Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Проблема эволюции конфликтов.

Лекция 3.

План.

1.Эволюционная структура психики человека.

2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле.

3.Обоснование необходимости изучения зооконфликтов.

4.Основные виды эволюции конфликтов.

1.Эволюция конфликтов – одна из основных категорий в универсальной понятийной схеме описания конфликтов. Она наименее научно разработана. Проблема эволюции конфликта пока поставлена только в психологии. Здесь же выдвинуты первые гипотезы о возможных вариантах ее решения. Эволюция конфликтов – это их постепенное, непрерывное, достаточно длительное развитие во времени.

Эволюция конфликтов может быть исследована на основе результатов изучения психики человека как центрального звена конфликтных ситуаций и эволюции социального взаимодействия. Выявление тенденций в эволюции конфликтов – одна из основных задач системно-генетического анализа конфликтного взаимодействия.

Очень трудно, если вообще возможно, проникнуть в суть конфликтов, особенно межличностных, не понимая основных тенденций в эволюции психики. Эволюция психики представляет собой постепенное, непрерывное, более или менее длительное ее изменение. Можно выделить три уровня эволюции психики: межвидовой, внутривидовой, онтогенетический. Межвидовой уровень зволюции заключается в постепенном изменении ее от простых форм к более сложным по мере развития видов животных от первых рыб к земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим и человеку. Это эволюция психики как явления жизни на Земле.

Внутривидовой уровень эволюции психики состоит в постепенном изменении ее по мере развития человека или животного как вида. Человек как вид млекопитающих существует примерно 1,5 млн. лет. В течение этого периода психика непрерывно изменялась. Эти изменения составляют нашу внутривидовую эволюцию психики.

Третий уровень эволюции психики – ее развитие в онтогенезе, т.е. в процессе жизни человека (животного) от рождения до старости и смерти.

Помимо эволюции психики для понимания конфликтов важно иметь представление об эволюции конкретных процессов, свойств, состояний и образований. Свою эволюцию имеют все более или менее длительные конкретные психические явления: стресс, ценности, образы конфликтной ситуации, цели, мотивы, мышление и т.п.

Кратко рассмотрим макроэволюцию психики – ее межвидовой уровень. Психика как явление жизни на Земле возникла, по приближенной оценке, примерно 500 млн лет назад. (В.И.Вернадский). Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. К основным инстинктам можно отнести инстинкты самосохранения, размножения, территориальный, иерархий, агрессии, стремления к обеспечению определенной избыточности жизненных ресурсов и др. Психика низших животных, таких, как рыбы, земноводные, рептилии и птицы, представляет собой в основном бессознательный уровень психического отражения.

Затем, примерно 50 млн. лет назад, у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения – подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Эмоции характеризуются большим разнообразием. Их можно разделить на два больших класса: положительные и отрицательные. К положительным относятся: радость, удовольствие, удовлетворение, эйфория и др. В числе отрицательных эмоций можно назвать: неприязнь, гнев, разочарование, неудовлетворенность, подавленность, обиду и др.

В качестве примера психики, представленной главным образом бессознательным, можно привести психику крокодила. Более сложной, включающей не только бессознательный, но и подсознательный уровень психического отражения, является психика собаки.

Сознание, свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Интеллект, такие высшие чувства, как любовь, вдохновение, альтруизм, отличают человека от животных и относится к сфере сознания.

К подсознанию мы относим психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате длительных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад.

Есть люди, которые могут ходить босиком по раскаленным углям. Эта способность определяется возможностями психики таких людей, а не особенностями строения кожи на подошвах их ног. Следовательно, в психике людей, способных ходить босиком по раскаленным углям, есть образования, которых нет у других людей. Эти образования относятся к надсознанию. Путем целенаправленных тренировок каждый человек может сформировать у себя различные сверхспособности.

Четкое разделение названных четырех уровней психического отражения возможно только по двум критериям. Во-первых, по временной последовательности возникновения в процессе эволюции психики. Сначала появилось бессознательное, затем подсознание, после – сознание и, наконец, надсознание. Во-вторых, по степени сложности самого процесса психического отражения. Бессознательное – более простой уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д.

В психике конкретного человека или животного не существует жестких границ между различными уровнями психического отражения. Здесь психика функционирует как единое целое, имеющее, естественно, в силу своей сложности определенную структуру. Нет общепринятых точек зрения и на время возникновения как самой психики, так и различных ее уровней.

Если представит время макроэволюции психики в виде отрезка длиною в один метр, то сознанию будет соответствовать отрезок длиною в один мм, а подсознанию – 10 см. Время эволюции сознания в процессе развития жизни на Земле составляет примерно 0,1 процента времени эволюции бессознательного.

Один из важнейших выводов, вытекающих из сказанного, состоит в том, что бессознательное и подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на обыденный взгляд.

В принятии человеком решения на выбор того или иного варианта поведения в конфликте участвуют все уровни его психики. Сам человек наиболее полно фиксирует и осознает те психические процессы, которые происходят на уровне сознания. Однако из этого не следует, что сознание всегда играет определяющую роль в поведении и деятельности индивида.

Сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается. В стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания в поведении и деятельности человека заметно возрастает по сравнению с обычными ситуациями. Но именно стресс характерен для поведения человека в конфликте. В конфликтных ситуациях часто не бессознательное «обслуживает» сознание, а наоборот, сознание адаптирует, если успевает и может, стереотипы поведения, заложенные в бессознательном, к особенностям конкретной обстановки.

2. Важность постановки проблемы эволюции «социальной жизни» животных как одного из направлений эволюционной теории стала осознаваться сравнительно недавно, во второй половине 20-го века, хотя уже в середине прошлого столетия появился ряд интересных работ, посвященных этому вопросу. Гипотеза о биосоциальном характере эволюции жизни на Земле родилась в прошлом веке на стыке трех научных направлений: эволюционного учения Дарвина, социологии Конта и Спенсера и сравнительной психологии. Наиболее значительной работой того времени стал фундаментальный труд «Социальная жизнь животных» А. Эспинаса, опубликованный в России в 1882г. Одно из важных положений работы – доказательство автором того, что всякое взаимодействие животных, хотя бы в малой степени устойчивое, естественно и неизбежно порождает организацию этих животных.

В начале 20-го века интерес к проблеме социального взаимодействия животных заметно падает и вновь усиливается лишь в 60-е годы. В середине 70-х годов на Западе начинает формироваться новая наука – социобиология, которая сначала получает в СССР негативную оценку. Однако ряд авторитетных отечественных специалистов в области социального поведения животных, таких, как Е.Н. Панов, Ю.М. Плюснин и др., практически одновременно с зарубежными этологами и энтомологами начали, а точнее продолжили разработку проблемы биосоциальной эволюции.

В современных условиях социобиология еще не приобрела статуса самостоятельной науки. Однако ряд социобиологических идей, гипотез, теорий может быть полезным для конфликтологии:

- Доказано, что не один, а несколько раз в процессе эволюции животные, ведущие одиночный образ жизни, переходили к совместной форме существования. Последняя имеет ряд преимуществ перед одиночным образом жизни, связанных с возможностью обмена жизненным опытом и актуальной информацией, специализацией и разделением функций между членами социума, эффективностью взаимной защиты. (Д.Кэмбелл).

- Сформулировано положение о социогенезе, т.е. развитии форм социального взаимодействия животных по мере развития жизни на Земле. Социогенез и филогенез (процесс возникновения и развития какого-либо вида организмов или их группы) – две ветви эволюции, оказывающие взаимное влияние.

- Выдвинута смелая гипотеза об отсутствии прогрессивной эволюции социальной жизни от простих организмов до человека. Экспериментально доказано, что эволюционные процессы в органическом мире на молекулярном, генном, хромосомном и анатомическом уровнях имеют разную скорость.

Другими словами, филогенез слабо связан с социогенезом. Высказано аргументированное предположение, что базисне типы внутривидовых взаимоотношений у животных не могут эволюционировать – усложняться или упрощаться.

Существует и другая гипотеза: социогенез есть непрерывный процесс прогрессивного развития социальных форм в едином ряду от «амебы до человека». Анатомо-физиологические структуры организма оказывают решающее влияние не только на уровень развития его индивидуального поведения, но и на формы сообществ, которые данные организмы образуют. Предложены четыре инвариантных типа отношений, в которые вступают любые организмы, находящиеся в сообществе: по поводу жизненных ресурсов – территорий, пиши и т.п.; по поводу воспроизводства потомства; направленные на поддержание порядка в сообществе как выражение потребности сохранения статуса каждого индивида; «дружеские», направленные на сохранение социального единства сообщества животных (Ю.Плюснин).

Наиболее высокими темпами Homo sapiens (человек разумный) совершенствует орудия уничтожения своих собратьев. Сегодня орудия уничтожения людей настолько «совершенны», что с их помощью можно гарантированно уничтожить более 10 раз все человечество, а заодно и значительную часть остальных ни в чем не повинных 2 млн. видов животных на Земле.

Гораздо более медленными темпами совершенствуются средства труда. Если орудия уничтожения создаются для того, чтобы обеспечить возможно большее количество смертей людей, сократить их жизнь, то средства труда служат для продления и облегчения жизни. В настоящее время сотни миллионов людей на Земле не имеют хорошего питания, хотя бы сносного жилья, необходимых лекарств, работы, одежды, бытовой техники и т.д. Смерть от голода, в том числе и детская, - обычное явление в ряде развивающихся стран. Пища, одежда, жилище, лекарства создаются с помощью средств труда. Следовательно, они намного менее совершенны по сравнению с орудиями уничтожения.

Еще медленнее развивается сам человек. Физически люди сейчас в целом слабее своих предков, живших 2000 лет назад. Качество мышления Аристотеля и современного лауреата Нобелевской премии, по-видимому, сопоставимы, хотя объем, т.е. количество знаний, которым обладает человек сегодня, конечно, гораздо больший.

Прогресс же в области социального взаимодействия людей еще менее заметен. Количество погибших, искалеченных, другие виды ущерба от войн, убийств, насилия и эксплуатации одних групп другими век от века возрастают. Масштабы же ущерба и взаимопомощи служат двумя основными критериями оценки качества социального взаимодействия. Поэтому если степень совершенства социального взаимодействия постепенно возрастает, то темпы этого улучшения отстают от темпов развития самого человека.

3.Биосоциальный характер эволюции жизни на Земле позволяет выдвинуть предположение о необходимости исследования зооконфликтов – конфликтов в животном мире. Конфликты у человека и животных, естественно, имеют существенные отличия. Однако из-за непрерывного характера социогенеза эти конфликты не могут не иметь общих закономерностей. Наличие таких закономерностей в том числе обусловлено существованием бессознательного и подсознательного уровней отражения в психике человека. Ведь в формировании поведения человека в конфликте участвует вся его психика, а не только сознание, время эволюции которого очень непродолжительно по сравнению со временем эволюции бессознательного.

Почему в объект конфликтологии целесообразно включить зооконфликты? Потому что в человеке гораздо больше биологического, чем принято считать. Сам Амосов Н.М. считает, что биологического в человеке вдвое больше, чем социального. Невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу. Сделать это довольно сложно, поскольку человек свои биологические мотивы часто не осознает, а если осознает, то маскирует их от окружающих и даже от самого себя.

В настоящее время бессознательные и подсознательные компоненты конфликтного поведения человека в исследованиях отечественных гуманитарных наук практически не учитываются. Это заметно упрощает наши представления о конфликте.

Психика человека по содержанию в ней бессознательного и подсознательного во многом генетически связана с психикой животных. Поэтому одним из перспективных путей изучения бессознательной и подсознательной мотивации конфликтного изучения бессознательной и подсознательной мотивации конфликтного поведения у человека является исследование причин конфликтов у животных. Та часть мотивов, которую человек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зооконфликте выступает в свободном от социальных наслоений виде. Для животных типичны конфликты, связанные с борьбой за обладание пищей, территорией, другими жизненными ресурсами. Определенной ролью в группе животных. Похожие противоречия часо порождают конфликты и в человеческом обществе.

Таким образом, необходимость изучения зооконфликтов, включения их в объект конфликтологии вызвана следующими причинами:

- важностью применения общеметодологического принципа при определении объекта конфликтологии и исследовании конфликтов. Принцип историзма требует рассмотрения изучаемых явлений в их становлении и развитии. Чем более длительный промежуток времени развития явления изучается, тем более глубоко мы проникаем в его суть, объясняем причины изменений, прогнозируем будущее;

- очевидной возможностью использовать в интересах конфликтологии прогрессивные идеи эволюционной теории Ч.Дарвина и современной социобиологии. Очень много интересного и полезного человек узнал, изучая строение и эволюцию организмов животных. Точно так же полезно исследовать социальную жизнь животных и зооконфликты;

- сложностью рационального объяснения людей в большинстве конфликтов, имеющих тяжкие последствия: войнах, убийствах, самоубийствах. Существенная роль бессознательного в конфликтах, связанных с уничтожением человека человеком, требует изучения неосознаваемых компонентов поведения на животных, у которых они выступают более явно. То, что происходит последние лет 15 в Чечне, на рациональном уровне никакому объяснению не поддается. В этом конфликте катастрофические потери с самого начала несут почти все его основные участники. Мотивы тех нескольких десятков «господ», которые «сознательно» сколачивают на людской крови и страданиях политический и финансовый капитал, также иррациональны. Без изучения зооконфликтов нам никогда не объяснить движущие силы конфликтов, подобных чеченскому.

Основным препятствием в понимании важности изучения зооконфликтов является выраженный антропоцентризм, присущий подавляющему большинству людей. Антропоцентризм может быть обыденным и научным.

Обыденный антропоцентризм заключается в естественном стремлении человека к тому, чтобы, во-первых, поставить себя в центр мироздания, во-вторых, выделить свой вид из остального животного мира и поставит человека над всеми. Такое понимание человеком своего места в мире формируется естественным образом самыми объективными условиями жизни людей. Однако сегодня помимо человека на Земле обитает еще более двух миллионов видов различных животных. Млекопитающие, к которым принадлежит человек, являются одним из малочисленных видов среди других живых существ.

Если человек настолько совершенен, то почему он столь малочислен? Человек сегодня – наиболее сложное и могущественное существо на Земле. Но то, что он наиболее совершенен по сравнению с другими видами животных, еще требует доказательств. Дальние предки человека – питекантроп, неандерталец, кроманьонец – вымерли, не сумев приспособиться к неблагоприятным обстоятельствам. Крокодилы же как вид живут на Земле уже около 200 млн лет и не исчезли даже после катастроф мелового периода, вызвавших гибель динозавров. (В.Бердников).

Научный антропоцентризм – концепция в философии и других науках, согласно которой при объяснении всех явлений и процессов действительности в центр внимания надо ставить человека. В частности, антропоцентрический принцип классификации живых организмов сохранялся в биологических науках в течение двух тысячелетий. Согласно этому принципу, чем сложнее организация животного, чем больше она приближается к организации человека, тем более она совершенна. Более сложно организованных животных считают высшими, менее сложно организованных – низшими. Только во второй половине прошлого века были высказаны первые сомнения в правильности деления животных на «высших» и «низших».

Ч.Дарвин: «Я не думаю, чтобы у кого-нибудь было ясное представление о том, что подразумевается под «высшим».

Н.В.Тимофеев-Ресовский (1900-1981): «Пока нет не то что строгого, но даже мало-мальски приемлемого, разумного, логичного понятия прогрессивной эволюции. Биологи до сих пор не удосужились сформулировать, что же такое прогрессивная эволюция. На вопрос – кто прогрессивнее: чумная бацилла или человек – до сих пор нет убедительного ответа».

Генетики доказали, что по ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) различия между человеком и шимпанзе не превышают 2%. Это соответствует уровню внутривидовых вариаций, обнаруженных у других животных. ДНК является основным носителем генетической информации и определяет передачу наследственных признаков от родителей детям. Морфологические различия между человеком и шимпанзе, т.е. различия в форме и строении организма, находятся на уровне представителей различных семейств.

Таким образом, последние достижения науки, расширение представлений об эволюции социальной жизни животных свидетельствуют о необходимости исследования зооконфликтов и включении их в объект конфликтологии.

4.В зависимости от масштабов временных рамок, охватываемых эволюционным процессом, различают 9 видов эволюции конфликтов: макроэволюция, межвидовая к животных, внутривидовая у животных, в онтогенезе у животных, в антропогенезе, общественно-историческая, эволюция конфликтов в 20-м веке, в онтогенезе у человека, эволюция конкретных конфликтов.

1).Макроэволюция конфликтов заключается в постепенном изменении конфликтов, происходящих с периода возникновения психики у живых организмов и по конец 20 века, включая эволюцию конфликтов у человека. Примерная продолжительность макроэволюции – около 500 млн лет. Эта эволюция продолжается и является наиболее общим типом эволюции конфликтов.

2).Межвидовая эволюция конфликтов у животных – постепенное, непрерывное, длительное, количественное и качественное изменение характеристик конфликтов, происходящее по мере развития видов животных в течение примерно 500 млн лет. Животные на Земле развивались в такой последовательности: рыбы – земноводные – рептилии – птицы – млекопитающие – человек. По мере развития животных изменялись конфликты между ними. Зооконфликты у рыб носили иной характер, чем у земноводных, последние вели внутривидовую борьбу иначе, чем рептилии, и т.д. Важно, что сущность типичных конфликтов между животными по мере развития видов скорее всего не изменялась. Подавляющее число конфликтов было связано с борьбой за пищу, территорию, особь противоположного пола, иерархическое место в группе животных. Такой эволюционный процесс продолжается и сегодня.

3).Внутривидовая эволюция конфликтов у животных – постепенное, медленное изменение характеристик конфликтов, происходящее по мере развития одного конкретного вида животных. Например, акулы насчитывают сегодня около 250 видов, объединенных в 21 семейство. Они обитают в океане уже около 250млн лет. Изменение характеристик конфликтов между акулами за этот период составляет внутривидовую эволюцию. Межвидовая эволюция конфликтов одна, внутривидовых эволюций конфликтов несколько миллионов, столько, сколько существовало и существует видов животных. Они длятся столько времени, сколько существует вид.

4).Эволюция конфликтов в онтогенезе у животных представляет собой изменение характере конфликтов по мере развития животного от рождения до старости и смерти. Выявление тенденций данного типа эволюции интересно прежде всего для понимания эволюции конфликтов в онтогенезе человека.

5).Эволюция конфликтов в антропогенезе – изменение характере конфликтов у людей по мере формирования человека до общественно-исторического этапа его развития. Важные тенденции эволюции этого типа, по-видимому, можно обнаружить, изучая конфликты у австралийских аборигенов. Они живут как сообщество уже около 30 000 лет и находятся в своем развитии в начале общественно-исторического этапа в эволюции других цивилизаций. Продолжительность этого вида эволюции составляет примерно 500 тыс. лет.

6).Эволюция конфликтов в процессе общественно-исторического развития человека охватывает период примерно в 10 000 лет. Конфликты в группах первобытных людей отличались от конфликтов в древних Шумере (3000 до н.э.), Греции (2000 до н.э.), Риме (700 до н.э.) и конфликтов в истории Средних веков, Новой и Новейшей истории.

Одна из опасных эволюционных тенденций конфликтов в этот исторический период – заметное постоянное увеличение числа людей, гибнущих в результате войн, военных конфликтов, террора, убийств и самоубийств. Темпы постоянного количества жертв конфликтов пока не определены. Выдающийся австралийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии (наука о поведении животных) К.Лоренц пришел к такому выводу: «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития».

7).Эволюция конфликтов в 20-м веке выделена в самостоятельный вид эволюции в силу, во-первых, существенного изменения характере социальных конфликтов, во-вторых, чрезвычайной значимости для человечества понимания тенденций развития конфликтов в завершающемся столетии. Социальные конфликты в 20-м веке претерпели радикальные перемены. Резко возросли их масштабы. Человечество перенесло две мировые войны, борьба за власть внутри государств и террор господствующих социальных групп унесли десятки миллионов жизней. Эволюция всех типов конфликтов в 20-м столетии нуждается в специальном и срочном исследовании.

8).Эволюция конфликтов в онтогенезе – изменение характера конфликтов по мере развития человека от рождения до старости и смерти. В жизни человека выделяют следующие основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), детский (до 3 лет), дошкольный (до 6 лет), младший школьный (до 11 лет), подростковый (до 15 лет), юношеский (до 21 года), зрелый (до 60 лет), пожилой (до 75 лет), старческий (свыше 75 лет). В каждом периоде конфликты, в которые вступает человек. Носят отпечаток его возрастных особенностей.

9).Эволюция конкретных конфликтов – постепенное, относительно длительное изменение характеристик конкретного конфликта по мере его возникновения, развития и завершения. Эволюционными тенденциями обладают длительные конфликты: семейные, служебные, международные и др.

Столетняя война между Англией и Францией длилась 116 лет (1337-1453 гг.). Она имеет свою эволюцию. Первые 35 лет принесли успех Англии, отвоевавшей часть французской территории. Затем в течение десятилетия Англия почти полностью потеряла захваченные территории. Однако в 1415 г. англичане снова захватили север Франции. Почти 40 лет французы воевали за освобождение своих земель. После окончания войны Англия еще 105 лет удерживала за собой французский порт Кале. Фактически этот территориальный конфликт длился 221 год. Кроме динамики он имеет и эволюцию, знание которой – важное условие понимания сути конфликта.

Выводы:

  1. Эволюция конфликта – это его постепенное, непрерывное, относительно длительное развитие. Она тесно связана с эволюцией психики человека, которая развивалась от бессознательного к подсознанию, сознанию и сверхсознанию. Жизнь человека, его поведение в конфликтах определяются бессознательным и подсознанием в той же, если не большей степени, чем сознанием.
  2. Эволюция жизни на Земле носит биосоциальный характер. Существует гипотеза о прогрессивном развитии форм социального взаимодействия в едином ряду от «амебы до человека». Выдвинута и альтернативная гипотеза об отсутствии прогресса в социальном взаимодействии, о наличии четырех базисных типов внутривидовых взаимоотношений, которые не изменяются п сути в процессе всей эволюции животных.
  3. В процессе антропогенеза наиболее высокими темпами «совершенствуются» орудия уничтожения, более медленно – средства труда и сам человек. Прогресс в социальном взаимодействии людей еще менее заметен.
  4. Биосоциальный характер эволюции животных вызывает необходимость изучения зооконфликтов в интересах познания конфликтов у людей. Основное препятствие для понимания этого – естественный для человека обыденный и научный антропоцентризм.
  5. Основными видами эволюции конфликтов являются: макроэволюция; межвидовая эволюция у животных; в онтогенезе у животных; в антропогенезе; общественно-историческая; эволюция конфликтов в 20-м веке; в онтогенезе у человека; эволюция конкретных конфликтов.
  6. Один из важных результатов эволюционного анализа конфликтов состоит в предложении, что в конфликтах человек ведет себя как самое непредсказуемое и беспощадное существо на планете. Крокодил гораздо совершеннее человека, если в качестве критерия оценки степени совершенства взять количество погибших в конфликтах с себе подобными крокодилов и людей.

Вопросы для контроля:

1. Дайте характеристику основных предпосылок формирования конфликтологических идей.

2. Назовите отрасли отечественной конфликтологии и дайте их сравнительную характеристику.

3. Обоснуйте периодизацию истории отечественной конфликтологии.

4. Охарактеризуйте историю развития отраслей отечественной конфликтологии.

5. Дайте характеристику истории и современного состояния зарубежной конфликтологии.

6. Раскройте основные проблемы современного этапа развития отечественной конфликтологии.

7. Охарактеризуйте перспективы и трудности в развитии отечественной конфликтологии в начале 21-го века.

8. Раскройте значение, предмет и задачи отечественной конфликтологии.

9. Обоснуйте эволюционную структуру психики человека.

10. Опровергните или обоснуйте необходимость изучения зооконфликтов.

11. Дайте характеристику девяти типов эволюции конфликтов.

Выполнение задания:

  1. Оцените свои практические знания о конфликтах.
  2. Сравните подходы к определению сущности конфликта и его анализу в различных отраслях конфликтологии. Определите причины различий.
  3. Проанализируйте два-три реальных конфликта из собственного опыта, используя универсальную понятийную схему описания конфликта.
  4. Оцените роль конфликтов в своей жизни, жизни вашей семьи, организации, в которой вы учитесь, работаете.
  5. Определите, какую роль играет бессознательное и подсознание в вашей жизни. Вспомните свое поведение в острых конфликтах. Усиливается ли влияние подсознания на ваше поведение в конфликте по сравнению с обычными ситуациями или ослабевает?

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1302

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.