Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Стереотипы

Создание стереотипов или стереотипизация – это разновидность категоризации, организующая наш опыт общения с представителями различных наций или этнических групп и превращающая его в руководство нашим поведением в общении с этими людьми. Следует подчеркнуть, что стереотипы характеризуют нормы поведения, общие для членов группы, а не поведение отдельных индивидуумов. Основанная в Париже Ассоциация международного менеджмента провела исследование стереотипов восприятия французскими и британскими менеджерами друг друга. В отчете ассоциации приведено следующее.

Мы обнаружили, что каждому из негативных стереотипов, отличающих британцев и французов друг от друга, соответствует определенное различие в ценностях. Например, французы, описывая британцев как людей «ненадежных», «лицемерных» и «неопределенных», фактически описывают типичную для англичан склонность обходиться без общих теорий и моделей и использовать более прагматичный, эволюционный подход. Французу трудно поверить в искренность британцев и еще труднее признать манеру поведения британцев равноправной альтернативой. Французу необходимо какое-то время поработать бок о бок с британцами, чтобы понять, что за «неопределенностью» британцев кроется не тайный умысел, а скорее склонность размышлять вслух и действовать исходя из ситуации. В свою очередь англичанин, поработав с французами, перестает воспринимать их как людей, «склонных к чрезмерному чинопочитанию» и «оторванных от реальности». Со временем англичанин начинает понимать, что повышенная потребность в общей теории и модели определяет отношение французов к предприятию или проекту и объясняет их преданность организации и повышенную потребность в руководстве сверху.

Стереотипы, как и другие категории, могут быть полезными или вредными в зависимости от того, как ими пользоваться. Правильное использование стереотипов позволяет людям быстро разобраться в новой для них ситуации и действовать адекватно. Стереотипы полезны, если они:

- используются сознательно; следует понимать, что стереотипы описывают групповые нормы поведения, а не поведение отдельных индивидуумов;

- описательные, а не оценочные; стереотипы следует использовать для предсказания вероятного поведения представителей данной группы в той или иной ситуации, а не для разделения людей на хороших и плохих;

- адекватные; стереотипы должны верно описывать нормы поведения групп;

- используются только в качестве наилучшего первого приближения; стереотипы как средство предсказания и интерпретации поведения, незнакомых людей должны заменяться конкретными знаниями, получаемыми в процессе общения с этими людьми;

- модифицируемые; стереотипные представления о людях должны корректироваться по мере общения с ними.

Труднее всего выявить и изменить подсознательные стереотипы даже после продолжительного общения с данным индивидуумом или группой, поскольку эти стереотипы воспринимаются нами как реальность. Ложные подсознательные стереотипы, если от них не избавиться, обрекают нас на неправильную интерпретацию поведения других людей и ошибки на взаимоотношение с ними. Предположим, мы подсознательно придерживаемся стереотипа, согласно которому англоязычные жители Квебека отказываются изучать французский язык и должны быть ограничены в правах (ложный оценочный стереотип). Мы встречаем англоязычного квебекца, не знающего французского языка, и говорим себе» «Мы были правы: англоязычные отказываются учиться по-французски! Они заслуживают ограничений в правах». После этого мы встречаем англоязычного квебекца, знающего французский язык, и делаем вывод: «Это, должно быть, американец, потому что англоязычные канадцы не говорят по-французски». Вместо того чтобы подвергнуть сомнению, изменить или отвергнуть сложившийся стереотип («некоторые англоязычные канадцы говорят по-французски»), мы подгоняем реальность к стереотипу («он, должно быть американец»). Стереотипы позволяют действовать более эффективно, только если используются в качестве наилучшего первого приближения до того, как будет получена непосредственная информация об индивидууме или ситуации. Чрезмерная приверженность стереотипам вредна.

Индей Ратью, работая в Европейском институте деловой администрации и в Лондонской школе бизнеса, выяснил, что менеджеры оцениваемые коллегами как «эффективные на международном уровне», умеют изменять свои стереотипы с учетом опыта общения с реальными людьми, тогда как менеджеры, оцениваемые как «неэффективные на международном уровне», продолжают придерживаться стереотипов, даже когда те противоречат реальности. Например, эффективные на международном уровне менеджеры до своего первого визита в Германию вполне могут придерживаться стереотипного представления, что все немцы ориентированы на задание, т.е. ставят требования работы выше потребностей людей. Однако, прибыв в Германию и встретив там дружелюбного и ленивого герра Шмидта, они слегка изменяют свои представления. Они продолжают считать, что большинство немцев ориентированы на задания, но отдельные немцы, подобно герру Шмидту, дружелюбны и ленивы. Несколькими месяцами позже эти менеджеры, вероятно, признают, что лишь некоторые немцы ориентированы на задания, тогда как других, похоже, больше заботит поддержание хороших взаимоотношений (дружелюбные люди); все зависит от человека и ситуации. Здесь стереотипы используются в качестве наилучшего первого приближения ввиду отсутствия реальной информации о поведении группы, с представителями которой предстоит встретиться менеджерам. С течением времени эти стереотипы изменяются (модифицируются) или отбрасываются в зависимости от реальной информации о конкретных представителях группы. Напротив, неэффективные на международном уровне менеджеры чрезмерно привержены стереотипам. Они склонны рассматривать противоречащий стереотипам пример герра Шмидта исключением и продолжают считать, что все немцы ориентированы на задание. Для таких людей обычно характерна склонность к поспешным выводам на основании недостаточной информации, т.е. к «преждевременному закрытию прений».

Канадский психолог Дональд Тейлор выяснил, что большинство людей сохраняют стереотипы даже перед лицом противоречащей им реальности. Тейлор предложил англо- и франкоязычным канадцам прослушать магнитофонные записи с тремя вариантами рассказа франкоязычного канадца о самом себе. В первом варианте франкоязычный канадец характеризовал себя в соответствии с распространенными стереотипами как религиозного, гордого, впечатлительного и эмоционального человека. Во втором случае, характеризуя себя, он пользовался нейтральной терминологией. В третьем случае он, вопреки сложившимся стереотипам, характеризовал себя как нерелигиозного, робкого, сдержанного и консервативного человека. После прослушивания одной из трех версий, участников эксперимента просили охарактеризовать конкретного франкоязычного канадца, чье выступление они прослушали (а не всех франкоязычных канадцев в целом). Удивительно то, что независимо от прослушанной версии участники эксперимента давали одну и ту же характеристику – религиозен, горд, впечатлителен, эмоционален. Очевидно, люди сохраняют сложившиеся у них стереотипы, даже если полученная информация противоречит им.

Таким образом, чтобы быть эффективным на международном уровне, менеджеры должны осознавать используемые ими стереотипы и быть способными отказаться от них, столкнувшись с противоречащей им реальностью. Никто не может претендовать на то, что он свободен от стереотипов.

Если стереотипы столь полезны в качестве первого приближения, почему люди не ценят их по достоинству? Почему родители и учителя постоянно предостерегают детей от использования стереотипов? Почему нам хочется думать, что мудрые менеджеры редко прибегают к стереотипам, хотя в действительности все мы используем стереотипы ежедневно? Ответ таков: мы не научились воспринимать использование стереотипов как нечто естественное и, следовательно, не научились извлекать из них наибольшую выгоду для себя. Долгие годы следования стереотипам считалось признаком примитивного мышления, излишним упрощением действительности. Кроме того, следование стереотипам осуждалось как аморальное: некорректные групповые стереотипы могут приводить к несправедливым суждениям об отдельных индивидуумах. Действительно наклеивание ярлыков «плохих людей» представителям определенных этнических групп аморально. Однако в самом разделении индивидуумов на категории нет ничего плохого – это просто средство упрощения реальности, благодаря которому становится возможна сознательная деятельность. Отрицательное отношение к стереотипам мешает нам реально оценить наши возможности понимать человеческое поведение и идентифицировать собственные стереотипы. В действительности все люди пользуются стереотипами.

В заключении следует отметить, что одни люди умеют эффективно использовать стереотипы, а другие – нет. Стереотипы становятся контрпродуктивными, если мы неправильно разделили людей на группы, если неправильно описали групповые нормы поведения, если путаем групповые стереотипы с описанием отдельных индивидуумов и, наконец, если мы не способны модифицировать стереотипы с учетом приобретаемого опыта [13, 2283-286].

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:561

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.