедурами, принятыми в лаборатории, в том числе:

- размещение конкретных точек наблюдений и мест отбора проб,

- определение сроков и периодичности наблюдений и отбора проб,

- отбор проб и их доставка в лабораторию,

- подготовка проб к анализу,

- проведение анализа,

- документирование результатов,

- подтверждение достоверности результатов и т.д.

Типовые формы регламентов приводятся в виде таблиц по каждому из объектов мониторинга.

В качестве примера приведен типовой технологический регламент для мониторинга атмосферного воздуха (табл. 4).

Таблица 4

 

Технологический регламент на проведение мониторинга загрязнения атмосферного воздуха диоксидом серы

 

№ эта-па Наиме­нова­ние этапа Испол-нители Основа-ние для прове­дения этапа работ Регла-мент про­веде­ния на­блю­дений Запол-няемые формы Методы и средства измерений Прове-ряемые рабочие матери-алы Ответ-ствен-ный за работу на этапе

 

Порядок разработки программ пробоотбора

В технологические регламенты на выполнение мониторинговых наблюдений, связанных с отбором проб объектов окружающей среды с целью проведения химического анализа, в обязательном порядке включаются программы пробоотбора, которые оформляются как составная часть этих регламентов. При разработке программ пробоотбора необходимо учитывать требования, которые регламентируется нормативными документами. Особые требования, предъявляемые к средствам пробоотбора для экологического мониторинга, связаны с необходимостью обеспечения репрезентативности и воспроизводимости при отборе проб объектов окружающей среды, а также с возможностью потери части информации при транспортировке и хранении проб.

Действующими нормативными документами установлены различные требования к средствам пробоотбора. Так, электроаспираторы, применяемые для отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов в атмосферу, должны обеспечивать:

- непрерывную работу в течение 20 мин.,

- поддержание стабильного расхода воздуха при отборе,

- отбор проб одновременно через несколько каналов,

- определение объемного расхода с погрешностью не более 5% для атмосферного воздуха и 10% - для промышленных выбросов в атмосферу.

Особые требования предъявляются также к устройствам отбора проб почв, поверхностных, подземных и сточных вод, донных отложений, атмосферных осадков и др. При разработке программ пробоотбора следует учитывать необходимость консервации различного вида проб, особенности транспортировки проб, соблюдать порядок оформления процедуры отбора специальными актами и т.д. Если на стадии отбора проб не будут соблюдены все необходимые требования, то результаты мониторинга не могут быть признаны достоверными.

Так, отбор проб почвенных образцов проводят два раза в год: после оттаивания почвы весной и осенью – до заморозков. Глубина взятия образцов – 20-40 см. Для сопоставимости результатов важно, чтобы сроки и способы отбора проб были идентичны. Для изучения вертикальной миграции – определение глубины просачивания нефти, других загрязнителей, наличия внутрипочвенного потока, характера трансформации почвенного профиля – закладываются почвенные разрезы и «прикопки». Размер опорного разреза 0.8 x 1.5 x 2.0 м (соответственно ширина короткой «лицевой» стенки, ширина длинной стенки и глубина разреза). Разрез располагают так, чтобы «лицевая» стенка была освещена солнцем. В разрез опускается мерная лента, по которой отмечаются глубина проникновения загрязнителя и глубина каждого почвенного горизонта. По «лицевой» стенке описывается морфология почвенных горизонтов (цвет, влажность, структура, плотность, механический состав, новообразования, включения, мощность корневой системы растений и т.д.), отмечается глубина, с которой почва вскипает от добавления 10%-ной соляной кислоты.

Образцы почв отбирают сначала из нижних горизонтов, постепенно переходят к верхним. С каждого генетического горизонта отбирается один образец почвы массой 0.5-1.0 кг. Если мощность генетического горизонта превышает 0.5 м, отбираются две пробы – соответственно из верхней и нижней частей горизонта.

При аварийных разливах загрязнителей почвенные пробы отбирают по диагонали загрязненного участка через каждые 8-10 м, начиная от края. Загрязненность территории от воздействия факела контролируют отбором почвенных образцов через каждые 500 м общей протяженностью до 3 км, а во всех остальных случаях – по периметру участка через 8-10 м, отступая от границы загрязненного участка на 10 м.

Сеть режимных контрольных пунктов должна быть динамичной и ежегодно пересматриваться с учетом результатов анализов и других сведений. Состав показателей, подлежащих определению в пробах почв, приведен в табл.5.

При формировании программы отбора проб природных и сточных вод необходимо учитывать положения ГОСТ Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб», который детально регламентирует требования к оборудованию для отбора проб воды, определяет порядок и процедуры консервации проб, их подготовки к хранению, требования к оформлению результатов отбора проб, порядок транспортировки проб и приемки проб в лаборатории.

Таблица 5

Основные показатели для определения в почвенных пробах

№ п/п Наименование показателя Режим-ные наблюдения Эпизоди-ческие наблюде-ния Наличие исходных данных для рекульти-вации Окончание работ по рекуль-тивации
Содерж. нефтепродуктов - - + +
Фракц. состав нефтепродуктов + - - -
Влажность почвы - - + +
Структура почвы - - + +
Объемная масса почвы - - + +
Общая пористость - - + +
рН солевой вытяжки + - + +
рН водной вытяжки + + + +
Содержание гумуса - - - +
Общий азот - - + +
Кальций и магний - - + +
Нитраты - - + +
Обменный натрий - - + +
Подвижные формы фосфора и калия - - + +
Хлорид-ионы + + + +
Сульфат-ионы + + + +
Удельная электропровод., рН и плотн. остат. водн. вытяжки + - + +
Степень насыщенности почв основаниями + - + +
Карбонат кальция + - + +

* + определяется; - не определяется; содержание нефтепродуктов определяется методом ИКС

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите требования к техническому заданию на составление аналитической программы мониторинга.

2. Опишите последовательность разработки аналитической программы мониторинга.

3. Раскройте содержание технологических регламентов для объектов, аналитических программ мониторинга.

4. Особенности отбора проб в различных природных компонентах.

5. Составьте перечень основных показателей для определения в пробах растений.

 

Для удобства принятия управленческих решений и наглядного представления данных мониторинга разрабатываются экологические карты. Экологическое картографирование основано на использовании топографических карт общего и тематического характера и

 

заключается в составлении специальных экологических карт (табл.7).

Большая часть элементов содержания топографических карт может интерпретироваться в природоохранных целях и в сочетании с данными мониторинга может эффективно использоваться при оценке природных условий и хозяйственном освоении территорий, а также при анализе структуры и пространственных взаимоотношений экосистем в соответствии с данными табл. 7.

Таблица 7

 

Экологическая значимость элементов содержания топографических карт

 

№ п/п Элементы содержания карт Показатели, используемые в экологических целях
Рельеф
Густота горизонталей, уклон поверхности Оценка горизонтальной миграции веществ, степень плоскостного смыва, эродированность почв
Плановые рисунки горизонталей Направления смыва, его распределение по площади
Типы и степень горизонтального расчленения рельефа Индикаторы контрастности и динамичности экосистем, распределения ореолов концентрации загрязнения в почвах и водных объектах
Искусственные формы рельефа Техногенное воздействие на рельеф
Вогнутые профили склонов Показатели стабильности склонов и возможности образования у их подножий геохимических барьеров
Оползни, овраги Проявления опасных процессов
Гидрографическая сеть
Озерная и речная сеть Водообеспеченность, дренируемость
Соотношение постоянных и временных водотоков Способность гидросети к самоочищению и восстановлению
Зарегулированные водоемы Потенциальные накопители загрязнения
Состав донных отложений Индикатор накопления загрязняющих веществ на дне водоемов
Растительность
Типы естественной растительности Устойчивость фитоценоза к антропогенному воздействию
Залесенные территории Общая оценка экологической напряженности
Редколесья Угнетенность лесной растительности
Глинистые поверхности Активность поверхностного стока, защищенность подземных вод от загрязнения
Торфяники Неустойчивость к эрозии грунты
Социально-экономические объекты
Населенные пункты, дороги Коренная площадная и линейная трансформация экосистем
Заводы, порты, рудники, нефтепромыслы Потенциальное сильное загрязнение и нарушенность природной среды

 

Ценность многочисленных тематических карт заключается в содержании информации о естественном фоне и природном потенциале территории, ее способности воспринимать антропогенные нагрузки. На таких картах систематизирована обширная информация о компонентах природной среды как факторах создания экологической обстановки. К таким картам можно отнести карты климата, геологические и гидрогеологические карты, геоморфологические карты, карты почвенного покрова, карты животного мира и т.д.

Тематические карты, дополненные результатами экологического мониторинга, могут быть трансформированы в экологические карты – биологические карты, отражающие естественное или антропогенно обусловленное состояние биоценозов, карты с границами особо охраняемых природных территорий, геоэкологические карты, характеризующие состояние абиотической части природной среды, и т.д.

Экологические карты различаются по сложности картографируемых экологических ситуаций или связей и подразделяются:

- на простые, по которым легко определить зависимости одного параметра от другого (например содержания тяжелых металлов от положения относительно источников загрянения);

- относительно сложные, отражающие состояние отдельных компонентов природной среды или отдельных видов организмов (карты экологического состояния почв, водоемов, видов животных или растений);

- сложные, на которых воспроизведены комплексные оценки влияния целого ряда антропогенных нагрузок на состояние многокомпонентных природных комплексов.

По принципам картографирования выделяются:

- аналитические карты, содержащие конкретную информацию о видах и степени воздействия на природную среду;

- типологические карты, или схемы районирования отдельных территорий по напряженности экологической обстановки.

На экологических картах может содержаться дополнительная информация о загрязнении объектов окружающей природной среды, полученная в результате проведения экологического мониторинга. Картографическими способами могут быть представлены различные виды техногенных нагрузок и соответствующие им загрязнители: загрязнения атмосферного воздуха в районе населенных пунктов и промышленных предприятий, загрязнения почв и водных объектов тяжелыми металлами и нефтепродуктами, загрязнение грунтовых вод. Может быть представлена информация о нарушенности природной среды (карьеры, отвалы, нефтяные амбары, хвостохранилища и т.д.) и состоянии биоценозов (распространение заболеваний, сокращение численности и исчезновение отдельных видов животных, растений).

На экологические карты могут наноситься сведения о проводимых природоохранных мероприятиях, сведения о существующей системе экологического мониторинга: расположение контрольных створов на водных объектах, наблюдательных скважин, маршрутов подфакельных наблюдений, точек отбора проб, мест нахождения стационарных лабораторий и т.д.

Обработка и передача информации в системе мониторинга

 

Требования к процедурам обработки и передачи информации формулируются на стадии создания аналитических программ и технологических регламентов. Основные из них:

- иерархический подход к построению системы обработки и передачи информации,

- оперативность обработки и передачи информации (они могут сильно различаться в зависимости от вида мониторинга – фоновый, в условиях аварии и т.д.),

- компьютерная обработка информации с помощью унифицированного программного обеспечения – единого для всех подразделений мониторинга (это позволит обеспечить сопоставимость результатов и упростить обмен информацией между подразделениями мониторинга),

- соблюдение сроков обработки и передачи информации, установленных аналитической программой,

- документирование всех этапов обработки и передачи информации,

- назначение ответственных лиц за проведение каждого из этапов обработки и передачи информации,

- сохранение конфиденциальности информации на всех уровнях обработки результатов,

- представление результатов мониторинга в наглядной форме, удобной для анализа и принятия управленческих решений,

- незамедлительное информирование руководства об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей среды.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризируйте способ документирования результатов первичных измерений.

2. Перечислите рабочую документацию лаборатории.

3. Приведите правила представления картографического материала по данным мониторинга.

4. Дайте классификации экологических карт.

5. Перечислите основные принципы подготовки и передачи информации в системе мониторинга.

 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2960

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.