Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Острая пневмония

Острая пневмония — это острый воспалительный процесс в паренхиме легких, который характеризу­ется признаками интоксикации, дыхательной недо­статочностью, локальными физикальными измене­ниями и характерными рентгенологическими пара­метрами.

Этиология. Причиной развития воспалительного процесса в легких могут быть пять видов агентов:

1) патогенные микроорганизмы (стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка);

2) вирусы (гриппа, респираторно- синтициальные, аденовирусы и др.);

3) микоплазма;

4) паразиты (пневмоцисты);

5) патогенные грибы (кандиды).

Нередко при пневмонии обнаруживается смешан­ная флора: бактериальная, вирусо-бактериалыная и другие сочетания.

В возникновении заболевания решающую роль иг­рает состояние макроорганизма: его реактивность, сен­сибилизация, наследственная предрасположенность к заболеваниям органов дыхания. Способствуют разви­тию пневмонии морфологическая и функциональная незрелость ребенка раннего возраста, врожденные де­фекты органов дыхания и ферментных систем, анома­лии конституции, иммунодефицитные состояния, недо­ношенность, осложненные роды, очаги хронической инфекции в носоглотке. Большое значение имеет фак­тор охлаждения.

Основной путь проникновения инфекции в лег­кие — бронхогенный. Возможен лимфогенный и ге­матогенный пути инфицирования.

Пневмонией чаще болеют дети после года, но ле­тальность от пневмонии выше на первом году жизни. Если ребенок заболевает дома, то наиболее частым эти­ологическим фактором является пневмококк, в стаци­онаре — стафилококк.

Патогенез.В развитии пневмонии ведущая роль принадлежит нарушению бронхиальной проходимо­сти и ослаблению механизма защиты легких. Как правило, пневмония развивается на 4—7 день после начала ОРВИ, так как вирусы подготавливают дыха­тельный тракт для попадания бактериальной фло­ры. Вирусы, попадая на слизистую оболочку верх­них дыхательных путей, разрыхляют ее, снижают ее сопротивляемость, ослабляют организм в целом, что создает благоприятную почву для внедрения бакте­риальной флоры. В результате этого инфекционный агент легко достигает терминальных бронхиол и аль­веол, проникает в паренхиму легких и вызывает воспалительные изменения. Недостаточная вентиляция легких и нарушение перфузии газов приводят к из­менению газового состава крови с развитием гипоксемии и гипоксии. Гипоксия и токсическое воздей­ствие инфекционных агентов нарушают функцию ЦНС, сердечно-сосудистой и других систем, способствуя развитию ацидоза и усилению гипоксии. Нарушают­ся все виды обмена, снижается клеточный и гумораль­ный иммунитет.

Клиника.Основными клиническими признаками пневмонии являются:

1) фебрильная, довольно стойкая лихорадка;

2) интоксикация (или токсикоз);

3) признаки дыхательной недостаточности;

4) стойкие локальные изменения в легких (перкуссионные и аускультативные);

5) инфильтративные тени при рентгенографии;

6) изменения периферической крови, свидетельству­ющие об остром воспалительном процессе.

В основу классификации пневмонии положена рен­тгенологическая картина. В зависимости от объема поражения бронхопневмония делится на очаговую, сег­ментарную, крупозную и интерстициаяьную. По характеру течения различают острую (до 2 месяцев), затяжную (от 2 до 8 месяцев) и хроническую (свыше 8 месяцев) пневмонию. По тяжести заболевания осложненную и неосложненную.

Тяжесть течения пневмонии определяется выражен­ностью токсикоза и степенью дыхательной недостаточ­ности. Различают легкие, среднетяжелые и тяжелые формы заболевания.

Очаговаябронхопневмония является наиболее ча­стой формой пневмонии у детей раннего возраста. Воспалительный процесс захватывает участки легоч­ной ткани размером не менее 0,5 х 0,7 см. Мелкие множественные очага инфильтрации могут сливать­ся. Такая очагово-сливная пневмония протекает тяже­ло и склонна к деструкции.

Заболевание развивается, как правило, на 5-7 день ОРВИ. Начальные симптомы пневмонии связаны с раз­витием интоксикации и проявляются повышением температуры, беспокойством, возбуждением, нарушени­ем сна. Ребенок отказывается от груди, периодически стонет. Могут появиться срыгивания, рвота, жидкий стул. Замедляется прибавка массы тела. Ребенка беспокоит кашель. Постепенно или остро развивается дыхательная недостаточность. Вначале появляется периоральный цианоз, усиливающийся при крике, плаче, кормлении. В тяжелых случаях цианоз отмечается в состоянии покоя и становится распространенным. Кожа приобретает серо-землистый цвет. Дыхание стонущее, кряхтящее, охающее с участием вспомогательной мус­кулатуры: наблюдается втяжение яремной ямки, межреберий, над и подключичных пространств. Развивается одышка с изменением частоты и глубины дыхания, приступами апноэ. Эквивалентом одышки у грудных детей является кивание головой в такт дыханию, раз­дувание щек и вытягивание губ — симптом «труба­ча», напряжение и раздувание крыльев носа. Грудная клетка вздута. Отмечаются пенистые выделения изо рта и носа. Соотношение частоты дыхания и пульса снижается (1:2,5 и 1:2).

При объективном обследовании выявляются уко­рочение перкуторного звука над очагом поражения, из­менение дыхательных шумов при аускультации (ослабленное или бронхиальное дыхание), крепитация, влажные мелкопузырчатые хрипы, характер которых изменяется в динамике заболевания.

Клинические симптомы не осложненной очаговой пнев­монии под влиянием лечения исчезают через 10-12 дней.

 

Морфологический процесс в легких заканчивается че­рез 4—6 недель.

Сегментарнаяпневмония встречается у детей всех возрастов и характеризуется поражением одного или нескольких сегментов. Клиническая картина заболе­вания такая же, как при очаговой пневмонии, и зави­сит от локализации и обширности поражения. Сегмен­тарные пневмонии склонны к затяжному течению, что связано с нарушением вентиляции сегмента и разви­тием микроателектазов. В дальнейшем может сфор­мироваться ограниченный пневмосклероз. Возможно абсцедирование.

В ряде случаев может наблюдаться бессимптомное течение пневмонии. Диагноз ставится на основании рентгенологического исследования, при котором опре­деляются гомогенные сегментарные тени с четкими границами.

Крупозная(лобарная) пневмония встречается от­носительно редко, чаще у детей школьного возраста. Характеризуется бурным, внезапным началом, сопро­вождается резким нарушением самочувствия, голо­вокружением, головной болью, гипертермией, потря­сающим ознобом. Кашель в первые дни отсутствует или бывает сухим, редким. Токсический синдром, как правило, нарастает в динамике. Появляются призна­ки дыхательной недостаточности 1-П степени. Час­то развивается абдоминальный синдром: рвота, боли в правой подвздошной области или вокруг пупка, об­ложенный сухой язык, признаки раздражения брю­шины, метеоризм. При локализации в верхней доле правого легкого нередки симптомы менингизма. Те­чение крупозной пневмонии в настоящее время час­то атипичное. Под воздействием массивной антибак­териальной терапии выздоровление, как правило, на­ступает через 1—2 недели.

Интерстициальная пневмония встречается у не­доношенных и новорожденных детей, в более старшем возрасте -- на фоне дистрофии, анемии, иммунодефицитных состояний. Воспалительный процесс развива­ется в соединительной и межальвеолярной ткани лег­кого. Большинство интерстициальных пневмоний от­носится к токсическим формам.

Клиническая картина характеризуется быстрым развитием тяжелой дыхательной недостаточности, по­ражением сердечно-сосудистой системы, нарушением функции ЦНС и желудочно-кишечного тракта. Харак­терен мучительный приступообразный кашель. Рент­генологически на фоне выраженной эмфиземы обнару­живается ячеистый рисунок. Течение интерстициаль-ной пневмонии длительное.

Пневмонии новорожденныххарактеризуются тяже­лым течением, своеобразной клинической картиной и имеют серьезный прогноз. Они могут быть как внут­риутробными, так и приобретенными.

Внутриутробная пневмония возникает в результате инфицирования плода в конце беременности или аспи­рации загрязненных околоплодных вод во время родов. Среди приобретенных пневмоний немаловажное значение имеют аспирационные пневмонии, которые чаще встречаются у недоношенных детей.

В клинической картине заболевания преоблада­ют общие симптомы интоксикации и признаки угне­тения ЦНС: адинамия, гипотония, гипорефлексия. Выражена дыхательная недостаточность. Характер­ны рано появляющиеся приступы цианоза, апноэ, выделение пенистой слизи изо рта и носа. Темпера­турная реакция слабо выражена. Кашель редкий, влажный, иногда отсутствует. Данные объективного исследования скудные. Заболевание нередко прини­мает затяжное течение.

Аспирационные пневмонии развиваются быстро. Заболевание имеет малосимптомное, вялое течение. Характерно более частое развитие критических состо­яний и осложнений.

В развитии пневмонии у детей с аллергическим диатезом важную роль играет аллергический фактор и предрасположенность к катаральному воспалению слизистых оболочек. Характерны приступы сильного кашля, частое присоединение обструктивного синдро­ма, нередко затяжное и рецидивирующее течение.

Пневмония у детей, страдающих рахитом, разви­вается чаще, чем у здоровых. Этому способствует мы­шечная гипотония, деформация грудной клетки, сни­жение тонуса дыхательных путей, склонность к обра­зованию ателектазов. Пневмонии имеют затяжное течение.

Пневмония у детей, страдающих гипотрофией, раз­вивается в результате значительного снижения им­мунологической реактивности. Симптомы пневмонии проявляются слабо. Заболевание склонно к затяжно­му течению.

Деструктивная пневмония— острое гнойное по­ражение легких и плевры. Способствуют возникнове­нию пневмонии неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, факторы высокого инфицирования ребен­ка. Заболевание характеризуется ранним абсцедированием, образованием в ткани легкого воздушных по­лостей, быстрым прорывом воспалительного очага в плевру и возникновением пиопневмоторакса. Течение заболевания бурное, с быстрым прогрессированием. Клиническая картина соответствует тяжелому септи­ческому процессу.

Лечение. Госпитализации подлежат больные с тя­желыми формами пневмонии и дети первого года жизни.

Одно из главных мест в лечении занимает противомикробная терапия. Используют антибиотики, нитрофураны и сульфаниламидные препараты. Основной путь введения антибиотиков — парентеральный, пре­имущественно внутримышечный. Внутривенное введе­ние препаратов показано при тяжелых формах пнев­монии. Возможно введение антибиотиков в виде аэро­золей непосредственно в очаг поражения, а также внутрь. При длительном применении антибиотиков показаны противогрибковые препараты (нистатин, леворин). В лечении используют антигистаминные сред­ства, витамины, антибиотики.

С первых дней заболевания активно проводится дезинтоксикационная, симптоматическая и посиндромная терапия.

Для устранения дыхательной недостаточности про­водится оксигенотерапия. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалить содержимое из носоглотки, гортани и крупных бронхов. Показаны бронхолитики, муколитики и отхаркивающие средства, вибра­ционный массаж, постурадьный (позиционный) дренаж.

При развитии гнойных осложнений применяется хирургическое лечение.

Большое значение имеют рефлекторная терапия, ды­хательная гимнастика, массаж и физиотерапевтичес­кие методы лечения.

Уход.В условиях стационара для предупрежде­ния перекрестной инфекции и реинфицирования не­обходимо помещать детей в боксы или палаты, со­блюдая принцип циклического заполнения. Не ме­нее 3 раз в день должна проводиться влажная уборка и кварцевание палат. В течение всего периода лихо­радки или других проявлений интоксикации необ­ходимо соблюдать постельный режим. Для облегче­ния дыхания головной конец кровати приподнима-

ют на 30°. Запрещается тугое пеленание. Чтобы пре­дупредить застойные явления в нижнезадних отде­лах легких, ребенка поворачивают с одного бока на другой, берут на руки.

В связи с нарушением внешнего дыхания особое значение приобретает аэротерапия. Палаты или боксы необходимо проветривать 5-6 раз в день по 20-30 ми­нут. Оптимальная температура в палате •— 18-20°С. Через 3-4 дня после нормализации температуры и уст­ранения интоксикации разрешаются прогулки на ули­це или веранде при температуре не ниже 10-15"С, по­степенно увеличивая их длительность с 10-15 минут до 1 часа и более.

Питаниеребенка должно соответствовать возрасту и быть полноценным. При сильном и частом кашле ис­ключают из рациона продукты, частицы которых могуг быть аспирированы (сухари, ягоды с косточками).

С целью восполнения недостающего объема пищи дополнительно вводится жидкость в виде питья. До­полнительное питье способствует разжижению и отде­лению мокроты. В качестве питья используют клюк­венный и брусничный морсы, отвары шиповника, чер­ной смородины, сухофруктов, кислые соки.

Важное значение имеет уход за кожей ребенка. Необходимо своевременно менять увлажненные потом или другими выделениями пеленки, нательное и по­стельное белье, следить за регулярностью физиологи­ческих отправлений.

Профилактика направлена на повышение сопротив­ляемости и охрану организма от инфекционных забо­леваний. Первичная профилактика включает закали­вание ребенка с первых месяцев жизни, рациональное вскармливание, достаточное пребывание на свежем воздухе, хороший уход. Следует своевременно саниро­вать очаги хронической инфекции, предупреждать и

активно лечить заболевания, способствующие развитию бронхолегочной патологии.

Вторичная профилактика заключается в предупреж­дении повторных заболеваний и перехода острой пнев­монии в затяжную или хроническую форму, включает своевременное и адекватное лечение заболеваний ор­ганов дыхания до полного выздоровления; предупреж­дение реинфекции, особенно в первые два месяца пос­ле острой пневмонии.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:554

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.