Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Особенности межличностных конфликтов (функции, структура,

динамика)

 

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, прибегает к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обост­ряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремаль­ные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения кон­фликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сло­жившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляют­ся противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаи­моотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как к средству ее разрешения.

Полное раз­решение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противо­борствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сто­рон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия.

В связи с этим выделяют различные функцииМЛК: конструк­тивные и деструктивные.

К конструктивнымфункциям относят:

познавательную (появление конфликта выступает как сим­птом неблагополучных отношений и проявления возникших проти­воречий);

функцию развития (конфликт является важным источником раз­вития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз­решения противоречий);

перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует раз­витию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

разрушением существующей совместной деятельности;

ухудшением или развалом отношений;

негативным самочувствием участников;

низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отноше­ние к ним и они стараются их избегать.

Как и любой вид социального взаимодействия, межличностный конфликт следует рассматривать не только как систему, но и как процесс, т.е. МЛК имеет свою структуру (статику) и свою динамику.

В структуре МЛК выделяются субъекты, объект и предмет кон­фликта.

К субъектаммежличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремят­ся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектоммежличностного конфликта считают то, на что претен­дуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюдже­том. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.

Предметомконфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супру­гов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

По мнению авторов популярного учебника Анцупова А.Я. и Шипилова А.И. в динамике межличностного конфликта в зависимости от степени напряженности отношений можно выделить дифференцирующую и ин­тегрирующую части конфликта. [2]. Сам же конфликт состоит из трех пе­риодов:

- предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуа­ции. Осознание объективной проблемной ситуации, попытки ре­шить проблему неконфликтными способами, предконфликтная си­туация);

- конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодей­ствие, завершение конфликта);

- послеконфликт (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучше­ния взаимоотношений выделяет всего три уровня развития кон­фликта [32].

- стычки — мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений;

- столкновения — перерастание стычек в столкновения — расши­рение круга причин, вызывающих споры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые наме­рения к нам;

- кризис — перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый харак­тер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия.

Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения МЛК и ихпредупреждения. Но в любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоре­чий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным яв­лениям, ведут к ситуации спора. Если он представляет угрозу одно­му из участников, то возникает конфликтная ситуация, которая ха­рактеризуется наличием у сторон противоположных целей и стрем­лений по овладению одним объектом.

Например, вопрос лидерства в учебной группе между ученика­ми. Для возникновения конфликта необходим повод, который акти­визирует действие одной из сторон. В качестве повода могут высту­пать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В при­веденном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъекта в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта на­зывают эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной. Исследователи выделяют следующие стили поведения (стратегии) в межличностном конфликте:

-соперничество - настойчивое, бескомпромиссное противоборство, отстаивание своих ин­тересов, для чего используются все доступные средства;

-уклонение - попытка уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно, из-за недостатка условий для его разрешения;

-приспособление - готовность субъекта поступиться своими инте­ресами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий;

-компромисс - уступки с обеих сторон до той степени, когда пу­тем взаимных уступок находится приемлемое решение для противо­стоящих сторон;

-сотрудничество - совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различ­ные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них;

-ассертивность (от англ. assert — утверждать, отстаивать) — предполагает способность человека отстаивать свои интересы и до­биваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов явля­лась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов.

Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком [31].

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых ре­зультатов при разрешении межличностных конфликтов.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:668

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.