Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

По пространственным масштабам

Структура, цели и задачи современного экологического

Задачи экологического мониторинга

Понятие экологической проблемы

Структура, цели и задачи современного экологического

мониторинга.

2. Государственный, производственный и общественный

экологический контроль

 

мониторинга.

 

Под мониторингом окружающей среды понимается система наблюдения за состоянием окружающей природной среды, позволяющая на основе анализа результатов наблюдения выявлять изменения, связанные с антропогенной деятельностью и предвидеть тенденции этого изменения в будущем. Различают геофизический и биологический мониторинги. Геофизическиймониторинг включает элементы наблюдения, оценки, прогноза состояния и изменения среды.

Основной задачей биологического мониторинга является определение состояния биосферы и ее отклика (реакции) на антропогенное воздействие.

Современный геофизический мониторинг имеет следующую структуру.

- глобальный;

- региональный;

- локальный;

- импактный.

Глобальный мониторинг контролирует процессы происходящие на всей планете, в ее атмосфере, в океанах, на суше. Для обеспечения наиболее достоверных результатов глобального мониторинга его объектом является сеть из 226 биосферных заповедников, расположенных в 62 странах. Для сбора оперативных сведений используются 30-40 заповедников, которые удовлетворяют следующим требованиям:

- имеют размер 20000 га;

- территория доступна для проведения измерений;

- заповедник взят навечно под правовую защиту;

- заповедник имеет постоянный штат;

- тип растительности в заповеднике соответствует основным биогеографическим типам земного шара.

В России мониторинг глобального загрязнения осуществляется в биосферных заповедниках Кавказском, Приокско-террасном, Баргузинском, Березинском. В программу работ этих заповедников входит измерение наиболее важных загрязняющих веществ (окислы серы и азота, озон, свинец, кадмий, ртуть, полихлорированные бифенилы и др.).

Региональный мониторинг контролирует процессы загрязнения в крупных регионах государств. В России, например, региональный мониторинг атмосферы осуществляется вдоль западной границы на 10 специализированных станциях, на которых ежегодно обеспечивается около 40000 определений. Результаты о содержании вредных примесей в приземном слое атмосферы дополняются данными о загрязнениях на высоте 5000 метров, получаемых на 26 маршрутах с помощью специальных самолетов-лабораторий. Работы, выполненные в последние годы, показали, что на европейскую часть России ежегодно выпадает 5-10 млн. тонн соединений серы.

Мониторинг на локальном и импактном уровнях выполняется сетью стационарных постов, расположенных в городах и промышленных центрах, на границах санитарно-защитных зон промышленных районов. Получаемые данные дополняются постоянными маршрутными и подфакельными наблюдениями, осуществляемыми с помощью передвижных лабораторий. Локальный и импактный мониторинг ведется в России в 460 городах и промышленных центрах. Годовой объем наблюдений составляет около 6 млн. наблюдений.

 

2. По государственной или ведомственной принадлежности:

- межгосударственный мониторинг;

- государственный мониторинг;

- межведомственный мониторинг;

- ведомственный мониторинг;

- общественный мониторинг.

3. По наблюдаемым объектам природы:

- мониторинг озоносферы;

- мониторинг атмосферы;

- мониторинг мирового океана;

- мониторинг снежного покрова;

- мониторинг почвенного покрова.

4. По количеству наблюдаемых и анализируемых параметров:

- комплексный мониторинг;

- однокомпонентный мониторинг.

5. По величине наблюдаемого параметра:

- фоновый мониторинг;

- мониторинг загрязнений, превышающих фон.

В систему мониторинга входят подсистемы наблюдения, анализа, прогнозирования.

Основными задачами систем мониторинга являются:

- наблюдение за фактическим состоянием элементов биосферы;

- изучение фоновых уровней загрязнений антропогенного и естественного происхождения;

- оценка фактического состояния биосферы на основе наблюдений;

- выделение изменений, обусловленных деятельностью человека;

- осуществление раннего предупреждения, предотвращающего опасные последствия загрязнений;

- прогнозирование тенденций изменения состояния биосферы на ближайшую и отдаленную перспективу;

- совершенствование существующих и разработка новых средств измерения параметров биосферы.

При проведении мониторинга необходимо учитывать следующие его особенности:

1. Гарантия качества измерений. Она должна охватывать подготовленность персонала, соответствующее оснащение и оборудование лабораторий, наличие селективных и высокоточных методов исследований, технику отбора и обработки проб, контроль качества проведенных измерений, межлабораторные сличения, обеспечивающие сравнимость данных, получаемых на разных станциях.

2. Комплексность системы мониторинга. Система мониторинга в идеальном случае должна проследить за загрязняющим веществом от его источника и до контрольной точки. В большинстве случаев вынос загрязняющего вещества осуществляется по воздуху, в сухих, мокрых выпадениях, выносах с реками и водотоками. Поэтому мониторинг загрязняющего вещества должен быть многосредным, суммарным и долгосрочным.

3. Сравнение фоновых загрязнений природного и антропогенного происхождения - одна из задач глобального мониторинга, которая заключается в установлении уровней загрязнения природного характера, для его сравнения с антропогенным загрязнением и установлением тем самым перечня загрязняющих веществ, подлежащего определению.

4. Усовершенствование методов мониторинга. Расширение данных физико-химического характера, необходимых для комплексной оценки состояния биосферы может легко привести к удвоению бюджета, отпущенного государством на мониторинг. Поэтому необходимо искать новые пути для комплексной оценки токсичности природной среды. (Биоиндикация воды в водоеме по популяции рыбы в нем, биоиндикация состояния почвы по прорастающим в ней семенах, биоиндикация атмосферного воздуха по состоянию лишайников и др.) В то же время следует отметить, что биотесты могут использоваться только в совокупности с определенным минимумом сведений, найденных инструментальными методами. В противном случае истинное загрязнение природной среды остается невыясненным.

5. Понятие принципа приоритетности.

Сложность проведения мониторинга, влияние загрязняющих компонентов на здоровье человека, нехватка выделяемых для проведения мониторинга средств и ряд других факторов приводят к необходимости выделения перечня приоритетных направлений в мониторинге:

- определение приоритетной зоны контроля (биосферы и ее компонентов, регионов, зон и др.);

- определения приоритетного перечня вредных веществ, подлежащих контролю;

- определение приоритетных проблем мониторинга;

- определение приоритетных методов контроля.

 

2. Государственный, производственный и общественный

экологический контроль

Государственный контроль за охраной природы и использованием природных ресурсов осуществляется исполнительными органами местной власти, а также Государственным комитетом России по лесу - в части использования лесов и соблюдения лесного законодательства, Министерством здравоохранения России - в части контроля за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм, Государственным комитетом по гидрометеорологии для регулирования качества атмосферного воздуха, ГИБДД - в части контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу автомобильной техникой.

В ходе государственного экологического контроля формируется техническая политика регулирования качества окружающей среды. Таким образом, все нормы, правила, методики, инструкции, рекомендации по деятельности в области охраны воздушного бассейна вводятся в действие соответствующими государственными учреждениями России. Регулирование качества атмосферного воздуха, к примеру, осуществляется в основном по четырем направлениям:

1.Оптимизацией размещения новых производств и экспертизы проектов строительства и реконструкции промышленных предприятий;

2. Установлением для каждого предприятия ограничений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух;

3. Планированием и осуществлением мероприятий по охране воздушного бассейна;

4. Контролем за выполнением государственных планов и законодательства по охране атмосферного воздуха.

В процессе проведения экспертизы при строительстве новых предприятий проверяется обоснованность выбора района, учет уже имеющейся нагрузки по загрязнению, физико-географические и метеорологические условия, достоверность данных, положенных в основу расчета, правильность самих расчетов и примененных при этом санитарно-гигиенических нормативов. В последние годы много внимания уделяется совершенствованию технологий и оборудования для улавливания и обезвреживания вредных веществ. Совершенствуются также с учетом экологических показателей технологии производства продукции и предпочтение отдается именно тем, которые в меньшей степени загрязняют воздушную среду.

Для оценки фактического и ожидаемого загрязнения окружающей среды используются характеристика - предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК). Нормы ПДК устанавливаются:

- ПДК для вредных веществ воздуха рабочей зоны устанавливаются Госкомгидрометом;

- ПДК для лесной растительности (ПДК-Л)- государственным комитетом лесного хозяйства;

- ПДК для оценки условий проживания населения - Минздравом.

В ряде случаев установление ПДК осуществляется совместно несколькими министерствами или ведомствами. Для некоторых вредных веществ, для которых ПДК по каким–либо причинам не установлены, разрабатываются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ).

Нормирование выбросов от источников загрязнения осуществляется путем их ограничения - введением норм предельно допустимых выбросов (ПДВ). Нормативы ПДВ устанавливаются как для действующих так и для строящихся предприятий. В настоящее время нормами ПДВ охвачены 98% всех промышленных выбросов. Для улучшения экологической обстановки используются наряду с ПДВ более жесткие временно согласованные выбросы - ВСВ. С течением времени происходит пересмотр существующих стандартов в сторону их ужесточения. Для принятия оперативных мер по регулированию качества атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)проводятся следующие мероприятия:

- до руководства предприятий доводятся заблаговременные предупреждения об ухудшении метеорологических условий;

- на этот период вводятся в действие ВСВ;

- включаются резервные мощности очистки;

- котлы ТЭЦ переводятся на малосернистое топливо и др.

Контроль за соблюдением всех мер уменьшения вредного воздействия на окружающую среду осуществляется Государственной инспекцией по охране окружающей среды. Помощь ей оказывают санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения и Государственная инспекция МВД (ГИБДД).

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:427

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.