Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Дыхание в особых условиях

Дыхательные объемы

Дыхательный центр

Определение частоты, ритма и глубины дыхания

У человека в состоянии покоя цикл дыхания, состоящий из вдоха и выдоха, повторяется 16-20 раз в минуту.

 

Дыхательный центр находится в продолговатом мозге. Он автоматически координирует сокращение дыхательных мышц, обеспечивая их ритмичную деятельность. К дыхательным нейронам относятся нервные клетки, активность которых зависит от фаз дыхательного цикла. Различают инспираторные нейтроны, которые активны на фазе вдоха и экспиративные – активные во время выдоха. Активность дыхательных нейронов зависит от хемо и механорецептеров дыхательной системы. Основными регуляторами активности дыхательного механизма является афферентная сигнализация о газовом составе крови. Главным стимулятором, управляющим дыханием является – высокое содержание СО2 в крови и неклеточной жидкости мозга.

Механорецепторы дыхательной системы участвуют в регуляции глубины вдоха и его продолжительности, а также являются рецепторами рефлексов защитного характера кашля и чихания.

Таким образом, в регуляции дыхания участвуют как нервные, так и гуморальные структуры, которые создают оптимальные условия для газообмена.

 

Человек в состоянии покоя вдыхает и выдыхает около 500мл воздуха. Этот объем воздуха называется дыхательным объемом. Если после спокойного вдоха сделать усиленный дополнительный вдох, то в лёгкие может поступить ещё 1500мл воздуха. Этот объём называется резервным объёмом вдоха. в сумме дыхательный объём воздуха, резервный объём вдоха и резервный объём выдоха (500+1500+1500) составляют жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Ж.Е.Л. у женщин в среднем 2700 мл, у мужчин 3500 мл. При физической тренировке может достигать 7500 мл.

Даже после максимального выдоха в лёгких остаётся около 1200мл воздуха, который называется остаточным объемом. Его можно удалить только на трупе и то не целиком.

Объемы легочного воздуха и ЖЕЛ измеряют при помощи спирометра или спирографа.

 

Дыхание изменяется при повышенном или пониженном атмосферном давлении. Так, при работе под водой на глубине (водолазы, акванавты) необходимо использовать дыхательную смесь, которая бы соответствовала гидростатическому давлению на данной глубине, иначе дыхание будет невозможным. При увеличении глубины на 10м давление увеличивается на 1 атмосферу. Поэтому на глубине 100м человеку необходима дыхательная смесь, превышающая атмосферное давление приблизительно в 10 раз. Пропорционально возрастает и плотность этой смеси, что создает дополнительное препятствие для дыхания. Поэтому на большой глубине в крови и тканях людей растворяется большое количество газов, в том числе и азота. При быстром переходе от повышенного давления к нормальному, в организме человека образуется много газовых пузырьков азота, которые закупоривают капилляры и нарушают кровообращение. Постепенное снижение давления в декомпрессионной камере способствует выведение азота через легкие и профилактике кессонной болезни.

Нахождение человека на больших высотах сопровождается снижением парционального давления кислорода во вдыхаемом воздухе и альвеолярном газе. Так, на высоте 4000м над уровнем моря атмосферное давление, давление О2 и альвеолярного кислорода снижается более чем в 1,5 раза в сравнении с нормой. При этом у человека может наблюдаться недостаточное обеспечение кислородом головного мозга, проявляющееся отдышкой, нарушениями центральной нервной системы (головная боль, тошнота, бессонница) и др. Индивидуальная устойчивость организма человека зависит от его адаптации. Однако на высоте 7-8 тысяч метров, где атмосферное и альвеолярное давление О2 падает почти втрое, дыхание считается небезопасное для жизни без употребления газовой смеси с кислородом.

 

Литература

1. Н.И. Федюкевич «Анатомия и физиология» Минск, 1990г.

2. Е.А. Воробьева и др. «Анатомия и физиология» Москва, Медицина 1981г.

3. С.А. Георгиева «Физиология» Медицина, 1986г.

4. В.Я. Липченко, Р.Н. Самусев «Атлас анатомии человека» Москва, Альянс, 1998г.

 

Контрольные вопросы

1. Строение правого и левого легких.

2. Назовите границы легких.

3. Что является структурной единицей легкого?

4. Что такое плевра?

5. перечислите органы средостения.

6. Из чего состоит физиология дыхания?

7. Дыхание в условиях повышенного и пониженного давления.

 

Лекция № 12 на тему «Общие вопросы анатомии и физиологии процесса питания и пищеварительного аппарата»

Студент должен:

Иметь представление:

Þ О потребности есть и пить;

Þ О структурах организма, удовлетворяющих потребность есть и пить;

Þ О функциях желудочно-кишечного тракта;

Þ О регуляции пищеварения;

 

Знать:

Þ определение процесса питания, его этапы;

Þ внешнее питание, всасывание;

Þ транспорт питательных веществ к тканям;

Þ тканевое питание;

Þ структуры пищеварительной системы;

Þ сфинктер, понятие, расположение;

Þ брюшина, строение, складки, брюшная полость;

Þ отношение органов к брюшине.

 

План лекции:

1. Органы, составляющие пищеварительную систему.

2. Определение процесса питания, его этапы;

3. Значение пищеварительных желёз;

4. Состав пищеварительных соков, процесс переваривания пищи;

5. Органы брюшной полости;

6. Брюшина; строение, отношение органов к брюшине;

7. Строение стенки пищеварительного канала;

8. Сфинктер, понятие, расположение.

 

В пищеварительную систему входят полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки, печень, поджелудочная железа. Органы, составляющие пищеварительную систему, располагаются в области головы, шеи, грудной клетки, брюшной полости и таза.

Пищеварение является начальным этапом обмена веществ. С пищей человек получает энергию и необходимые вещества для обновления и роста тканей. Однако поступающие с пищей белки, жиры, углеводы, не могут быть усвоены без предварительной обработки. Необходимо, чтобы крупные сложные нерастворимые в воде молекулярные соединения превратились в более мелкие, растворимые в воде и лишённые своей специфичности. Этот процесс происходит в пищеварительном тракте и называется пищеварением, а образованные при этом продукты – продуктом переваривания.

Пищевые продукты содержат белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, воду. В пищеварительном тракте происходит механическая обработка пищи – её размельчение, а затем химическое расщепление под действием ферментов пищеварительных желёз, расположенных по ходу желудочно-кишечного тракта.

Пищеварительные железы: слюнные, желудочные, поджелудочная, кишечные, печень выделяют в пищеварительный тракт за сутки около 8,5 литров сока. В пищеварительные соки входят органические и неорганические вещества. Среди органических веществ большое значение имеют ферменты. Это биологические катализаторы, которые ускоряю расщепление сложных молекул белка до аминокислот, углеводов – до моносахаридов, жиров – до глицерина и жирных кислот. Все эти вещества способны всасываться слизистой оболочкой пищеварительного тракта, поступать в кровь и лимфу, т. е. в жидкие среды организма и усваиваться клетками.

Все эти пищеварительные ферменты являются гидролизами. Гидролиз – расщепление веществ путём присоединения молекулы воды. При этом энергетическая ценность питательных веществ почти не снижается. Для действия ферментов необходимы определённые условия: оптимальная температура 36–370 и определённая реакция среды. Каждый пищеварительный сок обеспечивает оптимальную среду для ферментов. Например. Желудочный сок содержит НСL, а поджелудочный и кишечный соки содержат щёлочь.

В брюшной полости располагаются желудок, тонкая и толстая кишка, печень, поджелудочная железа, а также селезёнка и ораны мочеполовой системы. Сверху полость ограничена диафрагмой, которая отделяет её от грудной полости; спереди мышцами живота и их сухожильным растяжением, боковые и задняя стенка образованы мышцами и поясничными отделами позвоночника; внизу брюшная полость продолжается в полость таза. Брюшная полость выстлана серозной оболочкой – брюшиной – peritoneum, переходящий на брюшные внутренности. Брюшина, выстилающая стенки, называется пристеночной или париетальной , а покрывающая внутренности – висцеральной. Между листками образуется щелевидное пространство – полость, в которой содержится небольшое количество жидкости. Брюшина, переходящая с органа на орган, образует связки и сальники. Если орган покрыт брюшиной со всех сторон, говорят об интраперитониальном ( внутрибрюшинном) положении органа; если орган покрыт с 3-х сторон, то он находится в мезоперитональном положении. Если орган покрыт только с одной стороны – экстраперитонеально. Гладкая, увлажнённая брюшина облегчает перемещение органов относительно друг друга, устраняя трение. Большой сальник состоит из 4-х листков брюшины и свисает с большой кривизны желудка спереди. Малый сальник состоит из 2-х связок печёночно-деоденальной и печёночно-желудочной, являющихся местом перехода брюшины с печени на желудок и 12-перстную кишку и образован двумя листками брюшины. Позади малого сальника и желудка располагается часть брюшинной полости, называемая сальниковой сумкой.

Стенка пищеварительного канала состоит из оболочек:

§ Внутренняя оболочка – слизистая, покрыта цилиндрическим эпителием, содержит мелкие железы, обильно снабжается кровеносными сосудами, содержит много рецепторов. Слизистая оболочка имеет подслизистый слой, который соединяет её с мышечной оболочкой.

§ Средний слой – мышечный, состоит из гладкой мышечной ткани в несколько слоёв. Исключение – верхняя треть пищевода. Там средняя оболочка представлена поперечно-полосатой мышечной тканью.

§ Наружная оболочка: серозная – брюшина. Она отсутствует у пищевода, где имеется адвентиция.

В желудочно-кишечном тракте циркулярно идущая мышечная ткань образует сфинктры. Сфинктер привратника желудка регулирует поступление пищевой кашицы из желудка в 12- перстную кишку, т. к. пища должна пропитаться поджелудочным соком и желчью. Когда реакция среды станет щелочной, сфинктер открывается и поступает следующая порция.

 


Литература:

1. Н. И. федюкевич «Анатомия и физиология». Минск. «Полифакт – Альфа» 1998 г.

2. Е. А. Воробьёва и др. «Анатомия и физиология». Москва. Медицина 1981 г.

3. С. А. Георгиева и др. «Физиология». Москва, Медицина, 1981 г.

 

Контрольные вопросы:

1. Значение органов пищеварительной системы.

2. Какие органы относятся к пищеварительной системе?

3. Какое значение имеют пищеварительные железы?

4. Какие органы располагаются в брюшной полости?

5. Строение стенки пищеварительного канала?

6. Какое значение имеет брюшина?

 

Лекция № 13 на тему: «Анатомия и физиология органов пищеварительного канала»

Студент должен:

Иметь представление:

Þ о методах обследования пищеварительного канала (зондирование, ректороманоскопия, конрограмма и т. д.)

Знать:

Þ полость рта;

Þ органы полости рта;

Þ глотку;

Þ пищевод;

Þ желудок;

Þ тонкую кишку, отделы;

Þ толстую кишку, отделы;

Þ состав желудочного сока;

Þ состав кишечного сока;

Þ миндалины лимфоэпителиального кольца.

 

План лекции:

1. Полость рта;

2. Органы полости рта:

Язык

Зубы, сроки прорезывания зубов;

3. Глотка;

4. Пищевод;

5. Желудок;

6. Тонкая кишка;

7. Толстая кишка;

8. Прямая кишка.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:629

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.