Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Роль конфликтов и их урегулирование в современном обществе стали столь велики, что во второй половине ХХ ст., как уже отмечалось, выделилась специальная область знания – «конфликтология». При этом этика, социология и психология сформировали подраздел конфликтологии, как этика посредничества. В конфликтологии под посредничеством подразумевается способ разрешения конфликтов с участием третьей стороны. А этика посредничества предполагает, что данный способ разрешения конфликтов регулируется совокупностью общепринятых этических норм и правил, диктуемых моралью.

Решение споров с помощью посредника практикуется давно. На Руси, например, эту миссию испокон веков исполняли старейшины – самые мудрые люди общины. Старейшины рода или племени выступали и в качестве медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций. Такой способ разрешения конфликтов можно назвать цивилизованным.

Третейский суд также существовал с древних веков. Спор отдавался на обсуждение судьям-посредникам. Уже в новое время третейское судейство было одним из способов разрешения споров между организованными рабочими и предпринимателями из-за условий найма. В последней четверти 19 в. в Западной Европе возникают разные учреждения для улаживания таких споров, особенно в случае стачек – примирительные камеры в Англии, промышленные суды в Германии.

В состав этих учреждений входят выборные посредники со стороны рабочих и предпринимателей. В Новой Зеландии, Западной Австралии и Женеве в 1900-1902 гг. изданы законы об обязательном разрешении столкновений рабочих и хозяев третейским промышленным трудом.

Конфликтология в настоящие время имеет множество методов, с помощью которых можно выявить причины конфликтов, этапы развития конфликтных ситуаций, а также алгоритм поведения в типичных и различных ситуациях, которые возникают в жизни человека. К таким методам относятся все методы, позволяющие совершенствовать коммуникативную компетентность людей. В настоящее время самые популярные методы это: метод картографии, метод прямых переговоров, споры, забастовки, совещания, суды, тренинги, медиаторство.

Рационально-эмотивный метод.А.Эллис разработал метод управления эмоциональным поведением, который получил название рационально-эмоциональная терапия (РЭТ). Вся теория базируется на концепциях причин возникновения человеческих эмоций, которые нашли свое отражение в философии гуманистической направленности. Тремя основными психологическими аспектами деятельности являются: мышление, эмоции, поведение. Они переплетены между собой и изменение одного из них вызывает изменение других аспектов.

Мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Наши внутренние качества, восприятие и оценка внешних событий и обстоятельств есть мощный источник наших эмоциональных реакций. В основе патологии эмоций лежат нарушения мыслительных процессов: преувеличение, упрощение, ошибочные выводы, абсолютизация и т. д.

Описание таких когнитивных ошибок через рационализацию суждений. Суть рациональных суждений состоит в том, чтобы иррациональные суждения изменить на рациональные, что поможет разрешить эмоциональные проблемы (как мы думаем так мы и чувствуем) и начать в ситуации работать с анализа мыслей, т.е изменять наши мысли. Разнообразные факторы (наследственность, окружающая среда) имеют значение в происхождении иррациональных суждений. Актуальные суждения можно изменить, хотя это и непросто. Иррациональные суждения постепенно изменяются под воздействием активного наблюдения за своим мышлением и самоанализом, что позволяет снижать уровень эмоционального стресса.

Когнитивная сфера – важный, но не единственный фактор, определяющий эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние является основой иррационального мышления. Наша склонность мыслить иррационально получает подкрепление из нашего окружения, чаще всего мы сами затягиваем состояние эмоционального дистресса, продолжая культивировать в себе иррациональное мышление. Уменьшить негативные эмоции возможно при изменении мыслей и поведения через тренировку. Рациональное мышление уменьшает выраженность и продолжительность эмоциональных расстройств, но не притупляет аффект и чувства.

Эллис создал терапевтическую систему, которая позволяет использовать обучение клиентов рациональному мышлению, регулированию эмоций и чувств не только в условиях клиники, но и самостоятельно. Простая концепция в которой иллюстрируются роли процесса мышления в эмоциональных расстройствах называется схема АСП, где А –это активизирующий опыт, т.е это неприятные или нежелательные внешние события. С – это суждение клиента, которые подразделяются на рациональные и иррациональные. П –это эмоциональные и поведенческие последствия, которые связаны с неприятными аффективными реакциями на события. Различают 4 категории иррациональных суждений:

1) суждение долженствования, т.е неадекватное отношение к людям;

2) суждение катастрофизации, оно содержит негативное, преувеличивающие события прошлого, настоящего и будущего;

3) порицающая оценка, в которой содержится негативное содержание;

4) суждение «следует» – эти суждения отражают неготовность человека принять других людей, себя, ситуацию, если они отличаются от того, какими им следовало бы быть.

Метод принципиальных переговоров.Важным преимуществом переговоров перед другими формами разрешения и регулирования конфликтов является то, что они позволяют конфликтующим сторонам выработать такое соглашение, которое будет удовлетворять каждую из них и позволит избежать длительных судебных процедур, чреватых значительными материальными издержками и риском проигрыша одной из сторон. Условия для переговоров:

1) определяются существованием взаимозависимости сторон в ситуации

соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;

2) участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в ситуациях.

Любые переговоры проходят несколько стадий: это подготовка к началу переговоров, предварительный отбор позиции, поиск взаимоприемлемого решения, завершение переговоров.

Подготовку к переговорам входит диагностика состояния дел до переговоров, определяются сильные и слабые стороны участников конфликта, прогнозирование сил, выясняется, кто будет вести переговоры и чьи интересы они будут представлять. Кроме сбора информации необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1) в чем состоит основная цель переговоров; 2) какие альтернативы есть, какие желательны и допустимы; 3) если не достигнуть соглашения, то как это отразится на интересах обоих сторон; 4) в чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне; 5) где лучше проводить переговоры; 6) какая атмосфера ожидается на переговорах; 7) важны ли отношения с оппонентом в будущем.

Возможные цели и результаты участия в переговорах.

 

Формулировка целей Возможные результаты
Отражают в максимальной степени наши интересы Наиболее желательные для нас результаты
Учитывают наши интересы Допустимые результаты
Практически не учитывают наши интересы Неприемлемые результаты
Ущемляют наши интересы Совершенно неприемлемые

Первоначальный отбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.

Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации стороны пытаются укрепить свои позиции. Если переговоры проходят с участием посредника, то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга. Кроме того, ведущий определяет факторы сдерживания сторон и управляет ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от возможности прийти к компромиссу. Предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет процедурные вопросы.

Поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба). На этом этапе стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных альтернатив. Цель участников – добиться равновесия или небольшого доминирования.

Завершение переговоров или выход из тупика. К этому этапу уже существует значительное количество различных вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами могут спасти дело. Но здесь важно конфликтующим сторонам четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу. Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу.

 

Структурно-организационные методы.К ним относятся: деловые встречи, споры, совещания, суды, забастовка, медиаторство и др.

Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ его коллективного исследования, с целью установления истины.

В процессе ведения спора в явном либо скрытом виде проявляются противоречия, которые дают возможность сформулировать проблему. Существует 7 вариантов дискуссии спора (Андреева):

1. Эвристический – состоит в том, что одна из сторон не настаивая на своем решении использует метод убеждения, интуицию и здравый смысл, которые позволяют склонить к своей точке зрения.

2. Логический – предполагает жесткий логический анализ и аргументацию, благодаря чему через формальную логику участники спора приходят к окончательному выводу.

3. Софистический – когда одна из сторон стремиться победить своего оппонента любым даже неправильным путем доказательства своей правоты.

4. Критикующий подход – когда одна из сторон акцентирует внимание на недостатках, слабых местах оппонента и не стремиться к позитивности в отношениях, но и не может предложить своих решений.

5. Демагогический подход – одна из сторон ведет спор не ради истины, а, преследуя свои личные цели увести дискуссию в сторону от истины.

6. Прагматический подход – когда одна или обе стороны ведут спор не ради истины, но ради своих практических или меркантильных целей.

Цели могут быть конструктивными или деструктивными. Конструктивная цель спора – обсуждение всевозможных вариантов решения, выработка коллективных мнений, привлечение внимания к проблеме, опровергая ненаучные, некомпетентные подходы к решению проблемы, привлечь на свою сторону людей, готовых к сотрудничеству и оценить, кто из них единомышленник, а кто противник.

Деловая встреча – это метод разрешения конфликтов по уже выявленным истинным причинам и выявленным прямым участникам. Они позволяют рассмотреть организацию как инструмент воплощения в жизнь творческого подхода к совместной деятельности. В любой встрече есть лицо, берущее на себя ответственность за принятое решение. Деловой спор с учетом творческой активности участников через процессы аргументации на основе причин ситуации, дают возможность выработать генератор выхода из ситуации.

Суд – один из методов разрешения конфликтов через регламентацию поведения на основе законов. Закон – это право, основанное на традициях, обычаях, социальных норм и религиозных норм поведения человека. Высший орган власти руководствуется кодексам законов. Недостатки в судебных решениях состоят в том, что нельзя предусмотреть все возможные жизненные ситуации, поэтому есть неудовлетворенные решения судьи, что предполагает нарушение судебных решений. Самым значимым методом разрешения проблем является арбитражный суд, который отличается от суда тем, что роль третьей стороны является неопровержимой в решении проблемы, т.е не одна из сторон, которая не согласна с решением суда, не имеет права не следовать этому решению.

Медиация – это метод, который предполагает посредничество в разрешении проблем, не навязывая решения конфликтующим, задача медиатора заключается в том, чтобы помочь прийти к соглашению конфликтующим. Медиация отличается от переговоров лишь тем, что это малый переговорный метод, где третья незаинтересованная сторона организует и управляет процессом переговоров, придавая им конструктивный характер.

Метод «здоровой дистанции». Этот метод часто используется в семейных конфликтах. Суть метода:

Делается схема-таблица:

Что было раньше Что теперь
   

 

Сначала отмечают такой распорядок дня, занятий который был у ведомого супруга, затем существующее положение дел и что изменил ведомый супруг. После этого соотносятся эти половины и составляется план здоровой дистанции.

Метод картографии конфликта.Этот метод разработан Х. Корнелиусом и Ш. Фэйр. Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Этапы разрешения конфликтной ситуации:

1) определить проблему конфликта в общих чертах, т.е выразить проблему одной общей фразой (в чем проблема?);

2) опознать и назвать главных участников (кто вовлечен?);

3) выявить нужды и опасения каждого участника или группы (каковы их подлинные потребности?).

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1251

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.