Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Роль личностного фактора в межличностных конфликтах

 

Социологи­ческими и социально-психологическими исследованиями установле­но, что предметно-деловые противоречия совместной деятельности гораздо реже, чем личностные, приводят к нарушению нормальных межличностных отношений. Поэтому при существенной значимости в возникновении конфликта той ситуации, в которой происходит межличностное взаимодействие индивидов, все же приоритетное зна­чение в детерминации его развертывания принадлежит личностному фактору.

На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреж­дения конфликтов и их разрешения.

О. Крегер и Дж. Тьюсон счи­тают, что различные предпочтения характеров людей лежат в осно­ве их взаимодействия и без их учета невозможно разрешить ни од­ного конфликта. Ни один межличностный конфликт не проходит без проявления к происходящему и его участникам личностного от­ношения всех людей, задействованных в нем. [34].

Как известно из психологии, особенности личности проявляются в ее темпераменте, харак­тере и уровне личностного развития.

Темпераментдастся человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и состоянии человека.

Классификация типов темпераментов по Гиппократу (V в. до н.э.) не претерпела существенных изменений до наших дней. Она лишь обогатилась благодаря учению И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности. Поэтому к сангви­никам иногда прибавляют - сильный, уравновешенный, подвиж­ный; к флегматикам - сильный, уравновешенный, инертный; к хо­лерикам - сильный, неуравновешенный; к меланхоликам - слабый.

Поведение сангвиников характеризуется подвижностью, склон­ностью к смене впечатлений, отзывчивости, общительности;

пове­дение флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замкнуто­стью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в сужде­ниях;

поведение холериков — открытостью, резкими сменами на­строения, неустойчивостью, бурными реакциями;

поведение меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубо­кими эмоциональными переживаниями.

Темперамент оказывает существенное влияние на поведение че­ловека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

Характерформируется за счет ассиметрии левого и пра­вого полушарий головного мозга к семи годам и не изменяется ра­дикально в течение всей жизни. Правое полушарие формирует эмо­ции и подсознательную деятельность, левое — логическую и рассу­дочную деятельность.

Типология черт характера человека выделяет четыре пары противопо­ложных предпочтений:

1) экстраверты — интроверты

2) сенсорные — интуитивисты

3) логические — эмоциональные

4) решающие — воспринимающие

Каждому типу характера соответствуют четыре из приведенных предпочтений. Таким образом, всего получается шестнадцать типов характеров.

Поэтому экстраверты никогда не становятся интровертами, и наоборот. Так же как левши никогда не становятся правшами, хотя могут научиться более эффективно действовать другой рукой. Только благодаря невероятным усилиям можно пре­одолеть «свою природу», но только в поведении.

Проблема влияния типов характеров на возникновение меж­личностных конфликтов и их разрешение состоит в том, что люди с противоположными предпочтениями своих типов характеров могут оказаться в ситуации совместного решения одной задачи, и их со­вместное взаимодействие может оказаться под угрозой.

Например, экстраверта и интроверта отличает друг от друга их отношение к внешнему миру. Экстраверты черпают свою энергию из внешнего мира. А интроверты находят эту энергию внутри себя. Они фикси­руют интересы на явлениях собственного внутреннего мира, кото­рому придают наивысшую ценность.

Межличностные конфликты между экстравертами и интровер­тами могут возникать из-за различия отношений в решении задач.

Экстраверт динамичен, он постоянно говорит, предпочитает обсуж­дать все вслух. Интроверт же должен все обдумать, прежде чем вы­сказаться.

Экстраверт легко переходит к новому повороту при об­суждении проблемы и снова начинает открыто ее обсуждать. Для интроверта всякий поворот обсуждения ставит его в затруднитель­ное положение, ему необходимо время для осмысления.

При со­вместном решении проблемы экстраверт будет постоянно говорить, а интроверт молчать. Это молчание экстраверт может принимать за согласие и навязывать свое решение, с которым может быть в принципе не согласен интроверт, он просто не получил возможно­сти высказаться.

Такая ситуация чревата конфликтом. Более того, доминирующее поведение экстраверта при совместном взаимодейст­вии с интровертом может послужить причиной болезни последнего.

Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями - сенсорным или интуитивным.

Люди сенсорного типа собирают информацию, опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат.

Лю­ди интуитивных предпочтений, получив информацию с помощью органов чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение и взаимосвязи между явлениями и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят глобально. Любая встреча человека сенсорных предпочте­ний с интуитивным может обернуться конфликтом.

Сен­сорному типу нужна детальная информация, интуитивный ее про­сто не воспринимает. Он найдет массу ответов приблизительных, не задумываясь, какие его вполне бы устроили. Так может возникнуть конфликтная ситуация между близкими людьми.

Люди на основе полученной информации могут по-разному принимать решение.

Человек логического типа при принятии ре­шений ориентируется на поставленную цель, его внимание концен­трируется на решении задачи.

Человек эмоционального типа ориен­тируется на то, как его решение будет воспринято другими людьми, которых оно касается. Поэтому он не торопится с принятием ре­шений.

Если оба типа вынуждены принимать решение вместе, то могут быть столкновения. Но если каждый понимает предпочтения другого, то при взаимодействии они могут дополнять друг друга. Эмоциональные будут сдерживать логических от принятия скоро­палительных решений, а те в свою очередь не дадут отложить ре­шение на неопределенный срок.

По отношению людей к жизни в этой классификации их делят на решающих и воспринимающих.

Решающие все планируют, реше­ние принимают без напряжения, они всегда что-нибудь делают.

Вос­принимающие предпочитают накапливать информацию (все может измениться), они не торопятся принимать решения.

При постоянном совместном взаимодействии между этими двумя типами могут воз­никать конфликтные ситуации тогда, когда они не понимают пред­почтений своих характеров и характеров противной стороны.

Благополуч­ное, бесконфликтное взаимодействие людей будет иметь большую вероятность, когда они будут уважительно относиться к мнению других. А различные взгляды на одно и то же явление вполне есте­ственны. Недоразумения из-за несовпадения типов характеров на­чинаются тогда, когда бескомпромиссно отстаиваются только свои собственные предпочтения.

Чем лучше люди будут знать черты в первую очередь своего характера, тем плодотворнее будет их взаи­модействие с другими людьми. У них будет возникать меньше пре­тензий к другим людям. Такое поведение является самой благопо­лучной средой для бесконфликтного общения.

Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, реакция их на внешние стимулы имеет более сложную природу. Окончательное решение на действие принимает личность.

Уровень личностного развития — еще один важ­ный фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта.

Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социа­лизации, активного усвоения и воспроизводства социального опы­та. Человеку приходится корректировать свои действия в соответст­вии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружаю­щих. Проявления своего темперамента и характера приходится дер­жать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только тем­перамент и черты характера, а личность не участвует в этом про­цессе или не в состоянии «совладать с собой».

Одна из авторитетных научных концепций личности — «Я-кон­цепция»— разработана К. Роджерсом.

«Я-концепция» — это осоз­нанная, неповторимая система представлений каждого человека о самом себе. Она формируется в процессе самопознания, через са­монаблюдение и самоанализ своих поступков, переживаний, мыс­лей, состояний, при этом происходит определение самого себя, поиски своего места в окружающем мире. Процесс создания «Я-концепции» происходит на протяжении всей жизни — от адаптации в обществе в молодые годы, до передачи жизненного опыта в зре­лом возрасте.

«Я-концепция» — это представление о том, как бы человек действовал по отношению к самому себе. Она выступает как то, что он значит для самого се­бя. Это внутренний мир человека, доступный только ему, это представление не только о том, какие мы есть, но и о том, какими мы себя полагаем, какими хотели бы быть. Она содержит в себе собственный идеал, к которому стремится ее носитель. То, как человек себя оценивает, выступает как уровень собственного достоинства.

Необходимость понимания «Я-концепции» заключается в том, что при межличностном взаимодействии люди не всегда поступают адекватно сложившейся ситуации, мотивация их поведения зависит от того, как они видят себя сами.

Психологи находят, что само­оценка человека, выраженная в «Я-концепции», может быть адек­ватной, завышенной и заниженной. От этих самооценок зависит и уровень притязаний каждого человека на собственное признание — адекватный, завышенный и заниженный.

При адекватной самооценке и адекватных притязаниях у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций при взаимодействии с другими людьми.

При завышенной самооценке у человека, наме­ренно подчеркивающего свое превосходство над другими, как правило, постоянные проблемы с окружающими. Никто не может сми­риться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного рода поощрений и вознаграждений.

У людей с заниженной самооценкой и заниженными притязаниями много неудач, а, следовательно, и переживаний неудач. Поведение человека с заниженными притяза­ниями формирует у него «комплекс неполноценности», несамо­стоятельности, зависимости от других.

Существуют и другие попытки классификации людей по некоторым другим параметрам.

Так, например, Э. Шостром в своей концепции делит всех людей на манипуля­торов и актуализаторов.

Манипуляторыэто люди, не доверяющие никому, в том числе и себе. Поступки их пронизывают ложь (фальшивость, мошенничество), неосознанность (апатия, скука), контроль (замкнутость, намеренность) и цинизм (безверие). Мани­пуляторы всегда потенциально конфликтны.

Противоположность манипуляторам составляют актуализаторы. Их характеризует чест­ность (прозрачность, искренность, аутентичность), осознанность (отклик, жизненаполненность, интерес), свобода (спонтанность, от­крытость), доверие (вера, убеждение). Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникшие конфликты.

Д. Роттер делит всех людей на экстерналов и интерналов.

Экстерналыполагают, что все, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая, других лю­дей и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чре­вато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми.

Интерналысчитают, что все происходящее с ними есть результат собственных усилий. Во всех собственных неудачах обвиняют толь­ко себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки, межличностные конфликты для них неприемлемы.

К. Леонгард разработал типологию акцентуированных личностей. Он показал, что людям с преувеличенным развитием каких-то черт характера свойственно поведение, которое отличается от нормы, но еще не превратилось в патологию. Некоторые из акцентуаций яв­ляются весьма благоприятной почвой для возникновения кон­фликтных ситуаций.

Например, истероидная(демонстративная) ак­центуация — это стремление привлечь к себе внимание любой це­ной (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, склонность к лживости и фантазированию, отсутствие угрызений совести, склонность к необычным увлечениям).

В литературе представлены типологии личности Э. Кречмера, У. Шелдона, Б.С. Братуся, Р. Мэй и др. Каждая из них расширяет представление о сложности структуры личности, ее психических компонентах. Все типологии подмечают ту мотивационную доми­нанту поведения человека, которая сформировалась у него и стала оп­ределяющей и характеризует его как индивидуальность и личность.

Углубленное представление о проявлениях темперамента, типа характера, особенностей личности дает реальную возможность для предотвращения и профилактики межличностных кон­фликтов, для их конструктивного разрешения, а также для создания атмосферы благоприятного взаимодействия.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:462

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.